12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Янова Татьяна Викторовна36113 Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года. Россия, Челябинская обл., Челябинск Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..» |
Рабочая программа воспитателей старшей группы «Познавательное развитие»
Рабочая программа воспитателей старшей группы
компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Образовательная область «Познавательное развитие»
Актуальность
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Достижению целей и задач рабочей программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор содержания материала, его структурирование, выбраны перспективные принципы организации содержания рабочей программы. Актуальными при работе с детьми являются принципы:
- принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
- принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
- принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
- принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания
Познавательное развитие естественно связывают с процессом учения, характер которого состоит в направленности на развитие и саморазвитие субъекта в процессе активного познания окружающей действительности. Отсюда основным механизмом развивающего обучения является диалог. Диалоговые ситуации классифицируются следующим образом: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей, ребенок-родители. Диалогичность в процессе обучения создает условия для проявления познавательной активности детей. Именно в диалоге ребенок высказывает свое мнение, свою точку зрения, которые выслушиваются и принимаются педагогом.
Тактика активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть реализована путем создания проблемной ситуации. В основе инновационных методик, используемых в обучении дошкольников, лежит идея проблематизации содержания социокультурного опыта (В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, А.Н.Поддьяков). В дошкольном обучении в качестве объектов, ситуаций для проблематизации можно выбирать новые ситуации для детей, а также – учить видеть необычное в уже известном (А.Н.Поддьяков).
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра []. Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.
В процессе познания формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. Эмоции называют центральной психической функцией дошкольного периода развития. Следовательно, познавательное содержание должно быть эмоционально окрашенным, находить эмоциональный отклик и быть интересным ребёнку.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с формированием мотивов обучения. Процесс познания окружающей действительности должен побуждаться адекватными мотивами. На протяжении дошкольного возраста при правильной организации обучения познавательное отношение к действительности характеризуется переходом от игровой, практической деятельности к интеллектуальной, характеризующейся познавательными мотивами.
Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
а) получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);
б) освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью).
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Соблюдение принципа развивающего обучения, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка обеспечивают формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие» составляют:
1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [2].
Промежуточные планируемые результаты
5 – 6 лет
Сенсорное развитие:
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
Задачи рабочей программы
Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию;
Способствовать становлению сознания, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;
Развивать воображение и творческую активность;
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,
Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретизация задач:
Сенсорное развитие
5-6 лет
Учить различать и побуждать использовать в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры
Способствовать умению различать и называть девять основных цветов и их светлые и темные оттенки; различать и называть параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
5-6 лет
Содействовать созданию построек по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали
Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим назначением объекта
Способствовать овладению способами построения замысла и элементарного планирования деятельности детей
Формирование элементарных математических представлений
5-6 лет
Учить считать (отсчитывает) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными;
Побуждать к использованию способов опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
Развивать пространственное мышление (ориентировка в пространстве и на плоскости).
Развивать умения определять временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
5-6 лет
Расширять представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
Побуждать к выполнению действий классификации и обобщению предметов, объектов природы, обобщая их по определённым признакам.
Поддерживать интерес к особенностям времен года, установлению элементарных причинно-следственных зависимостей между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействию человека с природой в разное время года.
Знакомить с правилами поведения в природе, побуждать выполнять их.
Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
непрерывная образовательная деятельность; (использование термина «непрерывная образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Непрерывная образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. | Решение образовательных задач в ходе режимных моментов | Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде | Решение образовательных задач в семье |
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий познавательного цикла.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Модель образовательного процесса
Комплексно-тематическая модель
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников [5]. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Темообразующие факторы:
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
– события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);
– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.
Сочетание в программе трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.
Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдаётся комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.
