Дыхательные упражнения как одна из составляющих развития речи при физической деятельности детей.

0
0
Материал опубликован 17 November в группе

Дыхательные упражнения

как одна из составляющих развития речи

при физической деятельности детей.


     Речевое развитие проходит через все этапы становления личности и жизни любого человека. Речь – важная социальная необходимость нашей жизни, с помощью которой мы вступаем в общество реализуем себя в нем. На дошкольном этапе формируется основа будущего умения человека общаться друг с другом. Это оптимальное время для активного обучения речевым навыкам с использованием различных педагогических методик и технологий. Способность формулировать свои мысли и передавать их другим развивается с самого рождения, и от нас, педагогов, во многом зависит, насколько будущий гражданин будет способен выстраивать свои отношения со сверстниками, коллегами и друзьями.

      Речевое развитие дошкольников включает в себя несколько направлений. Одним из его составляющих компонентов является развитие речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, которая является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», непроговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

      Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности. Речевое дыхание у дошкольников характеризуется:

- малым объемом легких;

- слабой дыхательной мускулатурой;

- слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);

- неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

- неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);

- торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;

- слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.


     Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” двигаются в положение «вперед» с расширением грудной клетки и, соответственно, с сужением. Или из положения “вверху” двигаются вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

   Учитывая тесную взаимосвязь и взаимопроникновение, или интегрирование, образовательных областей в осуществлении воспитательно-образовательной деятельности, мы коснемся физической культуры как одной из сфер активного применения дыхательных упражнений при двигательной деятельности детей.

Цель использования дыхательных упражнений (в нашем случае): восстановление дыхания и всего организма в целом в норму после активной двигательной деятельности (бег, прыжки, ходьба, силовые упражнения и др.) (пульс, состояние кожи и др.) и укрепление здоровья через дыхательные упражнения.

Задачи использования дыхательных упражнений:

- укреплять здоровье дошкольников, повышая общий жизненный тонус ребёнка и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы;

- развивать дыхательную мускулатуру;

- увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы;

- улучшать деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения;

- развивать артикуляционный аппарат и силу голоса;

- развивать мимические мышцы лица;

- развивать физическую выносливость детского организма.

Рассмотрим дыхательные упражнения, начиная с 1 младшей группы. В этой возрастной группе мы используем их после выполнения прыжков в заключительной части комплекса общеразвивающих упражнений. В этом возрасте мы используем самые простые, доступные для малышей, упражнения.

Варианты:

- медленный вдох через рот и медленный выдох через нос без звукового сопровождения;

- медленный вдох через нос и медленный выдох с произношением гласных звуков.

    При этом обращаем внимание на артикуляционно-мимические движения на лицах малышей. В 1 младшей группе мы используем только гласные и протяжные ззвуки «а-а-а», «у-у-у», «и-и-и», "о-о-о".

    Дети 1 младшей группы с интересом выполняют дыхательные упражнения, это пополняет их навыки в звукопроизношении, артикуляции и, в то же время, в умении делать глубокий вдох и соответственно выдох. Мы подбираем упражнения с игровыми образами: самолетик, паровозик, прогулка в лес, т.е. опираемся на образное мышление воспитанников.

    Во 2 младшей группе упражнения усложняются и дополняются к уже используемым в 1 младшей возрастной группе. Во время выдоха к гласным мы добавляем несложные для произношения согласные звуки «ж», «ш», «з», «с», «ф» и упражнения с движениями (например, полуприседания).

  Средняя группа. Продолжаем дополнять опыт детей более разнообразными дыхательными упражнениями.

Варианты:

- упражнение «Насос» в 2-х видах: выдох на звуки «с» и «ш»;

- упражнение «Ежик» (звук «ф»);

- упражнение «Машина» (звук «ж»);

- упражнение «Пчелки» (звук «ж»);

- сочетание 2-х гласных звуков (упражнение «В лесу» - «А-а-а-у-у»).

   Старшая группа. Продолжается усложнение упражнений. Добавляем звуки «м» и «р», «л», т.к. в этом возрасте артикуляционный аппарат и звукопроизношение становятся более совершенными. У большей части дошкольников уже произошло становление данных звуков. В этой возрастной группе вводятся небольшие речевки, которые дети проговаривают при маршировке. Детям приходится больше прилагать усилий для проговаривания небольших фраз при ходьбе. Это развивает выносливость, т.к. воспитанники больше набирают воздуха в легкие и постепенно со звуками выдыхают их. В этом случае хорошо использовать ритмичные фразы, т.к. в это случае ритм выдыхания совпадает с ритмом ходьбы.

    Подготовительная группа.

- вводятся упражнения на выносливость при проговаривании отдельных или нескольких звуков, т.е. дыхание с задержкой на небольшое время (дети вдыхают воздух, задерживают на несколько секунд, а затем со звуками делают быстрый или медленный выдох);

- несколько коротких резких вдохов через нос и несколько резких выдохов через рот (способствует прочищению носовых проходов и гаймаровых пазух);

- использование спортивного инвентаря, который применялся в комплексе общеразвивающих упражнений;

- усложнение за счет выполнения движений (группировка и развернутость);

- развитие выносливости и глубокого дыхания через ходьбу и бег с речевками.

     Научившись правильно дышать, ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

   Регулярные упражнения по развитию речевого и физиологического дыхания обеспечивают нормальное звукопроизношение, создают условия для поддержания громкости и выразительности речи, чёткого соблюдения пауз, оздоравливают организм детей.

     Таким образом, используемые нами дыхательные упражнения на физкультурных знятиях и утренней гимнастике во многом способствуют более успешному развитию дошкольников.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.