Логопедическое занятие «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш. Правописание ЖИ - ШИ»

5
0
Материал опубликован 24 October 2017 в группе

 Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш – ж.

Грамматическая тема: Правописание жи – ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Задачи:

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

II. Повторение:

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(упражнение «Худышки»)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(упражнение «Парус»)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш – Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

 Ш                                                        Ж

согласный                                           согласный

губы трубочкой                                  губы трубочкой

зубы сближены                                  зубы сближены

тёплая воздушная струя                    тёплая воздушная струя

нет голоса (глухой)                          есть голос (звонкий)

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ – мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(со звука [Ш]).

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ – мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Есть такие буквы – Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ – ШИ - пиши с И)

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа – жа – жа – жа – мы видели ужа

ша – ша – ша – ша –  мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – спешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша - У Даши каша.

Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.

Ош-ош-ош - У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

IV. Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ – ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках?   (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

       

Ж

   

У

Ш

И

     

 

И

Р

     

Ш

А

Ё

Ж

И

К

Ф

     

А

 

М

Ы

Ш

И

 

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов – на букву Ш.

 

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации