Проект «Воздух-неведимка»
Проект в средней группе «Воздух-невидимка».
Воспитатель Былинкина С.В.
Актуальность проекта..
Что такое воздух? Какой он? Зачем он нужен людям, животным и растениям? Как можно увидеть воздух? Как можно услышать воздух? Как можно почувствовать воздух? Имеет ли воздух силу и вес? Почему нам бывает жарко и холодно? Где живет теплый воздух, где - холодный? Правда, похож на невидимку? Сколько вопросов возникает у дошкольника. Воздух — очень загадочное явление. Его не видно, не слышно, у него нет запаха, но он всегда рядом и без него человек не может прожить. Поэтому малышам не так-то просто объяснить, что такое воздух. Поэтому буду использовать сказки, загадки, опыты.
Вид проекта-познавательно-экспериментальный.
Тип проекта - групповой, краткосрочный.
Участники-педагоги, дети средней группы, родители.
Возраст детей -4-5 лет.
Цель - дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
Задачи-
- Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
- Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.
- Расширять словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Структура проекта.
1.Организационный этап.
-подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме.
-составление плана реализации проекта.
-подготовка презентации проекта на данную тему.
-создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
-рассматривание плакатов, иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – воздухом.
-подбор подвижных, дидактических и речевых игр.
2. Этап реализации проекта.
Беседы Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?»
Стихи и загадки о воздухе и ветре
Рисование воздухом через трубочку.
Физкультминутки: «Ветер дует нам в лицо», «Деревья».
Разучивание. « Воздух-это то , чем дышим.»
.Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка – путешественница».
.Беседа «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы».
Изготовление «Вертушки».
Конструирование веера.
.Коллективная аппликация « Путешествие на воздушном шаре».
Тематическая прогулка « Наблюдение за движением воздуха».
Экспериментирование «Воздух вокруг нас».
Самостоятельные игры с воздушными шариками, мыльными пузырями.
Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», пальчиковая игра «Шарик».
Игра «Чей парусник быстрее доплывет до берега».
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Консультации для родителей «Гуляем при любой погоде».
Рисование «Разноцветные шары».
3.Заключительный этап.
3.1Просмотр презентации «Воздух».
3.2 Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта:
Сформировалось представление о важности воздуха в жизни всего живого.
Углубились знания о важности прогулок на свежем воздухе.
Пополнился словарный запас.
У детей повысился уровень знаний по теме проекта.
Материал для проведения проекта.
Пальчиковая игры
«Шарик»
Я надул воздушный шарик «Пальцы сложены в замочек, медленно раскрываются.)
Укусил его комарик
Шарик лопнул-не беда. «Кончики пальчиков соприкасаютсч друг с другом)
Новый шар надую я «Ладошки сложены вместе. Шарик лопнул)
«Снегирёк»
Сел на ветку снегирек, («попрыгать» ладошками по плечам)Брызнул дождик (потрясти кистями рук перед собой.)Он промок. (обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.)Ветерок, подуй слегка, (поднять руки вверх и покачать ими.)Обсуши нам снегирька.(помахать руками – «крылышками»)
Стихотворения про воздух.
М.Андреева
Воздух – это-то, чем дышим.Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полетУлетает самолёт.Птица в воздухе летает.Разным воздух наш бывает,Воздух может быть прозрачным,Пахнуть может дымом дачным.Может пахнуть апельсином,Кофе, завтраком, бензином.Он из фена вылетает,Тёплым он тогда бывает.А когда вокруг мороз,Щиплет больно он за нос.Шторой в комнате играл,Бурю в море он поднял…Воздух разный, он такой!Где найдём его с тобой?
Воздух
Он – прозрачный невидимка,Лёгкий и бесцветный газ.Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,Как целительный настой.Пахнет свежестью смолистой,Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,Веет холодом зимой.Когда иней лёг на стёклаПышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим.Просто мы его вдыхаем –Он ведь нам необходим.
Отгадывание загадок.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Чем мы дышим???Что мы не видим??? (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух). Неизвестно где живёт,Налетит – деревья гнёт.Засвистит – по речке дрожь,Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Без рук, без ног,А ворота открывает. (Ветер)
Бежал по тропке луговой –Кивали маки головой.Бежал по речке голубой –Речка сделалась рябой. (Ветер)
Дидактическая игра «Узнай по запаху». (Чем пахнет воздух).
В коробочках из-под киндеров проделаны множество дырочек. Внутри находятся кусочки фруктов .Надо по запаху узнать-какие.
У ребенка завязаны глаза. Он должен по запаху узнать определить фрукт.
Экспериментирование.
Опыт 1
Цель: ощутить движение воздуха при помощи веера.
Материал: лист бумаги
Ход: сложить лист бумаги "гармошкой" так, чтобы получился веер. Обьяснить детям, что веер при обмахивании создает поток воздуха, который можно почувствовать.
Опыт 2
Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.
Материал: лист бумаги, смятый лист бумаги, монета, круг из картона.
Ход: поднимать лист бумаги и смятый лист на одинаковую высоту и отпускать их одновременно. Также монету и бумажный круг.
Опыт 3
Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Материал: перышко, вата, кубик, карандаш, книга.
Ход: подуть на предметы, разложенные на столе. Обьяснить с помощью потока воздуха и почему.
Опыт 4
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материал: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ход: налить в стакан минеральную воду, сразу бросить несколько мелких кусочков пластилина, обьяснить, что падает на дно пластилин потому, чо он тяжелее воды, затем пластилин поднимается. Обьяснить детям, что поднимается пластилин потому что в воде есть пузырьки воздуха, потом пузырьки воздуха выходят из воды, и пластилин снова опускается на дно.
Опыт 5
Ловушка для невидимки
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Дуем, дуем, надуваем…
Опыт 6
Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям.
Опыт 7
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположение детей.) Правильно, в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может утонуть.
Литература.
.Гризик Т. И. «Познаю мир»; «Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста» методическое пособие. – М.: Творческий центр Сфера 2012 г.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – СПб: Детство – Пресс, 2005 г.
Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет.- СПб: Речь, 2009 г.
Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей» СПб: Речь, 2009 г.
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет». М.: Пед. общество России, 2005 г.
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия». – М.: Т. Ц. Сфера, 2006 г.
Рыжова М. А. «Воздух – невидимка». – М.: ЗАО «Росмен – Пресс», 2006 г.
Смирнов Ю. И. «Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей». – СПб: Сова, 1998 г.
https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-vozduh-s-otvetami/