Календарно-тематическое планирование
Неделя | Тема в общеразвивающих группах | Тема в группах компенсирующей направленности
| |
старшая | подготовительная
| ||
03.09-07.09.2018 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» - тема определяется в соответствии с возрастом детей | диагностика | |
10.09-14.09.2018 | «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» - тема определяется в соответствии с возрастом детей | диагностика | |
17.09.-21.09.2018 | «Урожай» | Овощи | Овощи, фрукты |
24.09-28.09.2018 | «Быть здоровыми хотим» | «Овощи, фрукты» | «Грибы, ягоды» |
01.10-05.10.2018 | «Краски осени» | «Осень» | «Осень» |
08.10-12.10.2018 | «Я – человек» | «Части тела человека» | «Части тела человека и животных» |
15.10-19.10.2018 | «Животный мир» | «Домашние животные и их детёныши» | «Домашние животные и их детёныши» |
22.10-26.10.2018 | «Народная культура и традиции» (региональный компонент) | «Одежда» | «Сезонная одежда, обувь» |
29.10-02.11.2018 | «Народная культура и традиции» (региональный компонент) | «Обувь»* | «Головные уборы»* |
06.11-09.11.2018 | «Дружба», «День народного единства» | «Игрушки» | «Перелётные птицы» (региональный компонент) |
12.11-16.11.2018 | «Наш быт» | «Мебель» | «Мебель» |
19.11-23.11.2018 | «Этикет» | «Посуда» | «Посуда, электроприборы» |
26.11-30.11.2018 | «Кто как готовится к зиме?» | «Дикие животные и их детёныши» | «Дикие животные и их детёныши» |
03.12-07.12.2018 | «Здравствуй, зимушка – зима!» | «Зима» | «Зима» |
10.12-14.12.2018 | «Здоровей-ка» | «Продукты питания» | «Продукты питания» |
17.12-21.12.2018 | «Новогодний калейдоскоп» | «Зимующие птицы» (региональный компонент) | «Зимующие птицы» (региональный компонент) |
24.12-29.12.2018 | «Новогодний калейдоскоп» | «Новый год» | «Новый год. Хвойные деревья» |
09.01 -11.01.2019 | каникулы, промежуточный мониторинг | ||
14.01.-18.01.2019 | «В гостях у сказки» | «Зимние развлечения. Зимние виды спорта» | «Зимние развлечения. Зимние виды спорта» |
21.01-25.01.2019 | «Транспорт» | «Транспорт» | «Транспорт» |
28.01-01.02.2019 | «Азбука безопасности» | «Транспорт. Профессии. ПДД» | «Транспорт. Профессии. ПДД» |
04.02-08.02.2019 | «Моя семья» | «Моя семья. Профессии» | «Моя семья. Профессии» |
11.02-15.02.2019 | «Маленькие исследователи» | «Инструменты» | «Инструменты. Виды инструментов»
|
18.02-22.02.2019 | «Наши защитники» | «Наши защитники» | «Наши защитники. Военные профессии»
|
25.02-01.03.2019 | «Миром правит доброта» | «Домашние птицы и птенцы» | «Животные жарких стран» |
04.03-07.03.2019 | «Женский день» | «Женский день. Цветы» | «Женский день. Цветы» |
11.03.-15.03.2019 | «Город мастеров» (региональный компонент) | «Профессии» (региональный компонент) | «Профессии» (региональный компонент) |
18.03-22.03.2019 | «Весна шагает по планете» | «Весна. Признаки весны» | «Весна. Признаки весны» |
25.03-29.03.2019 | «День смеха», «Цирк», «Театр» - тема определяется в соответствии с возрастом детей | «Дикие и домашние животные. Их детёныши» | «Животные холодных стран» |
01.04- 05.04.2019 | «Встречаем птиц» | «Перелётные птицы» (региональный компонент) | «Перелётные птицы» (региональный компонент) |
08.04-12.04.2019 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | «Мой дом. Мой город» (региональный компонент) | «Мой дом. Мой город. Моя страна. Моя планета» (региональный компонент) |
15.04-19.04.2019 | «Волшебница вода» | «Рыбы рек и озёр» | «Обитатели рек, морей и океанов» |
22.04-26.04.2019 | «Мир природы» | «Сад, огород. Труд людей в природе»* | «Насекомые»* |
29.04-30.04.2019 | «Праздник весны и труда» | «Цветы»* | «Школа»* |
06.05-08.05.2019 | «День Победы» | «Цветы» | «Цветы» |
13.05-17.05.2019 | «Мир природы» | «Насекомые»* | «Школа»* |
20.05-24.05.2019 | «Мир природы» | диагностика | |
27.05-31.05.2019 | «До свидания, детский сад. Здравствуй школа!» - тема определяется в соответствии с возрастом детей | диагностика |
Модель образовательного процесса:
Месяц, дата:
Тема недели:
Задачи:
Образовательная деятельность в семье:
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Индивидуальная работа с детьми | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
|
|
|
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Показ Экскурсии, наблюдение Беседа Занятия Опыты, экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты Игровые упражнения Игры – дидактические, подвижные Проектная деятельность Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации | Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание чертежей и схем Моделирование Коллекционирование Проекты Интеллектуальные игры Тематическая прогулка Конкурсы КВН Трудовая деятельность Тематические выставки Мини-музеи
| Игры – развивающие, подвижные, со строительным материалом Игры-экспериментирования Игры с использованием автодидактических материалов Моделирование Наблюдение Интегрированная детская деятельность: включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую Опыты Труд в уголке природы Продуктивная деятельность | Беседа Коллекционирование Просмотр видеофильмов Прогулки Домашнее экспериментирование Уход за животными и растениями Совместное конструктивное творчество Коллекционирование Интеллектуальные игры
|
Программно-методический комплекс образовательного процесса
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для до школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. ред.проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,— 386 с
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- ВолчковаВ.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- Бондаренко Т.М. « Комплексные занятия в старшей группе д/с». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Воронеж» ТЦ « Учитель»,2004г.
