Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С–Ш в слогах и словах»
583-006-592Логопедическое занятие в подготовительной группе
Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в слогах и словах»
Цель: Научить дифференцировать звуки [c] – [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;
- Закреплять образы букв.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение определять место звука в слове;
-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв (С, Ш,), правильную артикуляционный уклад, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать в коллективе.
-Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, предметные картинки, кубик с артикуляционной гимнастикой, карточки со слогами.
Ход коррекционного занятия
II. Артикуляционная гимнастика.
Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение ( Рис. 1)
Рис. 1
III. Введение в тему.
Отгадывание загадок:
Загадка 1
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки) http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont544.html
Демонстрация картинки (Рис.2)
Рис. 2 Зима в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей
Логопед: Какой первый звук в слове сани?
Загадка 2
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка.)
Демонстрация картинки (Рис.3)
Рис. 3 Головные уборы. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей
Сообщение темы:
Логопед: Сегодня мы будем учить различать звуки С-Ш.
Основная часть.
IV. Уточнение артикуляции.
Логопед: Возьмите зеркало (индивидуальные) и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции.
- губы - улыбаются
- зубы - заборчиком
- язык - упирается в нижние зубы
- воздушная струя - холодная
- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).
Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что вы видите?
Работа по плану артикуляции.
- губы округлены, колечком
- зубы – разомкнуты, образуют небольшую щель
- язык – плоский, поднят кверху
- воздушная струя - теплая
- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).
Логопед объясняет характеристику звуков и их различие:
- [с] – согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он бывает твердым и мягким.
- [ш]– согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он всегда твердый.
- звук [ш]- шипит, губы колечком, язык поднимается вверх к небу, воздушная струя - теплая,
- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, воздушная струя холодная.
Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.
Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]?
5. Работа со слоговыми схемами и карточками:
а) чтение слоговых таблиц с звуком [c] ( Таб. 1, Таб. 2)
У |
А |
О |
И |
Ы |
Э |
|
С |
СУ |
СА |
СО |
СИ |
СЫ |
СЭ |
Таб. 1
У |
А |
О |
И |
Э |
|
Ш |
ШУ |
ША |
ШО |
ШИ |
ШЭ |
Таб.2
б) «Покажи нужный слог»
Логопед: Я буду называть слог, а вы поднимать карточку с этим слогом.
6. Работа с предметными картинками:
На магнитной доске выставляются картинки, дети называют предмет и определяют звук [с] или [ш] встречается в слове и место этого звука.
Перечень картинок: душ, шкаф, мышка, оса, квас, собака. (Рис. 4)
Рис. 4
V. Динамическая пауза (Ткаченко Т. А. Речь и моторика М. 2007)
Дятел
Дятел к дереву летит. |
Дети машут руками |
Он в сосне дупло долбит. |
Изображают движения дятла. |
Раздается стук в бору, Лечит пеструю кору. Не страшна ему смола. |
Хлопают над головой руками |
Дятлу-доктору хвала! |
Приседают, хлопают перед собой |
VI. Пальчиковая гимнастика (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Дество-Пресс, 2008. – 64с.)
Кормушка
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Машут перекрестно сложенными ладонями. |
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. |
На каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших. |
Всем хватило зернышек! |
Трут большими пальцами об указательные, как бы насыпая корм в кормушку. |
VII. Работа в тетрадях.
Логопед: А сейчас мы возьмем карандаш в руки напишем им в воздухе букву [с] и букву [ш]. Теперь мы можем открыть тетради и напечатать буквы, сначала по образцу, а потом самостоятельно.
VIII. Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
Молодцы, все замечательно работали.