Коррекционно-развивающее занятие «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях»

4
0
Материал опубликован 29 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)

/data/files/e1485714877.pptx (Презентация "Артикуляционная гимнастика")

/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)

/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)Задачи.

Коррекционно-образовательные: формировать умение правильно произносить и различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах, последовательно пересказывать текст. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении сложноподчиненных предложений по образцу. Определять на слух позицию заданного звука в слове.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Активизировать и расширять словарный запас. Способствовать правильному речевому дыханию с удлиненным, постепенным выдохом.
Коррекционно-воспитательные: формировать чувство бережного отношения друг к другу, к своему здоровью, к окружающей природе.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, карточки для каждого ребенка, карандаши, предметные картинки на звуки С-Ш, игрушки – заяц Степашка, куклы Соня и Алёша, мяч, силуэты картинок (мальчик, шапка, сосна, шишки, белка), мольберт, магниты (черные или белые), проектор, нетбук.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел.

Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Введение в тему.

- Ребята, наш Степашка попал в беду. Он играл в компьютерную игру и заблудился в ней.

Чтобы он вернулся к нам, нужно выполнить задания. Поможем Степашке?

Присесть столько раз, сколько раз я хлопну.

Подпрыгнуть столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

Послушайте стихи и догадайтесь, о каких звуках мы будем говорить.

В словах на этот звук- повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист, капуста, сом.
В словах на этот звук– совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.

- Какие звуки мы будем повторять сегодня?

- Правильно С и Ш.

Дыхательная гимнастика

Мы подуем высоко с-с-с

Поднимаем руки вверх, встаём на носки и дуем на руки

Мы подуем низко с-с-с

Вытягиваем руки вперёд перед собой, приседаем и дуем на руки

Мы подуем далеко с-с-с

Держим руки перед собой, наклоняемся вперед и дуем на руки

Мы подуем близко с-с-с

Держим ладони перед собой и дуем на них

- Какой мы почувствовали ветерок? (холодный)

-А сейчас споем песенку змеи ш-ш-ш… Какой почувствовали на ладошке ветерок? (горячий)


Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

(Дети сидят за столами с зеркалами)

- Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.

- Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые


Артикуляционная гимнастика (Презентация)

Улыбочка, Заборчик, Накажем непослушный язычок, Лопата, Качели, Чистим зубки, Чашечка, Лошадка, Грибочек, Гармошка.


Вот и вернулся к нам Степашка.

- Ребята, спасибо, что выручили меня из беды. Перед сном я играл в любимую игру и, сам не понимаю, как я смог потеряться в игре?

-Степашка, наверное, ты долго сидел за компьютером, у тебя устали глазки, и ты потерял точность и ловкость в игре. Есть такое правило: перед сном играть в компьютерные игры нельзя, лучше почитать книгу. А днем хорошо встретиться с друзьями и прогуляться на свежем воздухе.

-Степашка, мы научим тебя делать гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение.


Гимнастика для глаз

Летела кукушка мимо сада,

Дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Двигают рукой вправо-влево.

Поклевала всю рассаду

Двигают рукой вверх- вниз.

И кричала «Ку-ку-мак,

Двигают рукой вперед-назад.

Раскрывай один кулак!»

Раскрывают кулак в сторону вверх

Ты, кукушка не кричи,

Двигают указательным пальцем вверх.

А немножко помолчи.

Закрывают глаза ладонями

2. Основная часть


Игра «Ушки на макушке»

Закрашивайте кружок синим цветом, если слышите в слогах звук С.

Ас, уп, эс, он, ис, му

Дифференциация на слух звуков С, Ш на слух и в произношении.

а) са, ша, ас, ист , шта, ста, аст, ошп…

б) столовая, киоск, мышеловка, свистеть…

Игра «Наоборот»

-Я называю слог, а вы переставляете местами звуки.

са-ас

со-ос

су-ус

сы-ыс

ош-шо

уш-шу

ыс-сы

эс-сэ

Игра «Подарим картинки Соне и Алеше»- отбор картинок на С-Ш

- К нам в гости пришли куклы- Соня и Алеша. Какой мы слышим первый звук в слове Соня?

А в середине слова Алеша? Какие мы подарим картинки Соне, а какие Алеше?

Я подарю санки Соне, потому что в слове санки есть звук С в начале слова.


Игра на внимание «Найди шишки»

-Степашка, ребята, принес вам шишки из леса и хочет с вами поиграть. Вот только их нужно сначала найти. Кто самый внимательный и быстрее всех найдет их в группе?

- С какого дерева упала эта шишка? (с ели). Как мы её назовём? (еловая). Какая она по

форме? (вытянутая, овальная). На ощупь? (колючая)

- С какого дерева упала эта шишка? (с сосны). Как мы её назовём? (сосновая). Какая по

форме? (круглая). На ощупь? (Колет, но не сильно)


Физкультминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнения с еловыми шишками.

-Катаем шишки между ладонями в прямом направлении.

-Вращаем основанием шишки на тыльной стороне руки по часовой и против часовой стрелки.

 

Упражнения с сосновыми шишками.

Кручение шишки между ладонями как колесо в разном направлении.

Подбрасывание шишки, ловля одной, двумя руками.

Пересказ рассказа.

-Ребята, послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Миша. Выкладывание на доске силуэтных картинок (Приложение 1).

«Миша и белка»

Пошел Миша в лес за шишками. Видит - стоит высокая сосна, а под ней много шишек.

Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой.

А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и без шапки.

а) беседа по содержанию:

-Как называется рассказ?

-О ком этот рассказ?

-Что решил сделать Миша?

-Удалось Мише поймать белку?

-Хорошо ли белке жилось бы в неволе?

б) повторное чтение;

в) пересказ детьми;

г) вывод.

-Диких животных приносить ловить в лесу и брать домой нельзя. Они не приспособлены жить в неволе. А в лес нужно ходить, чтоб получить заряд бодрости и энергии и

полюбоваться окружающей природой.

3. Итог занятия

Степашка прощается с детьми, благодарит за помощь.

- О каких сегодня звуках мы говорили?

-Какое задание больше понравилось?

- Молодцы, ребята, вы хорошо занимались и были Умниками и Умницами.

 

Используемая литература и интернет-ресурсы:


 

Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб., 2007

Комарова Л.А. Автоматизация звуков С- Сь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М, 2009.

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.- М. 2012

http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-po-teme-zvuki-s-i-s.html

http://logoportal.ru/logopedicheskoe-zanyatie-po-teme-differentsiatsiya-zvukov-s-sh/.html

Предварительный просмотр презентации

учитель-логопед: МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка» Сергеева Н.А. Шумерля 2013 г. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (С,З,Ц)

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков (Ш,Ж,Ч,Щ)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации