Рабочая программа воспитателей старшей группы «Познавательное развитие»
Рабочая программа воспитателей старшей группы
компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Образовательная область «Познавательное развитие»
Актуальность
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Достижению целей и задач рабочей программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор содержания материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания рабочей программы. Актуальными при работе с детьми являются принципы:
- принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
- принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
- принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
- принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания
Познавательное развитие естественно связывают с процессом учения, характер которого состоит в направленности на развитие и саморазвитие субъекта в процессе активного познания окружающей действительности. Отсюда основным механизмом развивающего обучения является диалог. Диалоговые ситуации классифицируются следующим образом: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей, ребенок-родители. Диалогичность в процессе обучения создает условия для проявления познавательной активности детей. Именно в диалоге ребенок высказывает свое мнение, свою точку зрения, которые выслушиваются и принимаются педагогом.
Тактика активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть реализована путем создания проблемной ситуации. В основе инновационных методик, используемых в обучении дошкольников, лежит идея проблематизации содержания социокультурного опыта (В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, А.Н.Поддьяков). В дошкольном обучении в качестве объектов, ситуаций для проблематизации можно выбирать новые ситуации для детей, а также – учить видеть необычное в уже известном (А.Н.Поддьяков).
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра []. Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.
В процессе познания формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. Эмоции называют центральной психической функцией дошкольного периода развития. Следовательно, познавательное содержание должно быть эмоционально окрашенным, находить эмоциональный отклик и быть интересным ребёнку.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с формированием мотивов обучения. Процесс познания окружающей действительности должен побуждаться адекватными мотивами. На протяжении дошкольного возраста при правильной организации обучения познавательное отношение к действительности характеризуется переходом от игровой, практической деятельности к интеллектуальной, характеризующейся познавательными мотивами.
Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
а) получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);
б) освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью).
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Соблюдение принципа развивающего обучения, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка обеспечивают формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие» составляют:
1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [2].
Промежуточные планируемые результаты
5 – 6 лет
Сенсорное развитие:
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
Задачи рабочей программы
Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию;
Способствовать становлению сознания, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;
Развивать воображение и творческую активность;
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,
Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретизация задач:
Сенсорное развитие
5-6 лет
Учить различать и побуждать использовать в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры
Способствовать умению различать и называть девять основных цветов и их светлые и темные оттенки; различать и называть параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
5-6 лет
Содействовать созданию построек по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали
Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим назначением объекта
Способствовать овладению способами построения замысла и элементарного планирования деятельности детей
Формирование элементарных математических представлений
5-6 лет
Учить считать (отсчитывает) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными;
Побуждать к использованию способов опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
Развивать пространственное мышление (ориентировка в пространстве и на плоскости).
Развивать умения определять временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
5-6 лет
Расширять представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
Побуждать к выполнению действий классификации и обобщению предметов, объектов природы, обобщая их по определённым признакам.
Поддерживать интерес к особенностям времен года, установлению элементарных причинно-следственных зависимостей между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействию человека с природой в разное время года.
Знакомить с правилами поведения в природе, побуждать выполнять их.
Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
непрерывная образовательная деятельность; (использование термина «непрерывная образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Непрерывная образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Образовательная деятельность в семье |
|
Непрерывная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. |
Решение образовательных задач в ходе режимных моментов |
Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде |
Решение образовательных задач в семье |
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий познавательного цикла.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Модель образовательного процесса
Комплексно-тематическая модель
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников [5]. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Темообразующие факторы:
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
– события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);
– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.
Сочетание в программе трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.
Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдаётся комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.
