Познавательное расзвитие для подготовительной группы «Воздух - неведимка»
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
Разработчик: Михалева А.В
Образовательная область познавательное развитие Возрастная группа подготовительная к школе группа
Тема занятия «Воздух – невидимка»
Цель: Расширить представление детей о воздухе, и его свойствах.
Задачи:
Формировать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, словарный запас.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), игрушка лунтик, мяч, схемы – карточки про воздух.
Организационный момент, начало занятия включающие: описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии игры и упражнения для организации внимания детей ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети стоят в кругу. Лунтик. Дети здоровается с лунтиком. | В:Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Станем рядышком по кругу Скажем, Здравствуйте! друг другу. Нам здороваться не лень Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. В:Ой, Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришёл В: Ребята, давайте заглянул в него, что там внутри (пусто). Посмотрите, а вот на крышке прикреплена открытка с загадкой. | | |
2. Основная часть занятия. Данный этап предполагает: постановку конкретных образовательных задач перед детьми; описание форм и методов представления нового образовательного содержания; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу; описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности; описание основных форм организации практической деятельности детей; описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; описание способов снижения утомления, напряжения детей | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Да. Да. Воздух Нет, невидим. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтоб дышать. Чистым. Проветривать помещения, сажать деревья, цветы. Птицы, звери, растения. Да. При помощи опытов Нет Да Возьмем пакет и попробуем поймать воздух. Закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. В нём нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Да Руки Как почувствовать воздух? Возьмем веер. Помашем ими и мы чувствуем воздух. А теперь подуем на ладоши и тоже чувствуем воздух. Да. При помощи веера и дули на ладони. Ответы детей. Берем трубочку, опускаем в воду и вдыхаем носом, а выдыхаем в трубочку. В стакане появились пузырьки воздуха, который мы выдохнули. Вывод: с помощью трубочки и стаканчика с водой увидели воздух, значит, воздух есть внутри нас. Ничего. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, прижимаем к дну стаканчика. Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим стаканчик прямо вертикально и опускаем банку в емкость с водой, до дна. За тем стаканчик вынимаем из воды. Она сухая Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал воду | В: поможем А, сможем? Ребята. Внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час Но невидим он для нас! Скажите, ребята, Лунтику, вы видите воздух вокруг нас? Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! В:Погоди, погоди, Лунтик, не спеши! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! В: Для чего нужен воздух? В: А каким воздухом полезно дышать? В:Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? В:А кто еще дышит воздухом? В: Ребята, докажем Лунтику , что воздух всё-таки есть! А как мы это сделаем? Для этого пройдем к столам и сделаем несколько опытов. В: Скажите, мы воздух видим? Как вы думаете, поймать мы его можем? Как? В: Эксперимент№1 «Как поймать воздух? В:Почему? В: Ребята, что мы доказали этим опытам? И мы смогли это сделать! Лунтик: Хорошо, хорошо. Согласен, воздух есть вокруг нас, и он не видим? В: Давайте отметим на мольберте обозначения свойства воздуха. В: давайте теперь посмотрим, что мы должны еще сделать? Что нарисовано на модели?. В: как вы думаете, что руки могут обозначать? Эксперимент№2 «Чувствуем воздух»
В: Как вы считаете нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? В: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? В: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Физкультминутка Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево Эксперимент№3 «Видим воздух при помощи трубочки с водой» В: Что наблюдаем? Лунтик: Ой, как интересно. В: Ребята, что мы доказали этим опытам?
Лунтик: Вот здорово: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. В : Ребята, у меня в руках пластиковый стаканчик. Что в нем находится? А мы проверим вашу версию. Эксперимент№4 «Есть ли воздух в стаканчике» В:Что случилось с салфеткой? В: Почему? В: Ну что, Лунтик, все запомнил? Сможешь рассказать Кузе? Лунтик: Постараюсь , только бы не забыть! В: Ребята, а давайте подарим Лунтику, наши карточки символы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, положим их в конверт тогда ему легче будет все рассказать и показать Кузе, Лунтик: Спасибо ребятки, я побегу к Кузе, пока не забыл. | | |
3. Заключительная часть занятия: описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Правильно Правильно Правильно Правильно Правильно Да Да. Да. Нет. Лунтику С помощью опытов Всем | В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Правильно – неправильно» 1Воздух прозрачный? 2Воздух невидимый? 3 Мы дышим воздухом? 4 Воздух можно поймать? 5 воздух можно увидеть? Воздух окружает нас со всех сторон. В: Кому мы сегодня помогали? Как? Какой опыт вам запомнился? Кому нужен воздух? | |