Логопедическое занятие «Дифференциация звуков З - С в слогах и словах»
Групповое логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков З-С
в слогах и словах.
1 класс – ОНР
Задачи:
коррекционно-образовательная: учить детей дифференцировать звуки [з-с]
и буквы З-С в слогах и словах; учить определять последовательность
звуков в слове;
коррекционно-развивающая: совершенствовать навык звуко-
буквенного анализа; развивать слухо-произносительные
навыки, слуховое внимание и память, логическое мышление,
пространственно-временные представления; развивать мелкую
моторику рук; уточнение и активизация словарного запаса;
коррекционно-воспитательная: воспитывать усидчивость,
самоконтроль, трудолюбие.
Оборудование: карточки З-С, схемы, картинки, разрезная азбука (6 шт.), ИКТ
Лексический: слова «Животные», стихи, загадки, чистоговорки;
рассказ «Зима».
Ход занятия
1. Оргмомент.
Психогимнастика.
-Какое сейчас время года? (Зима) Вывешивается картинка. (слайд 1)
-Назовите зимние месяцы. ( декабрь, январь, февраль)
-Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
Молодцы! Садитесь.
2. Основная часть занятия.
-Отгадайте загадки:
А) Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
(дополнительно: Во дворе горой, в избе водой.)
Б) Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима)
-Какие звуки вы услышали в начале слов «снег» и «зима»? (с,з)
-На что похожи эти звуки? (магнитофон-запись – вьюга)
-Звуки «С», «З» - похожи на свист вьюги и завывание (с-с-с,з-з-з)
-Определите тему урока. ( будем различать звуки з-с, буквы З-С)
-Назовите сходства и различия, соотнесите букву с символом.
«З»-согласный, звонкий, твердый-мягкий. Символ – /\
Обозначается буквой З- два полуовала, влево.
«С»- согласный, глухой, твердый-мягкий. Символ – О
Обозначается буквой С- полуовал, вправо.
3. Работа по теме занятия на уровне слога.
Игра «Запомни-повтори»
са-са-за за-за-са
са-за-са за-са-са
ся-зя-зя зя-ся-зя
- У Сысоя усы от носа до пояса.
-Десять совят
На сосне сидят.
4. Работа в тетрадях.
Выделение звуков С,З на слух. Соотнесение с буквами и символами.
-за, са, жа, ас, зу, ыс, до, зна (карточки с буквами з,с),(обозначают /\-О)
-жук, суп, сахар, зуб, весы, шапка, здоровье, соль (записывают буквы)
Гимнастика - потянулись, улыбнулись.
Зарядка для глаз - влево, вправо, круговые движения.
5. Работа на уровне слова.
-Закончите стихотворение, вставляя нужные слова со звуками с-з в начале слова.
Отгадайте загадки. Запись букв в тетрадях.
А) -В коридоре топот ног, -Лежит под крылечком,
То зовет всех в класс ….. (звонок) хвост колечком… (собака)
-Мчится что есть духу, -Хвост пушистый, мех ворсистый,
Хвост короче уха. В лесу живет, в деревне кур крадет.
Живо угадай-ка, (лиса)
Кто же это?.... (зайка)
-Какие слова вы отгадали? (звонок, собака, зайка, лиса)
(слайд 2 или картинки на доске).
Б) Игра «Четвертый лишний»
-Назовите лишний предмет (звонок) (звенит звонок-время отдыхать)
Ф И З М И Н У Т К А
Развитие внимания, фонематического слуха и мелкой моторики рук и пальцев.
-Называю слова - «С»-присесть, «З»- хлопать в ладоши.
* зубы, чашка, восток, верблюд, дождик, самолет, зубр, лепесток, замок, ветерок, забор, ежик, лиса, зонт, медведь, коза, барсук.
-Любимая игра детей зимой? («снежки»)
Лепим комки-маленькие, большие…(изображают)
-Что можно слепить из комков? (снеговика), (слад 3 -картинка снеговика)
В гости пришел Снеговик с заданиями.
6. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.
- Отгадаем загадки. Работа с разрезной азбукой.
-Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают, достать не могут. (месяц)
-Обозначьте 1-й звук в слове буквой из кассы. (М)
-Тихо,тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе … (лопатой)
- Обозначьте 2-й звук в слове буквой из кассы. (О)
-Дует, завывает,
Пронизывает, заносит. (ветер)
- Обозначьте последний звук в слове буквой из кассы. (Р)
-Меня хлопали лопатой.
Меня делали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И катались все потом
С моего горба гуртом. (горка)
- Обозначьте 2-й звук в слове буквой из кассы. (О)
-Что видно только ночью? (звезды)
- Обозначьте 1-й звук в слове буквой из кассы. (З)
-Прочитайте слово – МОРОЗ.
-Сколько в слове слогов? (два)
-Как вы узнали? (два гласных звука)
-Какой звук стоит м/у гласными? (р)
-Какой звук стоит первый? (м)
-На каком месте звук «З» ? (в конце слова)
- Молодцы!
7.Работа над предложением. Коллективная работа.
-В конвертике задание.
- Из частей составьте картинку (дети у доски собирают картинку)
А) * Беседа по картине.
-В какие игры любят играть дети зимой? (лепят снежную бабу, играют в хоккей, катаются на коньках и лыжах, катаются с горки)
-Вывешивается схема.
!_______ и ______ _______ _______ .
-Что обозначает уголок в схеме и точка ? (начало с заглавной буквы, предложение закончилось - в конце ставится точка)
Б) -Составьте предложение по данной схеме.
!_______ и ______ _______ _______ .
(Соня и Зина лепят снеговика.)
-Какие слова напишем с большой буквы? ( 1-е, 3-е / Соня ,Зина)
-Почему? (начало, имя)
-После какого слова поставим точку? (последнего –снеговика)
-Назовите самое маленькое слово. (и)
-Какую роль оно играет? (связывает слова по смыслу)
В) -Начертите схему в тетради.
-Отметим на схеме буквы занятия.
С___ и З____ _____ с _____ .
8. Итог: - Какие звуки мы различали? ( с-з)
-Назовите звонкий, глухой звук. (З - согласный, звонкий.
С - согласный, глухой.)
-Молодцы! Справились с заданиями, Снеговик очень рад (слайд 4)
Горбачёва Марина Юрьевна
Шабанова Алёна