Календарно-тематическое планирование
Неделя |
Тема в общеразвивающих группах |
Тема в группах компенсирующей направленности
|
|
старшая |
подготовительная
|
||
03.09-07.09.2018 |
«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
диагностика |
|
10.09-14.09.2018 |
«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
диагностика |
|
17.09.-21.09.2018 |
«Урожай» |
Овощи |
Овощи, фрукты |
24.09-28.09.2018 |
«Быть здоровыми хотим» |
«Овощи, фрукты» |
«Грибы, ягоды» |
01.10-05.10.2018 |
«Краски осени» |
«Осень» |
«Осень» |
08.10-12.10.2018 |
«Я – человек» |
«Части тела человека» |
«Части тела человека и животных» |
15.10-19.10.2018 |
«Животный мир» |
«Домашние животные и их детёныши» |
«Домашние животные и их детёныши» |
22.10-26.10.2018 |
«Народная культура и традиции» (региональный компонент) |
«Одежда» |
«Сезонная одежда, обувь» |
29.10-02.11.2018 |
«Народная культура и традиции» (региональный компонент) |
«Обувь»* |
«Головные уборы»* |
06.11-09.11.2018 |
«Дружба», «День народного единства» |
«Игрушки» |
«Перелётные птицы» (региональный компонент) |
12.11-16.11.2018 |
«Наш быт» |
«Мебель» |
«Мебель» |
19.11-23.11.2018 |
«Этикет» |
«Посуда» |
«Посуда, электроприборы» |
26.11-30.11.2018 |
«Кто как готовится к зиме?» |
«Дикие животные и их детёныши» |
«Дикие животные и их детёныши» |
03.12-07.12.2018 |
«Здравствуй, зимушка – зима!» |
«Зима» |
«Зима» |
10.12-14.12.2018 |
«Здоровей-ка» |
«Продукты питания» |
«Продукты питания» |
17.12-21.12.2018 |
«Новогодний калейдоскоп» |
«Зимующие птицы» (региональный компонент) |
«Зимующие птицы» (региональный компонент) |
24.12-29.12.2018 |
«Новогодний калейдоскоп» |
«Новый год» |
«Новый год. Хвойные деревья» |
09.01 -11.01.2019 |
каникулы, промежуточный мониторинг |
||
14.01.-18.01.2019 |
«В гостях у сказки» |
«Зимние развлечения. Зимние виды спорта» |
«Зимние развлечения. Зимние виды спорта» |
21.01-25.01.2019 |
«Транспорт» |
«Транспорт» |
«Транспорт» |
28.01-01.02.2019 |
«Азбука безопасности» |
«Транспорт. Профессии. ПДД» |
«Транспорт. Профессии. ПДД» |
04.02-08.02.2019 |
«Моя семья» |
«Моя семья. Профессии» |
«Моя семья. Профессии» |
11.02-15.02.2019 |
«Маленькие исследователи» |
«Инструменты» |
«Инструменты. Виды инструментов»
|
18.02-22.02.2019 |
«Наши защитники» |
«Наши защитники» |
«Наши защитники. Военные профессии»
|
25.02-01.03.2019 |
«Миром правит доброта» |
«Домашние птицы и птенцы» |
«Животные жарких стран» |
04.03-07.03.2019 |
«Женский день» |
«Женский день. Цветы» |
«Женский день. Цветы» |
11.03.-15.03.2019 |
«Город мастеров» (региональный компонент) |
«Профессии» (региональный компонент) |
«Профессии» (региональный компонент) |
18.03-22.03.2019 |
«Весна шагает по планете» |
«Весна. Признаки весны» |
«Весна. Признаки весны» |
25.03-29.03.2019 |
«День смеха», «Цирк», «Театр» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
«Дикие и домашние животные. Их детёныши» |
«Животные холодных стран» |
01.04- 05.04.2019 |
«Встречаем птиц» |
«Перелётные птицы» (региональный компонент) |
«Перелётные птицы» (региональный компонент) |
08.04-12.04.2019 |
«Космос», «Приведем в порядок планету» |
«Мой дом. Мой город» (региональный компонент) |
«Мой дом. Мой город. Моя страна. Моя планета» (региональный компонент) |
15.04-19.04.2019 |
«Волшебница вода» |
«Рыбы рек и озёр» |
«Обитатели рек, морей и океанов» |
22.04-26.04.2019 |
«Мир природы» |
«Сад, огород. Труд людей в природе»* |
«Насекомые»* |
29.04-30.04.2019 |
«Праздник весны и труда» |
«Цветы»* |
«Школа»* |
06.05-08.05.2019 |
«День Победы» |
«Цветы» |
«Цветы» |
13.05-17.05.2019 |
«Мир природы» |
«Насекомые»* |
«Школа»* |
20.05-24.05.2019 |
«Мир природы» |
диагностика |
|
27.05-31.05.2019 |
«До свидания, детский сад. Здравствуй школа!» - тема определяется в соответствии с возрастом детей |
диагностика |
Модель образовательного процесса:
Месяц, дата:
Тема недели:
Задачи:
Образовательная деятельность в семье:
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Индивидуальная работа с детьми |
|
Непрерывная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
|
|
|
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Образовательная деятельность в семье |
|
Непрерывная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Показ Экскурсии, наблюдение Беседа Занятия Опыты, экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты Игровые упражнения Игры – дидактические, подвижные Проектная деятельность Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации |
Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание чертежей и схем Моделирование Коллекционирование Проекты Интеллектуальные игры Тематическая прогулка Конкурсы КВН Трудовая деятельность Тематические выставки Мини-музеи
|
Игры – развивающие, подвижные, со строительным материалом Игры-экспериментирования Игры с использованием автодидактических материалов Моделирование Наблюдение Интегрированная детская деятельность: включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую Опыты Труд в уголке природы Продуктивная деятельность |
Беседа Коллекционирование Просмотр видеофильмов Прогулки Домашнее экспериментирование Уход за животными и растениями Совместное конструктивное творчество Коллекционирование Интеллектуальные игры
|
Программно-методический комплекс образовательного процесса
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для до школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. ред.проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,— 386 с
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- ВолчковаВ.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- Бондаренко Т.М. « Комплексные занятия в старшей группе д/с». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Воронеж» ТЦ « Учитель»,2004г.
- Бондаренко А.К. « Дидактические игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1985г.
- Бондаренко А.К. « Словесные игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1974г.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1982г
Дидактические пособия:
Дикие животные; Домашние животные;
Перелётные птицы; Зимующие птицы, Веретенникова С.А. Птицы.;
Животные нашего леса;
Транспорт;
Профессии;
Великая Отечественная война;
Зимние виды спорта; Летние виды спорта;
Откуда пришёл хлеб?
Защитники Отечества
Что - сначала, что – потом
Комнатные растения;
Вот моя деревня;
Фрукты; Овощи; Ягоды
Головные уборы, Мужская - женская одежда
Мебель
Посуда
Осень Весна Зима Лето
Игрушки
Инструменты
Моя семья
Насекомые
Животные Севера
Животные Австралии, жарких стран
Обитатели рек
Космос
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность:
Методическая литература:
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты, эксперименты, Москва, 2005.
- Синицына Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру-к совершенству».М.: «Лист». 1999.
Дидактический материал:
Алгоритмы проведения опытов и экспериментов;
Картотека опытов и экспериментов;
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с водой.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с воздухом.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с магнитом.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов со светом
Сенсорное развитие:
Методическая литература:
- В.И. Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху».; «Просвещение», Москва, 1998.
- Е.В. Колесникова «Геометрические фигуры»; ТЦ «Сфера»,2008
- Е.В. Колесникова «Форма и цвет»; ТЦ «Сфера»,2008.
- Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева «Развивающие игры для дошкольников»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев «Давайте поиграем»; Просвещение, Москва,1991.
- О.А. Степанова «Игровая школа мышления»; ТЦ «Сфера»,2008.
- О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?»; «Просвещение», Москва, 1991.
Дидактические игры:
«Логические блоки Дьенеша»;
«Цветные счётные палочки Кюизенера»;
«Сложи узор»;
«Танграм»; «Колумбово яйцо»;
«Льдинки»;
«Лото: азбука, математика»;
«Логическая мозаика»;
«Хамелеон. Кубики»; «Логический куб»;
«Занимательный куб»;
«Магнитная мозаика»;
«Целое и части»
«Подбери схему»
«Найди кубик»
«Дополни картинку».
Настольные мозаики;
Домино.
Ознакомление с предметным окружением.
Методическая литература:
-Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников /О.В.Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
-Дыбина, О.Б. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов /О.Б.Дыбина. – М., 1999.
-Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.
-Я узнаю мир. Рабочая тетрадь для детей 5-6 (6-7)лет. О.В. Дыбина М.; ТЦ Сфера; ; 2009.
-Ткаченко Т.А. Альбом для развития познавательных процессов.
-Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/Под ред. Б.Б.Филькенштейн.-СПб: «Детство-пресс», 2000.
-Кобитина Н.И. Дошкольникам о технике. Книга для воспитателей д/с. - М.: Просвещение, 1991
Дидактический материал:
Модели: описания предметов, системный оператор, имена признаков, анализаторов, причинно-следственных связей, круги Луллия.
Игры:
«Вещи, которые нас окружают»
«Моя квартира»
«Что к чему?»
