Логопедическое занятие «Дифференциация звуков З - С в слогах и словах»

0
2
Материал опубликован 9 November 2019

Групповое логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков З-С

в слогах и словах.


 

1 класс – ОНР

 

Задачи:

коррекционно-образовательная: учить детей дифференцировать звуки [з-с]

и буквы З-С в слогах и словах; учить определять последовательность

звуков в слове;

коррекционно-развивающая: совершенствовать навык звуко-

буквенного анализа; развивать слухо-произносительные

навыки, слуховое внимание и память, логическое мышление,

пространственно-временные представления; развивать мелкую

моторику рук; уточнение и активизация словарного запаса;

коррекционно-воспитательная: воспитывать усидчивость,

самоконтроль, трудолюбие.

Оборудование: карточки З-С, схемы, картинки, разрезная азбука (6 шт.), ИКТ

 

Лексический: слова «Животные», стихи, загадки, чистоговорки;

рассказ «Зима».

 

Ход занятия

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

-Какое сейчас время года? (Зима) Вывешивается картинка. (слайд 1)

-Назовите зимние месяцы. ( декабрь, январь, февраль)

-Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Молодцы! Садитесь.

2. Основная часть занятия.

-Отгадайте загадки:

А) Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

(дополнительно: Во дворе горой, в избе водой.)

Б) Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима)

-Какие звуки вы услышали в начале слов «снег» и «зима»? (с,з)

-На что похожи эти звуки? (магнитофон-запись – вьюга)

-Звуки «С», «З» - похожи на свист вьюги и завывание (с-с-с,з-з-з)

-Определите тему урока. ( будем различать звуки з-с, буквы З-С)

-Назовите сходства и различия, соотнесите букву с символом.

«З»-согласный, звонкий, твердый-мягкий. Символ – /\

Обозначается буквой З- два полуовала, влево.

«С»- согласный, глухой, твердый-мягкий. Символ – О

Обозначается буквой С- полуовал, вправо.

3. Работа по теме занятия на уровне слога.

Игра «Запомни-повтори»

са-са-за за-за-са

са-за-са за-са-са

ся-зя-зя зя-ся-зя

- У Сысоя усы от носа до пояса.

-Десять совят

На сосне сидят.

4. Работа в тетрадях.

Выделение звуков С,З на слух. Соотнесение с буквами и символами.

-за, са, жа, ас, зу, ыс, до, зна (карточки с буквами з,с),(обозначают /\-О)

-жук, суп, сахар, зуб, весы, шапка, здоровье, соль (записывают буквы)

Гимнастика - потянулись, улыбнулись.

Зарядка для глаз - влево, вправо, круговые движения.

5. Работа на уровне слова.

-Закончите стихотворение, вставляя нужные слова со звуками с-з в начале слова.

Отгадайте загадки. Запись букв в тетрадях.

А) -В коридоре топот ног, -Лежит под крылечком,

То зовет всех в класс ….. (звонок) хвост колечком… (собака)

-Мчится что есть духу, -Хвост пушистый, мех ворсистый,

Хвост короче уха. В лесу живет, в деревне кур крадет.

Живо угадай-ка, (лиса)

Кто же это?.... (зайка)

-Какие слова вы отгадали? (звонок, собака, зайка, лиса)

(слайд 2 или картинки на доске).

Б) Игра «Четвертый лишний»

-Назовите лишний предмет (звонок) (звенит звонок-время отдыхать)

Ф И З М И Н У Т К А

Развитие внимания, фонематического слуха и мелкой моторики рук и пальцев.

-Называю слова - «С»-присесть, «З»- хлопать в ладоши.

* зубы, чашка, восток, верблюд, дождик, самолет, зубр, лепесток, замок, ветерок, забор, ежик, лиса, зонт, медведь, коза, барсук.

-Любимая игра детей зимой? («снежки»)

Лепим комки-маленькие, большие…(изображают)

-Что можно слепить из комков? (снеговика), (слад 3 -картинка снеговика)

В гости пришел Снеговик с заданиями.

6. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

- Отгадаем загадки. Работа с разрезной азбукой.

-Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собаки лают, достать не могут. (месяц)

-Обозначьте 1-й звук в слове буквой из кассы. (М)

-Тихо,тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе … (лопатой)

- Обозначьте 2-й звук в слове буквой из кассы. (О)

-Дует, завывает,

Пронизывает, заносит. (ветер)

- Обозначьте последний звук в слове буквой из кассы. (Р)

-Меня хлопали лопатой.

Меня делали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И катались все потом

С моего горба гуртом. (горка)

- Обозначьте 2-й звук в слове буквой из кассы. (О)

-Что видно только ночью? (звезды)

- Обозначьте 1-й звук в слове буквой из кассы. (З)

-Прочитайте слово – МОРОЗ.

-Сколько в слове слогов? (два)

-Как вы узнали? (два гласных звука)

-Какой звук стоит м/у гласными? (р)

-Какой звук стоит первый? (м)

-На каком месте звук «З» ? (в конце слова)

- Молодцы!

7.Работа над предложением. Коллективная работа.

-В конвертике задание.

- Из частей составьте картинку (дети у доски собирают картинку)

А) * Беседа по картине.

-В какие игры любят играть дети зимой? (лепят снежную бабу, играют в хоккей, катаются на коньках и лыжах, катаются с горки)

-Вывешивается схема.

!_______ и ______ _______ _______ .

-Что обозначает уголок в схеме и точка ? (начало с заглавной буквы, предложение закончилось - в конце ставится точка)

Б) -Составьте предложение по данной схеме.

!_______ и ______ _______ _______ .

(Соня и Зина лепят снеговика.)

-Какие слова напишем с большой буквы? ( 1-е, 3-е / Соня ,Зина)

-Почему? (начало, имя)

-После какого слова поставим точку? (последнего –снеговика)

-Назовите самое маленькое слово. (и)

-Какую роль оно играет? (связывает слова по смыслу)

В) -Начертите схему в тетради.

-Отметим на схеме буквы занятия.

С___ и З____ _____ с _____ .

8. Итог: - Какие звуки мы различали? ( с-з)

-Назовите звонкий, глухой звук. (З - согласный, звонкий.

С - согласный, глухой.)

-Молодцы! Справились с заданиями, Снеговик очень рад (слайд 4)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работы нет!

9 November 2019

У Светланы Рафисовны что то не получилось загрузить занятие.

10 November 2019

Похожие публикации