Логопедическое занятие «Дифференциация звуков С-Ш»
Конспект логопедического занятия для детей имеющих заключение: нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием. 2 класс.
Тема: «Дифференциация звуков с-ш»
Цель: Показать использование приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Различать звуки с-ш в предложениях, тексте.
Задачи:
Образовательные:
-закрепление артикуляторных и акустических характеристик звуков Ш и С ;
-развитие слуховой дифференциации звуков Ш и С ;
-развитие навыка фонематического анализа и синтеза;
-развитие навыка конструирования предложения;
-совершенствование навыка распространения предложения;
-совершенствование навыка самоконтроля.
Коррекционные:
-активизация кинестезии движений рук, позы тела, вестибулярного аппарата;
-развитие зрительно- моторных координаций;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие мыслительных процессов;
-расширение словарного запаса.
Воспитательные:
-воспитание чёткого понимания инструкции;
-воспитание пошаговому следованию заданного алгоритма;
-воспитание коммуникативных умений.
Оборудование: доска, игровое поле, наборы цифр от 1 до 9, предметные картинки, тетради, цветные ручки.
Ход занятия.
Установка на успешную деятельность
Проверка готовности
Разминка
Введение в тему
Работа по алгоритму
Рефлексия
Итог
Прозвенел звонок- начался урок.
Установка на успешную деятельность. 2 мин.
Дыхательное упражнение. «Счёт на выдохе»
-Встаньте прямо. Руки в стороны— вдох (на раз- два), вперёд—выдох (три- четыре- пять- шесть). Поднять над головой- вдох, вперёд- выдох. Поднять над головой- вдох, опустить по бокам- выдох.
Массаж щипками. Покажите большие пальчики, указательные- захватим мочку ушей, начинаем массажировать: прищипываем и подкручиваем. Идём по краю ушей 8 шажков, достигаем верхней точки ушей, начинаем подтягивать вверх, затем в стороны.
Упражнение «Думающая шапочка»-- потрём ладошками- почувствуем тепло и «оденем» шапочку. Всё, что мы сегодня узнаем, приобретём, навык останется у нас в голове.
Посмотрите всё ли у вас готово к занятию в порядке заданном картинками. 10 сек
Если у вас чего - то нет… как нужно поступить.
Ответы детей:
- попросить у соседа по парте
- спросить у учителя
Разминка – 3 мин
На слайд выводится предложение.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Как мы можем прочитать это предложение.
Ответы детей.
- Шёпотом, громко, а можем часть слова прочитывать про себя, а последний слог в слух.
-Что выберем. -Читаем.
Кто понял, о чём говориться в этом предложении.
-А теперь нужно выделить….договаривают мысль.- правильно- орфограммы.
Записываем дату. Опускаем головы. Как взрослые пишем со слуха. Проверка.
-Взяли зелёный карандаш, ручку- глазки совпадают с тем, что проверяем.
Какие согласные чаще других повторяются. –Ш и С
Введение в тему 3 мин.
-Кто подскажет тему сегодняшнего занятия.
Учащиеся формируют тему. Учитель- логопед корректирует:
-Тема занятия «Звуки С-Ш и буквы их обозначающие.
Наша цель: правильно писать слова с согласными С-Ш в предложениях и тексте.
Я предлагаю вам, дети, определим план работы. На доске таблички: даём характеристику, работаем со звуками (буквами), работаем со словами, работа с предложением, работа с текстом. Составляем алгоритм.
Работа по алгоритму 27 мин.
Что вы знаете про звуки, которые обозначают эти согласные.
Упр. «Замок», «Колечки».
-Сложить руки «в замок» и тянуть их6
--вверх, вниз, в стороны; - прогнуться назад и потянуться руками вверх;
Взять правый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой;- зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны.
«Колечки» попеременно соединять пальцы с большим; сначала в одностороннем порядке. Потом правая рука «гонит» колечки в лицо, начиная с мизинца, левая от лица.
Упр. «Дирижёр»
Показываем руками положения губ, языка- дети произносят хором соответствующий звук.
Садитесь.
Перед вами игровое поле, коробочка с цифрами….кто мне подскажет, что я вам предлагаю выбрать.
-
Ответы детей:
-работу со звуками, если выберем цифры - значит определить- место звука в слове (раскладываются цифры от 1 до 9- левой рукой, начиная с мизинца «проигрываем» слово, как на пианино и определяем место заданного звука в слове или количество звуков),
если же игровое поле – выполняем упр. « Помоги пчёлке собрать урожай» - собрать слово из букв (вместо нектара) на остановках ( «летаем», как пчёлка над игровым полем по команде учителя- 1 шаг вниз, 3 шага влево и только где дети слышат слово «остановка», ту букву записывают себе на ум- если буквы соберём правильно, то получится целое слово).
Дети следуют пространственной инструкции.
Выбираем.
Играем.
1 вариант: лес, камыш, тишина, толстый.
2 вариант: шмель, смола.
-Кто знает, что обозначают эти слова.
-Составим предложение с этими словами. Дети составляют.
Все фразы хотят получить красивые модные наряды «Мы хотим быть чркими!№ говорят они. Вы им можете помочь, если постараетесь. Вы построили предложение, но мне не понятно какой шмель: толстый, полосатый, майский. Придумайте какой именно. Добавим подробностей, тогда фраза сразу станет интереснее, ярче.
Ответы детей.
Проговариваем предложение, которое получилось.
Упр. «Равновесие»- стоять на одной ноге с закрытыми глазами, поморгали быстро глазами.
Упр. «Ухо- нос»- левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
Записываем предложение, предварительно орфографически проговорив.
-А сейчас я вам хочу предложить поработать с текстом. Прочитать, подумать, о чём говориться и задать, вопросы по содержанию… Согласны.
- Кто запомнил инструкцию, в какой последовательности будем производить действия?
Ответы детей. Проговариваем алгоритм: прочитаем- подумаем о чём говориться- зададим вопросы по содержанию.
Дети выбирают способ чтения текста: хором- по цепочке; шёпотом или громко.
Пушок.
У нас есть кот. Его зовут Пушок. Он любит мясо и молоко. Шерсть у кота серая пушистая. Когда все спят, Пушок охотится на мышей.
-Спросите меня про кличку кота? Задайте вопрос, который начинается со слова - что?
Какая….? Что делает….?
Упр. «Подвигаем глазами».
Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо- вдох, пауза, вернуться в и. п.- выдох и т.д.
Перескажем текст хором.
Пишем по памяти ( для помощи выводится слайд с опорными картинками, заданными в порядке написания предложений).
Проверяем.
-Находим ошибки, которые сами исправили- ставим карандашом….количество….их учитель не учитывает…хорошо, когда вы найдёте все ошибки сами- выше оценка вашей работы.
Рефлексия. 3 мин.
«Я так чувствую» Мне всё было понятно на занятии—кружок с точкой в середине, было понятно, но остались вопросы- кружок с вопросительным знаком, кажется нужно ещё поработать—кружок с многоточием.
Итог 2 мин.
Всё сегодня выполнили. Молодцы.
Регина