«Подбери картинку»1,2
«Подбери предметы»
«Из чего мы сделаны»
«Мы в природном и рукотворном мире»
Формирование элементарных математических представлений
Методическая литература:
- Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». «Мозаика-синтез», Москва, 2006;
- Н. Пылаева, Т. Ахутина «Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет».; «Линка-Пресс» Москва, 2005.
- Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». «Мозаика-синтез», Москва, 2006;
- Н. Пылаева, Т. Ахутина «Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет». «Линка-Пресс» Москва, 2005.
- Е.В. Колесникова «Диагностика математических способностей»; ТЦ «Сфера»,2008
- Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «Детям о времени»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- Т.И. Тарабарина, Н.И. Елкина «И учёба, и игра: математика»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»; «Просвещение», Москва, 1990.
- Сычева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду»
Дидактический материал:
Счетные палочки, материал для счета (демонстрационный), материал для счета (раздаточный), геометрические фигуры, наборы «Учись считать», демонстрационный и раздаточный материал к занятиям (Сычева).
Игры:
«Учись считать»;
«Который час»;
«Лабиринты»;
«Три из девяти»;
«Положи в корзинку»;
«Весёлый пасьянс»;
«Логические цепочки»;
«Аналогии»;
Уникуб;
Кубики для всех;
Тетрис;
«Чудесный мешочек»;
«Волшебный поясок»;
«Играем в математику»;
«Мои первые часы»;
«Играем в школу».
Конструирование:
Методическая литература:
1. М.И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры»; «Академия развития», Ярославль, 1997.
2. И.В. Новикова «100 поделок из природных материалов»; «Академия развития», Ярославль, 2001.
3. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М: Просвещение; Владос, 1994.
4. М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги»; «Академия развития», Ярославль, 2001.
5. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»;«Академия развития», Ярославль, 2001.
6. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»;«Академия развития», Ярославль, 2004.
7. Н.В. Дубровская «Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки»; «Детство-пресс», Санкт-Петербург,2010
8. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд»; «Просвещение», Москва,1990.
9. Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить»; «Просвещение», Москва,1990.
10. «Конструирование из строительных материалов»: методические рекомендации по использованию наглядно-дидактического комплекта.; «Учитель», Волгоград, 2014.
11. «Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, 1984г.
Дидактический материал:
1. Наглядно- дидактический комплект «Конструирование из строительных
материалов»
2. Схемы конструирования из строительного материала.
3. Алгоритмы конструирования из конструктора «ЛЕГО».
Игры:
- Конструкторы в ассортименте;
- Конструкторы «ЛЕГО»;
- Строительные наборы.
Ознакомление с социальным миром.
Методическая литература:
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! – М.: «Баласс», 1999.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Владос , 2004.
- Козлова С.А. «Мой мир». Коррекционно-развивающие занятия. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М.: Скрипторий 2003, 2009.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие:-СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002.
- Шорыгина Т.А. Серия книг для чтения детям 5–8 лет. – М.: Сфера, 2005
Дидактический материал:
Государственная символика
Какие бывают театры
Подборка материала и иллюстраций о России, Урале, Челябинске, карты
Игры:
«Расскажи про свой город»
«Ассоциации»
«Мир вокруг нас»
«Что получится?»
«Найди герб России»
«Найди флаг России»
Ознакомление с миром природы.
Методическая литература:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Скоролупова О.А. Зима. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010
- Скоролупова О.А. Осень. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития»,1998.
- «От осени до лета» (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях ): Для воспитателей д/с, муз. руководителей./Составила ВладимирскаяЛ.А.. Учитель, 2004.
- Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1кл. Учебное пособие для детей 6-7 лет. М. Просвещение. 1993.
Дидактический материал:
Модели: описания животных и птиц, модель - времена года,
Правила поведения в лесу;
«Цепочки питания в лесу»
Правила поведения в лесу
Игры:
«Где что растёт?»
«Растения и обитатели пресных водоёмов»
«Времена года»
«Человек и лес»
«Каждому дереву свой листок»
«Развитие»
«Стань другом природы»
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
Технологии развивающего обучения:
- технологии развития интеллекта дошкольников (Т.А.Сидорчук, Н.Ю.Прокофьева)
-технология формирования системного мышления (Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович)
-технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ ( Т.А.Сидорчук, Т.В.Владимирова)
-обогащение, приращение и преобразование субъектного опыта в ходе активной деятельности.