- Бондаренко А.К. « Дидактические игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1985г.
- Бондаренко А.К. « Словесные игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1974г.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в д/с». Пособие для воспитателей д/с. Москва « Просвещение»,1982г
Дидактические пособия:
Дикие животные; Домашние животные;
Перелётные птицы; Зимующие птицы, Веретенникова С.А. Птицы.;
Животные нашего леса;
Транспорт;
Профессии;
Великая Отечественная война;
Зимние виды спорта; Летние виды спорта;
Откуда пришёл хлеб?
Защитники Отечества
Что - сначала, что – потом
Комнатные растения;
Вот моя деревня;
Фрукты; Овощи; Ягоды
Головные уборы, Мужская - женская одежда
Мебель
Посуда
Осень Весна Зима Лето
Игрушки
Инструменты
Моя семья
Насекомые
Животные Севера
Животные Австралии, жарких стран
Обитатели рек
Космос
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность:
Методическая литература:
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты, эксперименты, Москва, 2005.
- Синицына Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру-к совершенству».М.: «Лист». 1999.
Дидактический материал:
Алгоритмы проведения опытов и экспериментов;
Картотека опытов и экспериментов;
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с водой.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с воздухом.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов с магнитом.
Материалы и оборудование для опытов и экспериментов со светом
Сенсорное развитие:
Методическая литература:
- В.И. Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху».; «Просвещение», Москва, 1998.
- Е.В. Колесникова «Геометрические фигуры»; ТЦ «Сфера»,2008
- Е.В. Колесникова «Форма и цвет»; ТЦ «Сфера»,2008.
- Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева «Развивающие игры для дошкольников»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев «Давайте поиграем»; Просвещение, Москва,1991.
- О.А. Степанова «Игровая школа мышления»; ТЦ «Сфера»,2008.
- О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?»; «Просвещение», Москва, 1991.
Дидактические игры:
«Логические блоки Дьенеша»;
«Цветные счётные палочки Кюизенера»;
«Сложи узор»;
«Танграм»; «Колумбово яйцо»;
«Льдинки»;
«Лото: азбука, математика»;
«Логическая мозаика»;
«Хамелеон. Кубики»; «Логический куб»;
«Занимательный куб»;
«Магнитная мозаика»;
«Целое и части»
«Подбери схему»
«Найди кубик»
«Дополни картинку».
Настольные мозаики;
Домино.
Ознакомление с предметным окружением.
Методическая литература:
-Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников /О.В.Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
-Дыбина, О.Б. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов /О.Б.Дыбина. – М., 1999.
-Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.
-Я узнаю мир. Рабочая тетрадь для детей 5-6 (6-7)лет. О.В. Дыбина М.; ТЦ Сфера; ; 2009.
-Ткаченко Т.А. Альбом для развития познавательных процессов.
-Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/Под ред. Б.Б.Филькенштейн.-СПб: «Детство-пресс», 2000.
