Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Познавательное развитие»
Календарно – тематическое планирование
Образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
(Развитие элементарных математических представлений)
Подготовительная группа.
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
|
1 неделя сентября |
«День знаний» |
Занятие №1 |
Напомнить способы получения чисел первого пятка; упражнять в счете и отсчете предметов и в порядковом счете в пределах 5; закрепить умение правильно различать и называть геометрические фигуры. . |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.136 |
Занятие №2 |
Закрепить у детей представление об образовании чисел 6 и 7; раскрыть значение способа практического сопоставления совокупностей 1:1 для выяснения отношений больше – меньше – равно; упражнять в счете вслух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу; упражнять в сравнении двух предметов, отличающихся по длине и ширине, по высоте и толщине. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.137 |
||
2 неделя сентября |
«Моя страна» «Мой город» |
Занятие №3 |
Закрепить знания об образовании чисел 6,7,8, упражнять в счете предметов в пределах 10, в порядковом счете; учить детей описывать знакомые фигуры (шар, куб, круг, и др.) на основе осязательно-двигательного обследования , развивать умения узнавать фигуры по описанию. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.138 |
Занятие №4 |
Закрепить у детей представление об образовании чисел 9 и 10 и умение вести счет и отсчет предметов в пределах 10; упражнять в счете в пределах 6-8; закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.139 |
||
3 неделя сентября |
«Урожай» |
Занятие №5 |
Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от их размеров; упражнять в счете предметов и в воспроизведении указанного количества движений; учить детей устанавливать и воспроизводить отношения взаимного расположения геометрических фигур на плоскости: посередине, вверху (над), внизу (под), слева, справа. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.140 |
Занятие №6 |
Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10, учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательно- двигательного обследования геометрических фигур (шар, куб, цилиндр…) |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.141 |
||
4 неделя сентября |
«Краски осени» |
Занятие №7 |
Учить детей определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа: в верхнем левом (правом) углу, в нижнем левом (правом) углу, посередине; закрепить представление об образовании чисел 7-9, навыки счета и отсчета предметов в пределах 9; упражнять в счете звуков, учить воспроизводить множество , в котором на один предмет больше или меньше, чем в другом; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.142 |
Занятие №8 |
Закрепить представление детей об основном правиле счета: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один предмет и ни один предмет не сосчитать дважды; уточнить представление о том, что число предметов не зависит от их расположения; упражнять в счете звуков; учить последовательно рассматривать и описывать расположение геометрических фигур на карточках. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.143 |
||
1 неделя октября |
«Животный мир» |
Занятие №9 |
Учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать это в речи: предметов по 8, по 7 и т.д.; закрепить умение пользоваться приемом приложения для установления равенства совокупностей; напомнить детям основное правило счета; продолжать развивать представление о независимости числа предметов от их размеров; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и толщине; развивать внимание и память. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.144 |
Занятие №10 |
Продолжать развивать представление детей о том, что число предметов не зависит от формы их расположения, учить видеть равное количество разных предметов, по-разному расположенных; упражнять детей в установлении пространственных отношений между предметами: перед, за, между, рядом.
