Научно-исследовательская работа «Пение как одно из средств развития речи и коррекции речевых дефектов»
Квалификационная работа:
«Пение как одно из средств развития речи и коррекции речевых дефектов»
Автор: Ильичева Ольга Андреевна, музыкальный руководитель МКДОУ №18 города Миасса Челябинской области.
Актуальность. Речь является одним из самых сложных высших психических процессов человека. Именно она играет большую роль в развитии личности и в успешности взрослого человека. Поэтому преодолением трудностей в речевом развитии необходимо заниматься еще в период дошкольного детства, ведь именно дошкольное детство наиболее благоприятно для разностороннего развития ребенка. Чем раньше ребенок овладеет всеми компонентами устной речи, тем успешнее будет протекать его обучение в школе. К тому же сформированная речь поможет избежать проблем в общении с педагогами и сверстниками.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Как известно, на протяжении всего дошкольного детства в дошкольных образовательных организациях в различных формах работы с детьми по этой проблеме ведется большая работа, и должны быть положительные результаты. Но данные статистики говорят, что примерно у 30% первоклассников, речь требует дополнительной коррекции учителей-логопедов. Но на практике, далеко не во всех дошкольных образовательных учреждениях имеется квалифицированный логопед, способный оказать помощь детям с различными речевыми патологиями. А у родителей очень часто нет возможности посещать специалиста вне дошкольной организации.
К сожалению, сегодня в дошкольном образовании недооценивается то, какое значение играет музыкальное искусство в общем развитии ребенка, в формировании его психических функций, в том числе и речи. А ведь именно данный вид искусства способен преумножить результат воспитательного влияния на личность ребенка, на его речевое развитие, ведь несомненно, выразительность языка музыки во многом сопоставима с выразительностью речи. Однако в логопедической практике как раз наоборот, музыка активно используется для преодоления различных речевых нарушений у детей.
Сегодня специальная педагогика и психология все чаще обращаются к музыке, как средству коррекции различных нарушений у детей. В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой и др. представлена и доказана большая значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекции речевых нарушений у детей. В процессе занятий музыкой и пением происходит положительная динамика развития личности, чистой и грамотной становится речь.
В поиске решения данной проблемы, а так же, опираясь на опыт своей работы, мною была выбрана тема работы: «Пение как одно из средств развития речи и коррекции речевых дефектов».
Цель исследования: убедиться опытным путем в положительном влиянии пения на развитие речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
На основе изучения и обзора литературы проанализировать возможности влияния музыки и пения на стимулирование речи детей старшего дошкольного возраста.
Подробно изучить особенности музыкального, певческого и речевого развития детей.
Провести диагностику речевого развития старших дошкольников.
Создать серию занятий, направленных на повышение общего уровня речевого развития детей средствами музыки и пения.
Провести анализ влияния музыки и пения на развитие речи дошкольников.
Практическая значимость заключается в разработке серии занятий, включающих в себя вокализы с различными гласными, распевки, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения. Все эти виды деятельности призваны повысить общий уровень речевого развития старших дошкольников. Эти занятия могут быть особенно полезны и использованы в работе музыкальных руководителей и логопедов и других педагогов,обучающих детей, которые имеют речевые нарушения. Все эти материалы и занятия были использованы мною в работе над проектом «Развитие речи через пение у дошкольников».
Музыка воспитывает у ребенка положительные нравственные качества: доброжелательность и уважение к людям и многие другие. В ходе музыкального воспитания формируется воля и характер будущей личности.
Об оздоровительной и восстанавливающей силе музыки свидетельствуют многие научные труды. Сегодня хотелось бы уделить особое внимание вопросу, о том, как пение влияет на здоровье дошкольника, в том числе на его речь.
Пение является основополагающим средством музыкального воспитания. Дети очень любят петь, а пение, как нам известно, развивает музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Именно пение помогает развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. Врачи утверждают, что пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Музыка объединяет самых разных людей, формирует мировоззрение человека.
Музыкальное искусство воздействует и на духовную сущность человека, влияя на его эмоционально-чувственную сферу. Таким образом, музыка осуществляет нравственно-формирующую роль в воспитании подрастающего поколения, образует систему ценностей, направленных на нравственно-эстетический идеал.
Музыка многократно усиливает межполушарное взаимодействие, то есть имеет первостепенное значение для образовательного процесса.
По мнению исследователей, эмоциональные и умственные действия очень похожи между собой , что приводит к взаимосвязи между музыкой и другими видами учебной деятельности, то есть под влиянием музыки нормализируется общие психические процессы и показатели, которые совершаются при обучении.
Данные положительные качества музыки и пения я решила применить на практике. Мною был разработан и воплощен проект на тему: «Развитие речи через пение у дошкольников», с которым можно познакомиться, перейдя по адресу: https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/tvorcheskii-proekt-razvitie-rechi-cherez-penie.html
С данным проектом я участвовала в профессиональном международном конкурсе для педагогов на лучшую методическую разработку в сентябре 2019 года. Благодаря данной работе я получила отличные результаты у своих воспитанников.