12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Скиданенко Полина Мариовна32
Россия, Краснодарский край, ст-ца Прочноокопская

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в слогах и словах»


 

Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;

- Закреплять образы букв.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умение определять место звука в слове;

-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв  (С, Ш,), правильную артикуляционный уклад, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать умения работать в коллективе.

-Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, предметные картинки, кубик с артикуляционной гимнастикой, карточки со слогами.

Ход коррекционного занятия

II. Артикуляционная гимнастика.

Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение ( Рис. 1)

Рис. 1


 

III. Введение в тему.

Отгадывание загадок:

Загадка 1

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу.

(Санки) http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont544.html


 

Демонстрация картинки (Рис.2)

Рис. 2 Зима в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей


 

Логопед: Какой первый звук в слове сани?

Загадка 2

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Шапка.)


 

Демонстрация картинки (Рис.3)

Рис. 3 Головные уборы. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей


 

Сообщение темы:

Логопед: Сегодня мы будем учить различать звуки С-Ш.

Основная часть.

IV. Уточнение артикуляции.

Логопед: Возьмите зеркало (индивидуальные) и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции.

- губы - улыбаются

- зубы - заборчиком

- язык - упирается в нижние зубы

- воздушная струя - холодная

- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).

Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что вы видите?

Работа по плану артикуляции.

- губы округлены, колечком

- зубы – разомкнуты, образуют небольшую щель

- язык – плоский, поднят кверху

- воздушная струя - теплая

- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).

Логопед объясняет характеристику звуков и их различие:

- [с] – согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он бывает твердым и мягким.

- [ш]– согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он всегда твердый.

- звук [ш]- шипит, губы колечком, язык поднимается вверх к небу, воздушная струя - теплая,

- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, воздушная струя холодная.

Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.

Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]?

5. Работа со слоговыми схемами и карточками:

а) чтение слоговых таблиц с звуком [c] ( Таб. 1, Таб. 2)

 

У

А

О

И

Ы

Э

С

СУ

СА

СО

СИ

СЫ

СЭ

Таб. 1


 

 

У

А

О

И

Э

Ш

ШУ

ША

ШО

ШИ

ШЭ

Таб.2


 

б) «Покажи нужный слог»

Логопед: Я буду называть слог, а вы поднимать карточку с этим слогом.

6. Работа с предметными картинками:

На магнитной доске выставляются картинки, дети называют предмет и определяют звук [с] или [ш] встречается в слове и место этого звука.

Перечень картинок: душ, шкаф, мышка, оса, квас, собака. (Рис. 4)

Рис. 4


 

V. Динамическая пауза (Ткаченко Т. А. Речь и моторика М. 2007)

Дятел

Дятел к дереву летит.

Дети машут руками

Он в сосне дупло долбит.

Изображают движения дятла.

Раздается стук в бору,

Лечит пеструю кору.

Не страшна ему смола.

Хлопают над головой руками

Дятлу-доктору хвала!

Приседают, хлопают перед собой

VI. Пальчиковая гимнастика (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Дество-Пресс, 2008. – 64с.)

Кормушка

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Машут перекрестно сложенными ладонями.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

Всем хватило зернышек!

Трут большими пальцами об указательные, как бы насыпая корм в кормушку.


 

VII. Работа в тетрадях.

Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем открыть тетради и напечатать буквы, сначала по образцу, а потом самостоятельно.

VIII. Итог занятия.

Какие звуки мы учились различать?

Молодцы, все замечательно работали.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Скрипникова Валентина Михайловна, 19.05.17 в 16:11 0 Ответить Пожаловаться
ЗАХОДИТЕ НА ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.