|
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.145 |
||
2 неделя октября |
«Я - человек» |
Занятие №11 |
Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10; показать, что для определения порядкового места предмета существенное значение имеет направление счета; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине; закрепить представление о том, что место, занимаемое каждым предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку эти предметы сравниваются; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении их по форме с геометрическим образцом; обобщать предметы по признаку формы. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.146 |
Занятие №12 |
Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10; учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения между ними: перед, за, между; продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости: посередине, в верхнем левом и правом углах, в нижнем левом и правом углах; развивать наблюдательность и память. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. 148 |
||
3 неделя октября |
«Народная культура и традиции» |
Занятие №13 |
Закрепить представление о количественном составе из единиц от 2 до 5; упражнять в порядковом счете, в счете звуков, в счете и отсчете предметов; развивать у детей наблюдательность и память; упражнять в сравнении предметов по длине и толщине; учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений, развивать глазомер. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.149 |
Занятие №14 |
Дать детям представление о количественном составе из единиц и чисел 6 и 7; упражнять в сравнении чисел; упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; развивать наблюдательность и память. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.151 |
||
4 неделя октября |
«Наш быт» |
Занятие №15 |
Познакомить детей с количественным составом из единиц чисел 8 и 9; закрепить навыки порядкового счета; продолжать учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения (всех предметов здесь по 8, по 9), упражнять детей в сравнении предметов по высоте и толщине; учить располагать предметы в ряд по одному измерению (по толщине), отвлекаясь от их соотношения по другому измерению (по высоте). |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.151 |
Занятие №16 |
Учить детей сравнивать числа с опорой на наглядный материал и определять на сколько одно из смежных чисел больше (меньше) другого; формировать представление о постоянстве связей и отношений между смежными числами; закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и площади, которую они занимают; упражнять детей в сравнении предметов по длине и ширине, развивать глазомер.
|
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.153 |
||
1 неделя ноября |
«Дружба» «День народного единства» |
Занятие №17 |
Познакомить детей с составом числа 10 из единиц, учить воспроизводить количество движений на один больше (меньше), чем дано; упражнять в сопоставлении 10 предметов по длине; развивать глазомер. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.154 |
Занятие №18 |
Упражнять детей в сравнении смежных чисел с опорой на наглядный материал; развивать представление о разностных отношениях между смежными числами; закреплять навыки порядкового счета; упражнять в установлении отношений между предметами по ширине; развивать глазомер. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.155 |
||
2 неделя ноября |
«Транспорт» |
Занятие №19 |
Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают; учить сравнивать смежные числа; упражнять в счете звуков; развивать умение группировать геометрические фигуры по разным признакам; упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.156 |
Занятие №20 |
Дать детям представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается следующее по порядку число; упражнять детей в установлении отношений между тремя предметами по величине ( по представлению).
|
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.157 |
||
3 неделя ноября |
«Здоровей-ка» |
Занятие №21 |
Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на единицу получается предыдущее число; упражнять детей в решении задач на установление отношений между величинами. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.158 |
Занятие №22 |
Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел, развивать понимание о взаимно-обратных отношениях между числами в пределах 10, учить пользоваться словами до и после, упражнять детей в мысленном объединении предметов в группы на основе выделенных признаков. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.160 |
||
4 неделя ноября |
«Кто как готовится к зиме (дикие животные)» |
Занятие №23 |
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; учить делить целое на две равные части; закрепить представление о том, что половина – это одна из двух равных частей ; показать отношение между целым и частью; учить пользоваться выражениями : «разделить на две равные части, пополам», «половина целого»; закрепить знания о прямоугольнике и квадрате. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.161 |
Занятие №24 |
Продолжать учить детей делить предметы на две равные части, отражать в речи действие и результат деления: разделили пополам, получили 2 равные части, соединили части вместе, получили один целый предмет; уточнить, что половиной называют одну из равных частей целого; учить устанавливать отношение между целым и его частью, упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними; учить находить предметы указанных размерных соотношений (длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше) |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.163 |
||
5 неделя ноября |
«Кто как готовится к зиме (птицы)» |
Занятие №25 |
Закрепить у детей представление о последовательности чисел в пределах 10; упражнять в счете (в прямом и обратном порядке);учить делить предметы на 2 и 4 равные части; отражать в речи действия и результаты деления: « разделили пополам», «получили две равные части», « каждую часть еще раз разделили пополам», «получили 4 равные части», «соединили части вместе», «получили один целый предмет», «половина», «одна из четырех частей»; учить устанавливать отношение между целым и его частью; учить определять положение геометрических фигур на таблице. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.164 |
Занятие №26 |
Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить их с тетрадью в клетку; упражнять в счете на слух; учить уменьшать число на один. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.166 |
||
1 неделя декабря |
«Здравствуй зимушка-зима» |
Занятие №27 |
Уточнить представление детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны; учить располагать фигуры в двух рядах, строго одну под другой; упражнять в делении квадратов на 2 и 4 равные части; развивать умение изменять направление движения; упражнять в воспроизведении движений по названному числу.
