Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях для детей 5-6 лет
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях для детей 5-6 лет.
С использованием лэпбука.
Тема: «Поиграй со змейкой Шушей».
Автор: учитель-логопед Андреева Алина Сергеевна.
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1.Закреплять правильный артикуляционный уклад.
2.Закреплять правильное произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках.
3. Развивать фонематическое восприятие.
4.Развивать мышление, память, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
5. Продолжать учить определять место звука в слове.
Материалы и оборудование:
Лэпбук, который в себя включает: карточки артикуляционной гимнастики, дидактические игры для развития речевого дыхания, дорожка из пуговиц, для закрепления звука в слогах, предметные картинки, мнемосхемы, су-джок шарик.
1.Организационный момент:
-Здравствуй! Сегодня мы будем играть со змейкой Шушей и выполнять разные интересные задания, которые она приготовила.
- Готов(а)? Тогда начнем!
2. Артикуляционная гимнастика:
-Сначала заглянем в домик к веселому язычку и сделаем специальную гимнастику (по карточкам).
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без голоса.
«Месим тесто»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Затем зубами та-та-та…
«Блинчик»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (10 сек.)
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу.
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке.
3. Дыхательная гимнастика:
- Давай познакомимся с друзьями Шуши, с лягушкой и божьей коровкой. Подуем на божью коровку, чтоб она улетела с цветка. А теперь на лягушку! Молодец!
4. Повторение артикуляции звука [Ш]
- Посмотри, это любимая полянка Шуши, она любит играть на ней с шариком. Поиграем вместе с ней? Кати ладошкой шарик по полянке и шипи, как змея. У тебя отлично получается!
-Давай вспомним, что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
5. Автоматизация звука в слогах.
-А еще Шуша любит петь. Давай споем вместе с ней? Нажимай каждым пальчиком, по очереди, на пуговицы и повторяй:
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
6. Автоматизация звука в словах.
- А что это за конверт? Открой, посмотри, что в нем. Назови слова. (Предметные картинки: шуба, избушка, шапка, кошка, мышка, шашки).
- Посмотри на эту схему! Здесь зашифрованы игры. Давай вспомним их и поиграем. А поможет нам кубик.
Ребенок бросает кубик и выполняет задание под соответствующей цифрой.
Игры: 1. «Я вижу…» 2. «Назови ласково». 3. «Жадина». 4. «Посчитай до 5» 5. «Брось кубик еще раз» 6. «Один и много».
7. «Паровозик» («Найди место звука в слове»)
- Шуша предлагает покататься на паровозике, для этого нужно выполнить задание. Тебе нужно определить в каком вагончике едет звук, и передвинуть бусинку на схеме под нужный вагон. ( Предметные картинки: шуба, шапка, кошка, мышка)
8. Автоматизация звука в скороговорках.
-Змейка предлагает выучить тебе скороговорку, которую она зашифровала, на карточке.
Разучивание скороговорки с помощью мнемотаблицы.
9. Подведение итогов.
-Шуша говорит тебе спасибо. Тебе понравилось играть со змейкой? Что тебе запомнилось? Какой мы сегодня звук учились произносить?
- До новых встреч с Шушей!