-Кобитина Н.И. Дошкольникам о технике. Книга для воспитателей д/с. - М.: Просвещение, 1991
Дидактический материал:
Модели: описания предметов, системный оператор, имена признаков, анализаторов, причинно-следственных связей, круги Луллия.
Игры:
«Вещи, которые нас окружают»
«Моя квартира»
«Что к чему?»
«Подбери картинку»1,2
«Подбери предметы»
«Из чего мы сделаны»
«Мы в природном и рукотворном мире»
Формирование элементарных математических представлений
Методическая литература:
- Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». «Мозаика-синтез», Москва, 2006;
- Н. Пылаева, Т. Ахутина «Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет».; «Линка-Пресс» Москва, 2005.
- Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». «Мозаика-синтез», Москва, 2006;
- Н. Пылаева, Т. Ахутина «Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет». «Линка-Пресс» Москва, 2005.
- Е.В. Колесникова «Диагностика математических способностей»; ТЦ «Сфера»,2008
- Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «Детям о времени»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- Т.И. Тарабарина, Н.И. Елкина «И учёба, и игра: математика»; «Академия развития», Ярославль, 1996.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»; «Просвещение», Москва, 1990.
- Сычева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду»
Дидактический материал:
Счетные палочки, материал для счета (демонстрационный), материал для счета (раздаточный), геометрические фигуры, наборы «Учись считать», демонстрационный и раздаточный материал к занятиям (Сычева).
Игры:
«Учись считать»;
«Который час»;
«Лабиринты»;
«Три из девяти»;
«Положи в корзинку»;
«Весёлый пасьянс»;
«Логические цепочки»;
«Аналогии»;
Уникуб;
Кубики для всех;
Тетрис;
«Чудесный мешочек»;
«Волшебный поясок»;
«Играем в математику»;
«Мои первые часы»;
«Играем в школу».
Конструирование:
Методическая литература:
1. М.И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры»; «Академия развития», Ярославль, 1997.
2. И.В. Новикова «100 поделок из природных материалов»; «Академия развития», Ярославль, 2001.
3. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М: Просвещение; Владос, 1994.
4. М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги»; «Академия развития», Ярославль, 2001.
5. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»;«Академия развития», Ярославль, 2001.
6. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»;«Академия развития», Ярославль, 2004.
7. Н.В. Дубровская «Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки»; «Детство-пресс», Санкт-Петербург,2010
8. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд»; «Просвещение», Москва,1990.
9. Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить»; «Просвещение», Москва,1990.
10. «Конструирование из строительных материалов»: методические рекомендации по использованию наглядно-дидактического комплекта.; «Учитель», Волгоград, 2014.
11. «Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, 1984г.
Дидактический материал:
1. Наглядно- дидактический комплект «Конструирование из строительных
материалов»
2. Схемы конструирования из строительного материала.
3. Алгоритмы конструирования из конструктора «ЛЕГО».
Игры:
- Конструкторы в ассортименте;
- Конструкторы «ЛЕГО»;
- Строительные наборы.
Ознакомление с социальным миром.
Методическая литература:
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! – М.: «Баласс», 1999.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Владос , 2004.
- Козлова С.А. «Мой мир». Коррекционно-развивающие занятия. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М.: Скрипторий 2003, 2009.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие:-СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002.
- Шорыгина Т.А. Серия книг для чтения детям 5–8 лет. – М.: Сфера, 2005
Дидактический материал:
Государственная символика
Какие бывают театры
Подборка материала и иллюстраций о России, Урале, Челябинске, карты
Игры:
«Расскажи про свой город»
«Ассоциации»
«Мир вокруг нас»
«Что получится?»
«Найди герб России»
«Найди флаг России»
Ознакомление с миром природы.
Методическая литература:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Скоролупова О.А. Зима. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010
- Скоролупова О.А. Осень. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития»,1998.
- «От осени до лета» (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях ): Для воспитателей д/с, муз. руководителей./Составила ВладимирскаяЛ.А.. Учитель, 2004.
- Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1кл. Учебное пособие для детей 6-7 лет. М. Просвещение. 1993.
Дидактический материал:
Модели: описания животных и птиц, модель - времена года,
Правила поведения в лесу;
«Цепочки питания в лесу»
Правила поведения в лесу
Игры:
«Где что растёт?»