|
.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.167 |
Занятие №28 |
Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на один; закрепить знания о квадрате и прямоугольнике; учить обводить модели этих фигур и штриховать полученные контурные рисунки; упражнять в проведении линий в направлении сверху вниз и слева направо; учить детей находить наиболее рациональные способы деления предметов на 2 и4 равные части с учетом их формы и пропорций. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.168 |
||
2 неделя декабря |
«Город мастеров» |
Занятие №29 |
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, учить находить заданную точку; упражнять в отсчете клеток, в зарисовке квадратов и в изменении их размеров; упражнять в порядковом счете в пределах 10.
|
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.169 |
Занятие №30 |
Закрепить представление об особенностях прямоугольника; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; упражнять в порядковом счете. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.170 |
||
3 неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Занятие №31 |
Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10; продолжать учить детей делить предметы на 2 и4 равные части, устанавливать отношения между целым и частью; употреблять выражения: «одна из двух (четырех) частей», «половина», «разделить пополам», «разделить на 2(4) равные части; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте; развивать глазомер. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.171 |
Занятие №32 |
Уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку; закрепить умение делить фигуры на 2 и4 равные части, получать части указанной формы, устанавливать отношения между целым и частью; упражнять в счете предметов, учить видеть равное количество разных предметов. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.172 |
||
4 неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Занятие №33 |
Учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражения до и после; закрепить представление о треугольнике и круге; упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных контурных рисунков; учить составлять из частей круга полный круг. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.173 |
Занятие №34 |
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10; уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку и заштриховке их наклонными линиями; закрепить навыки порядкового счета, умение определять пространственные отношения (за, перед, между); упражнять в воспроизведении количества движений по указанному числу. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.174 |
||
1 неделя января |
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ |
|||
2 неделя января |
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ |
|||
3 неделя января |
«В гостях у сказки» |
Занятие №35 |
Закрепить знание последовательности чисел; упражнять в зарисовке квадратов и кругов на бумаге в клетку; упражнять в счете и в постановке вопросов со словом сколько к группам предметов, изображенным на таблице. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.176 |
Занятие №36 |
Учить детей измерять длину предметов с помощью условной мерки; продолжать учить называть смежные числа к названному числу, понимать выражения «до» и «после». |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.177 |
||
4 неделя января |
«Этикет» |
Занятие №37 |
Упражнять детей в определении количества групп и количества предметов в группах; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; уточнить представление об овале; учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.178 |
Занятие №38 |
Учить детей составлять группы, содержащие равное число предметов; определять количество групп и количество предметов в них; учить измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки, понимать, что метки показывают, сколько раз была отложена мерка; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.180 |
||
1 неделя февраля |
«Моя семья» |
Занятие №39 |
Продолжать учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части, показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части; упражнять в измерении расстояний шагами, дать представление о зависимости результата измерения от ширины шага |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр181 |
Занятие №40 |
Познакомить детей со способом деления предметов на 2 и4 равные части с помощью условной мерки; закрепить знание последовательности недели. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.182 |
||
2 неделя февраля |
«Азбука безопасности» |
Занятие №41 |
Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел до 10; учить называть последующее и предыдущее число; понимать выражение до и после; упражнять в измерении длины отрезка по клеточкам; закрепить умение определять положение геометрических фигур по отношению к плоскости. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.183 |
Занятие №42 |
Упражнять в сравнении смежных чисел; продолжать учить детей измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки; упражнять детей в зарисовке предметов круглой и овальной формы на бумаге в клетку. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.185 |
||
3 неделя февраля |
«Наши защитники» |
Занятие №43 |
Познакомить детей с приемами измерения жидких тел; подвести их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры; упражнять в сравнении чисел; закрепить умение ориентироваться на плоскости. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.186 |
Занятие №44 |
