Коррекционно-развивающее занятие «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)
/data/files/e1485714877.pptx (Презентация "Артикуляционная гимнастика")
/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)
/data/files/a1485714778.docx (Приложение к конспекту)Задачи.
Коррекционно-образовательные: формировать умение правильно произносить и различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах, последовательно пересказывать текст. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении сложноподчиненных предложений по образцу. Определять на слух позицию заданного звука в слове.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Активизировать и расширять словарный запас. Способствовать правильному речевому дыханию с удлиненным, постепенным выдохом.
Коррекционно-воспитательные: формировать чувство бережного отношения друг к другу, к своему здоровью, к окружающей природе.
Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, карточки для каждого ребенка, карандаши, предметные картинки на звуки С-Ш, игрушки – заяц Степашка, куклы Соня и Алёша, мяч, силуэты картинок (мальчик, шапка, сосна, шишки, белка), мольберт, магниты (черные или белые), проектор, нетбук.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел.
Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Введение в тему.
- Ребята, наш Степашка попал в беду. Он играл в компьютерную игру и заблудился в ней.
Чтобы он вернулся к нам, нужно выполнить задания. Поможем Степашке?
Присесть столько раз, сколько раз я хлопну.
Подпрыгнуть столько раз, сколько раз я ударю в бубен.
Послушайте стихи и догадайтесь, о каких звуках мы будем говорить.
В словах на этот звук- повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист, капуста, сом.
В словах на этот звук– совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.
- Какие звуки мы будем повторять сегодня?
- Правильно С и Ш.
Дыхательная гимнастика
Мы подуем высоко с-с-с |
Поднимаем руки вверх, встаём на носки и дуем на руки |
Мы подуем низко с-с-с |
Вытягиваем руки вперёд перед собой, приседаем и дуем на руки |
Мы подуем далеко с-с-с |
Держим руки перед собой, наклоняемся вперед и дуем на руки |
Мы подуем близко с-с-с |
Держим ладони перед собой и дуем на них |
- Какой мы почувствовали ветерок? (холодный)
-А сейчас споем песенку змеи ш-ш-ш… Какой почувствовали на ладошке ветерок? (горячий)
Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
(Дети сидят за столами с зеркалами)
- Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.
- Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые
Артикуляционная гимнастика (Презентация)
Улыбочка, Заборчик, Накажем непослушный язычок, Лопата, Качели, Чистим зубки, Чашечка, Лошадка, Грибочек, Гармошка.
Вот и вернулся к нам Степашка.
- Ребята, спасибо, что выручили меня из беды. Перед сном я играл в любимую игру и, сам не понимаю, как я смог потеряться в игре?
-Степашка, наверное, ты долго сидел за компьютером, у тебя устали глазки, и ты потерял точность и ловкость в игре. Есть такое правило: перед сном играть в компьютерные игры нельзя, лучше почитать книгу. А днем хорошо встретиться с друзьями и прогуляться на свежем воздухе.
-Степашка, мы научим тебя делать гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение.
Гимнастика для глаз
Летела кукушка мимо сада, |
Дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Двигают рукой вправо-влево. |
Поклевала всю рассаду |
Двигают рукой вверх- вниз. |
И кричала «Ку-ку-мак, |
Двигают рукой вперед-назад. |
Раскрывай один кулак!» |
Раскрывают кулак в сторону вверх |
Ты, кукушка не кричи, |
Двигают указательным пальцем вверх. |
А немножко помолчи. |
Закрывают глаза ладонями |
2. Основная часть
Игра «Ушки на макушке»
Закрашивайте кружок синим цветом, если слышите в слогах звук С.
Ас, уп, эс, он, ис, му
Дифференциация на слух звуков С, Ш на слух и в произношении.
а) са, ша, ас, ист , шта, ста, аст, ошп…
б) столовая, киоск, мышеловка, свистеть…
Игра «Наоборот»
-Я называю слог, а вы переставляете местами звуки.
са-ас
со-ос
су-ус
сы-ыс
ош-шо
уш-шу
ыс-сы
эс-сэ
Игра «Подарим картинки Соне и Алеше»- отбор картинок на С-Ш
- К нам в гости пришли куклы- Соня и Алеша. Какой мы слышим первый звук в слове Соня?
А в середине слова Алеша? Какие мы подарим картинки Соне, а какие Алеше?
Я подарю санки Соне, потому что в слове санки есть звук С в начале слова.
Игра на внимание «Найди шишки»
-Степашка, ребята, принес вам шишки из леса и хочет с вами поиграть. Вот только их нужно сначала найти. Кто самый внимательный и быстрее всех найдет их в группе?
- С какого дерева упала эта шишка? (с ели). Как мы её назовём? (еловая). Какая она по
форме? (вытянутая, овальная). На ощупь? (колючая)
- С какого дерева упала эта шишка? (с сосны). Как мы её назовём? (сосновая). Какая по
форме? (круглая). На ощупь? (Колет, но не сильно)
Физкультминутка. Массаж с дарами природы.
Упражнения с еловыми шишками.
-Катаем шишки между ладонями в прямом направлении.
-Вращаем основанием шишки на тыльной стороне руки по часовой и против часовой стрелки.
Упражнения с сосновыми шишками.
Кручение шишки между ладонями как колесо в разном направлении.
Подбрасывание шишки, ловля одной, двумя руками.
Пересказ рассказа.
-Ребята, послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Миша. Выкладывание на доске силуэтных картинок (Приложение 1).
«Миша и белка»
Пошел Миша в лес за шишками. Видит - стоит высокая сосна, а под ней много шишек.
Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой.
А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и без шапки.
а) беседа по содержанию:
-Как называется рассказ?
-О ком этот рассказ?
-Что решил сделать Миша?
-Удалось Мише поймать белку?
-Хорошо ли белке жилось бы в неволе?
б) повторное чтение;
в) пересказ детьми;
г) вывод.
-Диких животных приносить ловить в лесу и брать домой нельзя. Они не приспособлены жить в неволе. А в лес нужно ходить, чтоб получить заряд бодрости и энергии и
полюбоваться окружающей природой.
3. Итог занятия
Степашка прощается с детьми, благодарит за помощь.
- О каких сегодня звуках мы говорили?
-Какое задание больше понравилось?
- Молодцы, ребята, вы хорошо занимались и были Умниками и Умницами.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб., 2007
Комарова Л.А. Автоматизация звуков С- Сь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М, 2009.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.- М. 2012
http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-po-teme-zvuki-s-i-s.html
http://logoportal.ru/logopedicheskoe-zanyatie-po-teme-differentsiatsiya-zvukov-s-sh/.html