«Растения и обитатели пресных водоёмов»
«Времена года»
«Человек и лес»
«Каждому дереву свой листок»
«Развитие»
«Стань другом природы»
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
Технологии развивающего обучения:
- технологии развития интеллекта дошкольников (Т.А.Сидорчук, Н.Ю.Прокофьева)
-технология формирования системного мышления (Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович)
-технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ ( Т.А.Сидорчук, Т.В.Владимирова)
-обогащение, приращение и преобразование субъектного опыта в ходе активной деятельности.
Концептуальные идеи и принципы:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
- комплексный подход к воспитанию;
Технологии проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технологии, основанные на коллективном способе обучения
Технологии сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающие технологии
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии,
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)
Организация и содержание развивающей
предметно-пространственной среды
Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Познавательное развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр познавательного развития включает:
- уголок краеведения;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, экспериментальной и др.;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
- зона для настольно-печатных игр;
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на центры (уголки), которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Для формирования элементарных математических представлений оборудован «уголок занимательной математики» для самостоятельных игр детей старшего возраста оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, игры-головоломки, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы: “Кубики для всех”, “Сложи узор”, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, “Сложи квадрат”, “Геоконт”, “Танграм”, “Волшебное яйцо”,«Колумбово яйцо»; «Льдинки»; «Логическая мозаика»; «Хамелеон»;«Занимательный куб»; разные схемы, упражнения, задачи-шутки и т.д. Данный уголок занимает небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
Ближе познакомиться с историей и бытом народов Урала помогает созданный в группе уголок краеведения. Здесь размещены символика России и Челябинской области, макеты татарского дома, башкирской юрты, фотоальбомы одежды, предметов старинной утвари, собраны различные атласы Южного Урала, книги, картотеки игр народов Урала, широкий выбор художественной литературы, фольклорный материал, а также познавательный материал по истории и культуре нашего края. У детей расширяются представлений об Урале, его природе, климатических условиях, природных богатствах, многочисленности народов и народностей, проживающих на территории Урала, их традициях и т.п., что помогает воспитать основы любви к родному краю, формированию умения видеть и чувствовать его красоту, бережно относится к объектам природы и предметам рукотворного мира. Некоторые вещи – тюбетейки, татарские тапки, четки и другие были подарены родителями, их друзьями, знакомыми.
«Уголок – лаборатория «Эврика»» включает в себя: экологический уголок, расположенный непосредственно у окна и лаборатория, где созданы условия для познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы. Здесь созданы условия для развития у детей географических представлений, знакомства их с физическими свойствами окружающего мира в соответствии с возрастными возможностями, активного участия детей в опытнической деятельности, В экологическом уголке помещены материалы (гербарии растений, типичных для нашего района, настольно-печатные, дидактические игры природного содержания; природный материал, имеются игрушки и иллюстративные материалы, детская природоведческая литература).
В предметно-пространственную среду группы включены как искусственные объекты, так и естественные, природные. Кроме экологического центра в группе оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов - лаборатория «Эврика», где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
В старшем возрасте основной целью детского экспериментирования становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.). В лаборатории дети могут экспериментировать как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: микроскопы детские, лупы (большая и маленькая), ёмкости для воды, ёмкость с песком, камешки плавающие и тонущие, шарики воздушные, формочки с крышками, палочки разной длины, нитки, проволока, металлическая ёмкость, весы, магниты и другой материал.
К вариантам новых компонентов среды можно отнести минимузей «Копилочка», расположенный в познавательном центре.
«Уголок конструирования и строительства». Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в шкафах, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В уголке помещены схемы, образцы построек, прочитав их, дети самостоятельно строят свою. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских высказываний).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлены стенды "Я пришел", «Уголок именинника», персональные выставки творческих работ детей.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному общению.
При проектировании предметно- развивающей среды группы мы выделяем следующие основные составляющие:
пространство;
время;
предметное окружение.
Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Использование пространства | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений группы. Использование спальни, раздевалки увеличивают пространство для детей | Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах |
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не высокая, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Развивается ориентировка в пространстве
|
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях группы
| У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки |
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование | У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость |
Использование Времени | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности
| Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) | Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» | Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире |
Использование предметного окружения | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка |
Разнообразное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры в коробочках) | Ориентировка в окружающей действительности
|
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте
| Интеллектуальное развитие
|
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. | Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность |
Материалы для организации познавательной деятельности (5-7 лет)
Для познавательно-исследовательской деятельности детям предлагаются материалы разных типов. Объекты для исследования в действии включают в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных "сложных" объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов). Большое место в ряду материалов данного типа занимают модели-копии, позволяющие исследовать "механику" действия сложных реальных объектов (действующие модели подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.
Образно-символический материал отражает многообразие природного и рукотворного мира, задаёт необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.
Средством исследования выступают наглядно-графические модели устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л.А.Венгера). Поэтому образно-символический материал для данного возраста дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и возможных способов их упорядочения (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).
Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост,
перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими образцами, представляющими искомый объект или преобразования с ним в виде поэлементной схемы, расчлененных на элементы или нерасчлененных контурных образцов (для сложных мозаик, геометрических головоломок и т.п.). Частично материалы для преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности. Детям предлагаются инструменты, позволяющие создавать различные "модельные" схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).
В арсенале образно-символического материала появляются наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п.). Эти материалы дополняются коллекциями марок, монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.
Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет занимает существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым.
Материалы для старшей и подготовительной групп
материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | 4 разные |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | 2 | |
Танграм | 3 | |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 1 | |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | 2 | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | 1 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 2 | |
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | 5 разные | |
Головоломки плоскостные (геометрические) | 5 разные | |
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | 3 разные | |
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) | 3 разные | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 2 | |
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | 1 | |
Часы песочные (на разные отрезки времени) | 2 | |
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | 1 | |
Циркуль | 3 | |
Набор лекал | 4 | |
Линейки | 10 | |
Набор мерных стаканов | 2 | |
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | 3 | |
Счеты настольные | 1 | |
Набор увеличительных стекол (линз) | 3 | |
Набор цветных (светозащитных) стекол | 2 | |
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 2-3 | |
Набор для опытов с магнитом | 2 | |
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | 4-5 | |
Воздушный змей | 1 | |
Набор копировальной бумаги разного цвета | 1 | |
Коллекция минералов | 1 | |
Коллекция тканей | 1 | |
Коллекция бумаги | 1 | |
Коллекция семян и плодов | 1 | |
Коллекция растений (гербарий) | 1 | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | по 1 набору каждой тематики |
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | 4 | |
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 3 разные | |
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | 10 разные | |
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | 8 разные | |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | 4 разные | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | 10 разные | |
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | 8-10 разные | |
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 12 разных видов | |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | 1 | |
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) | 1 | |
Календарь настольный иллюстрированный | 1 | |
Календарь погоды настенный | 1 | |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 | |
Глобус | 1 | |
Детский атлас (крупного формата) | 1 | |
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет | по возможностям д/с | |
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | 2 |
Магнитная доска настенная | 1 | |
Наборы карточек с цифрами | 4-5 | |
Отрывной календарь | 1 | |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | 4-5 | |
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | 1 | |
Набор "лото": последовательные числа | 1 | |
Кассы настольные | 3 | |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 1 | |
Наборы моделей: деление на части (2-16) | 1 |
Мониторинг освоения программы образовательной области
«Познавательное развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.
Индивидуальная карта освоения программы образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п | Программное содержание | 5-6 лет |
| различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры |
|
| различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки |
|
| различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров |
|
| создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали |
|
| выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта |
|
| владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности |
|
| считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными |
|
| использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине) |
|
| ориентируется в пространстве и на плоскости |
|
| определяет временные отношения |
|
| имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране |
|
| классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам |
|
| называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года |
|
| знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе |
|
Примечание: отметка «+»или «-»
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком
Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п | Организационная форма | Цель | Темы: |
1 | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам познавательного развития детей в условиях семьи | «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения», «Поиграем!», «Развивающие игры летом»,
|
2 | Дни открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами познавательного развития детей | «Приходите к нам в детсад, посмотрите на ребят» |
3 | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам познавательного развития детей, расширение педагогического кругозора родителей | «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержание коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности». «Наши успехи» |
4. | Проектная деятельность | Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка; Достижение позитивной открытости по отношению к родителям |
|