Познакомить детей со способом измерения объема сыпучих тел; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.187 |
||
4 неделя февраля |
«Маленькие исследователи» |
Занятие №45 |
Упражнять детей в измерении высоты предметов и объема жидких тел; дать им представление о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой; упражнять в счете групп предметов, учить изменять количество групп и количество предметов в каждой из них. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.189 |
Занятие №46 |
Продолжать развивать у детей представление о зависимости результата измерения от избранной мерки; упражнять в различении геометрических фигур, в ориентировке на плоскости и в постановке вопросов со словом сколько. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.190 |
||
1 неделя марта |
«Женский день» |
Занятие №47 |
Продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от избранной мерки; упражнять в сравнении чисел; закрепить навыки счета и отсчета. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.191 |
Занятие №48 |
Учить разлагать числа 2 и 3, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число; закрепить представление о составе этих чисел из единиц; продолжать развивать представление о зависимости результатов измерения от избранной мерки. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.192 |
||
2 неделя марта |
«Миром правит доброта» |
Занятие №49 |
Учить разлагать числа 3 и 4 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять одно число; развивать умение анализировать форму предметов. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.193 |
Занятие №50 |
Познакомить детей с составом числа 5 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе чисел 3 и 4; упражнять в делении предметов и групп предметов на 2 и 4 равные части; учить устанавливать отношение между целым и частью. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.194 |
||
3 неделя марта |
«Быть здоровыми хотим» |
Занятие №51 |
Закрепить умение разлагать числа 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число; учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.195 |
Занятие №52 |
Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос задачи; закрепить представление о составе чисел 3, 4, 5 из двух меньших чисел; уточнить пространственные представления: справа, слева, один против другого, напротив, друг за другом. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.197 |
||
4 неделя марта |
«Весна шагает по планете» |
Занятие №53 |
Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче; учить давать развернутый ответ на вопрос задачи; закрепить у детей представление о составе чисел из единиц и о последовательности чисел в пределах 10; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.198 |
Занятие №54 |
Познакомить детей со структурой задачи (задача состоит из двух частей: условия и вопроса); продолжать учить давать точный развернутый ответ на вопрос задачи; закрепить знания о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел; учить составлять из имеющихся геометрических фигур новые. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.199 |
||
5 неделя марта |
«День смеха» |
Занятие №55 |
Закрепить представление о структуре задачи; раскрыть арифметическое значение вопроса задачи; упражнять в порядковом счете; учить при измерении объемов сыпучих тел замещать одну мерку другой, большей по размеру, чем данная. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.201 |
Занятие №56 |
Упражнять детей в сравнении смежных чисел; закрепить представление о структуре задачи; продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.202 |
||
1 неделя апреля |
«Встречаем птиц» |
Занятие №57 |
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.203 |
Занятие №58 |
Учить составлять задачи по сюжетным картинкам, выделять числовые данные и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов; закрепить представление о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел; упражнять в сравнении чисел, упражнять в сравнении чисел, закрепить представление о последовательности чисел в пределах 10; формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие нескольким геометрическим фигурам, определять их размер и пространственное положение; учить воссоздавать фигуры по образцу, на котором выделены все их элементы. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.204 |
||
2 неделя апреля |
«Космос» «Приведем планету в порядок» |
Занятие №59 |
Упражнять детей в составлении задач по картинкам: учить выделять числовые данные задачи; упражнять детей в порядковом счете в пределах 10; закрепить пространственные представления: перед, за, между; в процессе решения задач на перестроение фигур, составленных из палочек, развивать умение анализировать форму сложной фигуры и её составных частей; мысленно представлять изменение в строении фигуры, которое произойдет после перемещения палочек. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.205 |
Занятие №60 |
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10; упражнять детей в составлении задач разнообразного содержания по одной и той же теме на основе конкретных данных; развивать у детей умение расчленять сложную форму предметов на элементы, соответствующие нескольким геометрическим фигурам, определять их размер и пространственное положение; учить воссоздавать фигуры по образцу контурного характера, делать предположение и анализировать возможные пути решения. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.207 |
||
3 неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Занятие №61 |