Концептуальные идеи и принципы:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
- комплексный подход к воспитанию;
Технологии проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технологии, основанные на коллективном способе обучения
Технологии сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающие технологии
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии,
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)
Организация и содержание развивающей
предметно-пространственной среды
Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Познавательное развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр познавательного развития включает:
- уголок краеведения;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, экспериментальной и др.;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
- зона для настольно-печатных игр;
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на центры (уголки), которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Для формирования элементарных математических представлений оборудован «уголок занимательной математики» для самостоятельных игр детей старшего возраста оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, игры-головоломки, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы: “Кубики для всех”, “Сложи узор”, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, “Сложи квадрат”, “Геоконт”, “Танграм”, “Волшебное яйцо”,«Колумбово яйцо»; «Льдинки»; «Логическая мозаика»; «Хамелеон»;«Занимательный куб»; разные схемы, упражнения, задачи-шутки и т.д. Данный уголок занимает небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
Ближе познакомиться с историей и бытом народов Урала помогает созданный в группе уголок краеведения. Здесь размещены символика России и Челябинской области, макеты татарского дома, башкирской юрты, фотоальбомы одежды, предметов старинной утвари, собраны различные атласы Южного Урала, книги, картотеки игр народов Урала, широкий выбор художественной литературы, фольклорный материал, а также познавательный материал по истории и культуре нашего края. У детей расширяются представлений об Урале, его природе, климатических условиях, природных богатствах, многочисленности народов и народностей, проживающих на территории Урала, их традициях и т.п., что помогает воспитать основы любви к родному краю, формированию умения видеть и чувствовать его красоту, бережно относится к объектам природы и предметам рукотворного мира. Некоторые вещи – тюбетейки, татарские тапки, четки и другие были подарены родителями, их друзьями, знакомыми.
«Уголок – лаборатория «Эврика»» включает в себя: экологический уголок, расположенный непосредственно у окна и лаборатория, где созданы условия для познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы. Здесь созданы условия для развития у детей географических представлений, знакомства их с физическими свойствами окружающего мира в соответствии с возрастными возможностями, активного участия детей в опытнической деятельности, В экологическом уголке помещены материалы (гербарии растений, типичных для нашего района, настольно-печатные, дидактические игры природного содержания; природный материал, имеются игрушки и иллюстративные материалы, детская природоведческая литература).
В предметно-пространственную среду группы включены как искусственные объекты, так и естественные, природные. Кроме экологического центра в группе оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов - лаборатория «Эврика», где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
В старшем возрасте основной целью детского экспериментирования становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.). В лаборатории дети могут экспериментировать как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: микроскопы детские, лупы (большая и маленькая), ёмкости для воды, ёмкость с песком, камешки плавающие и тонущие, шарики воздушные, формочки с крышками, палочки разной длины, нитки, проволока, металлическая ёмкость, весы, магниты и другой материал.
К вариантам новых компонентов среды можно отнести минимузей «Копилочка», расположенный в познавательном центре.
«Уголок конструирования и строительства». Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в шкафах, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В уголке помещены схемы, образцы построек, прочитав их, дети самостоятельно строят свою. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских высказываний).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлены стенды "Я пришел", «Уголок именинника», персональные выставки творческих работ детей.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному общению.
При проектировании предметно- развивающей среды группы мы выделяем следующие основные составляющие:
пространство;
время;
предметное окружение.
Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Использование пространства |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений группы. Использование спальни, раздевалки увеличивают пространство для детей |
Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах |
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не высокая, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) |
Развивается ориентировка в пространстве
|
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях группы
|
У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки |
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование |
У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость |
Использование Времени |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности
|
Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) |
Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» |
Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире |
Использование предметного окружения |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Разнообразное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры в коробочках) |
Ориентировка в окружающей действительности
|
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте
|
Интеллектуальное развитие
|
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. |
Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность |
Материалы для организации познавательной деятельности (5-7 лет)
Для познавательно-исследовательской деятельности детям предлагаются материалы разных типов. Объекты для исследования в действии включают в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных "сложных" объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов). Большое место в ряду материалов данного типа занимают модели-копии, позволяющие исследовать "механику" действия сложных реальных объектов (действующие модели подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.
Образно-символический материал отражает многообразие природного и рукотворного мира, задаёт необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.
Средством исследования выступают наглядно-графические модели устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л.А.Венгера). Поэтому образно-символический материал для данного возраста дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и возможных способов их упорядочения (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).
Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост,
перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими образцами, представляющими искомый объект или преобразования с ним в виде поэлементной схемы, расчлененных на элементы или нерасчлененных контурных образцов (для сложных мозаик, геометрических головоломок и т.п.). Частично материалы для преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности. Детям предлагаются инструменты, позволяющие создавать различные "модельные" схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).
В арсенале образно-символического материала появляются наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п.). Эти материалы дополняются коллекциями марок, монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.
Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет занимает существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым.
Материалы для старшей и подготовительной групп
материала |
Наименование |
Количество на группу |
Объекты для исследования в действии |
Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) |
4 разные |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) |
2 |
|
Танграм |
3 |
|
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) |
1 |
|
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов |
2 |
|
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) |
1 |
|
Набор: счетные палочки Кюизинера |
2 |
|
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) |
5 разные |
|
Головоломки плоскостные (геометрические) |
5 разные |
|
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований |
3 разные |
|
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) |
3 разные |
|
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) |
2 |
|
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок |
1 |
|
Часы песочные (на разные отрезки времени) |
2 |
|
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) |
1 |
|
Циркуль |
3 |
|
Набор лекал |
4 |
|
Линейки |
10 |
|
Набор мерных стаканов |
2 |
|
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов |
3 |
|
Счеты настольные |
1 |
|
Набор увеличительных стекол (линз) |
3 |
|
Набор цветных (светозащитных) стекол |
2 |
|
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта |
2-3 |
|
Набор для опытов с магнитом |
2 |
|
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) |
4-5 |
|
Воздушный змей |
1 |
|
Набор копировальной бумаги разного цвета |
1 |
|
Коллекция минералов |
1 |
|
Коллекция тканей |
1 |
|
Коллекция бумаги |
1 |
|
Коллекция семян и плодов |
1 |
|
Коллекция растений (гербарий) |
1 |
|
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов |
1 |
|
Образно-символический материал |
Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. |
по 1 набору каждой тематики |
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений |
4 |
|
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) |
3 разные |
|
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) |
10 разные |
|
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) |
8 разные |
|
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) |
4 разные |
|
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) |
10 разные |
|
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями |
8-10 разные |
|
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр |
12 разных видов |
|
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) |
1 |
|
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) |
1 |
|
Календарь настольный иллюстрированный |
1 |
|
Календарь погоды настенный |
1 |
|
Физическая карта мира (полушарий) |
1 |
|
Глобус |
1 |
|
Детский атлас (крупного формата) |
1 |
|
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет |
по возможностям д/с |
|
Нормативно-знаковый материал |
Разрезная азбука и касса |
2 |
Магнитная доска настенная |
1 |
|
Наборы карточек с цифрами |
4-5 |
|
Отрывной календарь |
1 |
|
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр |
4-5 |
|
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами |
1 |
|
Набор "лото": последовательные числа |
1 |
|
Кассы настольные |
3 |
|
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур |
1 |
|
Наборы моделей: деление на части (2-16) |
1 |
Мониторинг освоения программы образовательной области
«Познавательное развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.
Индивидуальная карта освоения программы образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п |
Программное содержание |
5-6 лет |
|
различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры |
|
|
различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки |
|
|
различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров |
|
|
создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали |
|
|
выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта |
|
|
владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности |
|
|
считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными |
|
|
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине) |
|
|
ориентируется в пространстве и на плоскости |
|
|
определяет временные отношения |
|
|
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране |
|
|
классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам |
|
|
называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года |
|
|
знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе |
|
Примечание: отметка «+»или «-»
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком
Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п |
Организационная форма |
Цель |
Темы: |
1 |
Тематические консультации |
Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам познавательного развития детей в условиях семьи |
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения», «Поиграем!», «Развивающие игры летом»,
|
2 |
Дни открытых дверей |
Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами познавательного развития детей |
«Приходите к нам в детсад, посмотрите на ребят» |
3 |
Родительские собрания |
Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам познавательного развития детей, расширение педагогического кругозора родителей |
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержание коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности». «Наши успехи» |
4. |
Проектная деятельность |
Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка; Достижение позитивной открытости по отношению к родителям |
|
Белянина Светлана Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Воробьева Оксана Павловна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна
Янова Татьяна Викторовна
Елена Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Порошина Ольга Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Мажова Светлана Александровна
Янова Татьяна Викторовна