Учить детей самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным; учить делать рисунок задачи, отражать в нем ее условие; упражнять в составлении задач по рисунку; учить решать логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность решения. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.61 |
Занятие №62 |
Упражнять детей в счете звуков, учить находить число, большее или меньшее на единицу, чем услышали звуков; упражнять в составление и решении задач на сложение и вычитание; закрепить знания о составе чисел из единиц; учить детей решать задачи на смекалку (перестроение фигур, составленных из палочек); развивать умение планировать ход решения, представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.209 |
||
4 неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Занятие №63 |
Учить детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание; учить пользоваться словами прибавить, вычесть, получится; раскрыть арифметическое значение вопроса задачи; закрепить представление о составе чисел из единиц. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. .Стр.211 |
Занятие №64 |
Учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание по указанным числовым данным; закрепить умение измерять объем сыпучих тел; закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10; упражнять в порядковом счете и в сравнении чисел. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.212 |
||
1 неделя мая |
«Праздник мира и труда» |
Занятие №65 |
Познакомить детей с приемами вычисления, учить прибавлять и вычитать число 2 путем присчитывания (отсчитывания) по единице, обратить их внимание на то, что при сложении первое слагаемое пересчитывать не надо; закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел; упражнять в анализе рисунка (чертежа), учить видеть, какие геометрические фигуры на нем представлены при условии, что одна из них вписана в другую |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. Стр.213 |
Занятие №66 |
Закрепить и развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок- указателей движения), планов, схем. Закрепить умение решать примеры. Развивать логическое мышление. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
||
2 неделя мая |
«День победы» |
Занятие №67 |
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (графический диктант), составлять из геометрических фигур предметы и называть из чего составлено. Упражнять в составлении и решении задач. Развивать внимание, логическое мышление. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
Занятие №68 |
Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10. Упражнять в счете до 20. Упражнять в решении логических задач на поиск недостающих фигур (предметов) и доказывать правильность своего решения. Развивать логическое мышление, память, внимание. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
||
3 неделя мая |
«Мир природы» |
Занятие №69 |
Закрепить умение называть числа, которые идут до и после данного числа, упражнять в составлении и решении задач, записывая решение примером. Закрепить полученные знания, выполняя математический диктант. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
Занятие №70 Выявление уровня математического развития (диагностика) |
Выявить уровень математического развития, зрительно-пространственного гнозиса, графических навыков, психофизических процессов; составить индивидуальную карту обследования уровня математического развития ребенка. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
||
4 неделя мая |
«До свидания детский сад. Здравствуй школа». |
Занятие №71 Выявление уровня математического развития (диагностика) |
Выявить уровень математического развития, зрительно-пространственного гнозиса, графических навыков, психофизических процессов; составить индивидуальную карту обследования уровня математического развития ребенка. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
Занятие №72 Выявление уровня математического развития (диагностика) |
Выявить уровень математического развития, зрительно-пространственного гнозиса, графических навыков, психофизических процессов; составить индивидуальную карту обследования уровня математического развития ребенка. |
Л.С.Метлина Математика в детском саду. |
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область "Познавательное развитие" (Предметное окружение, явления общественной жизни)
Подготовительная группа
Месяц |
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
1-я неделя сентября |
" День знаний " |
"День знаний" |
Развивать познавательную мотивацию, интерес к знаниям, школе, книгам, желание учиться. Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о детском саде, школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д. Формировать положительные представления о профессиях сотрудников детского сада, учителя и «профессии» ученика. Воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми, уважение к труду педагогов. Напомнить правила поведения и общения с детьми и взрослыми. Упражнять в обращении к окружающим с приветствиями вопросами, просьбами. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-я неделя сентября |
"Моя страна" |
"Мой город, моя страна, моя планета" |
Расширение представлений детей о родном крае. Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны. Рассказы детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
3-я неделя сентября |
"Урожай" |
"Во саду ли, в огороде" |
Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов, соков. Закрепить понятие «плод». Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
4-я неделя сентября |
"Краски осени" |
"Осень" |
Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитание бережного отношения к природе. Расширение представлений детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
1-я неделя октября |
"Животный мир" |
"В мире животных" |
Уточнить и расширить представления детей о животных, их характерных признаках, особенностях. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Формировать представления о приспосабливаемости животных к изменениям в природе. Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-я неделя октября |
"Я - человек" |
"Я - человек" |
Учить детей осознавать себя в окружающем мире, понимать предназначение человека и его отношение с окружающим миром. Закрепить знания о строении тела человека, внутренних органах, органах чувств. Учить осознавать себя как мальчика или девочку. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учиться, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Дать знания о первобытном человеке, об истории возникновения одежды, жилища, о предметах обихода. Формировать представления о правах и обязанностях, самосознание, притязание на признание. Учить навыкам общения с людьми, природой, вещами (поступки человека, правила поведения) с позиции «Я - человек». |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3-я неделя октября |
"Народная культура и традиции" |
"Народная культура и традиции" |
Знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение знакомства с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
4-я неделя октября |
"Наш быт" |
"Предметы вокруг нас" |
Закреплять представления детей о кухонной, столовой, чайной посуде ее назначении. Закреплять умение группировать предметы посуды в соответствии с их назначением. Учить выделять отличительные признаки материала, из которого делают посуду. Дать представление о праздничной сервировке стола. Познакомить с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Закреплять представления о квартире, мебели, ее видах и назначении. Объяснить значение слова «интерьер». Рассказать об истории создания различных предметов мебели, их назначении. Обсудить, из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера, люди каких профессий принимали участие в их создании. Воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, учить оценивать удобство и функциональность вещей. Закрепить знания об игрушках, материале из которого они сделаны, о людях, работающих над их созданием. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
1-неделя ноября |
"Дружба" |
"Азбука вежливости" |
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование умения договариваться, помогать друг другу. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям. Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность и т.д. Обогащение словаря формулами словесной вежливости. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-неделя ноября |
"Транспорт" |
"По небу, по воде, по земле" |
Закрепить знания детей о видах транспорта, учить сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный. Рассказать об истории возникновения транспорта. Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения. Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их, о значении транспорта в жизни современного общества. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3-неделя ноября |
"Здоровей-ка" |
"Неделя здоровья" |
Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
4-неделя ноября |
"Кто как готовиться к зиме" |
"В ожидании зимы" |
Уточнить знания о птицах, об их обитании, установить взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края. Закрепить название птиц и понятие «перелетные». Наблюдать за птицами, собирающими в стаи. Закрепить название домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека. Закреплять и пополнять знания о диких животных. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни. Отметить, что жизнь насекомых замирает. Они перезимуют в земле. Птицы по прилету весной совьют новое гнездо. Наблюдать за муравьями (их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него). Познакомить с жизнью водоема в осенний период. Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых. Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового. Учить ответственному и бережному отношению к природе. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
5-неделя ноября |
"Кто как готовиться к зиме" |
В мире материалов (викторина) |
Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей. |
О.В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий |
1- я неделя декабря |
"Здравствуй, зимушка-зима!" |
"Зимушка-зима" |
Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта. Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктики. Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2- я неделя декабря |
"Город мастеров" |
Интегрированное занятие с рисованием "Дымковская игрушка" |
Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами. . |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3- я неделя декабря |
"Новогодний калейдоскоп" |
"Новогодние традиции" |
Дать представление о том, как отмечали праздники наши предки: водили хоровод, пели песни, плясали, играли в веселые игры. Познакомить с новогодними традициями России и других стран. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
4- я неделя декабря |
"Новогодний калейдоскоп" |
"Новогодний хоровод" |
Знакомство с основами праздничной культуры. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжение знакомства с традициями празднования Нового года в различных странах. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
1-я неделя января |
||||
2-я неделя января |
||||
3-я неделя января |
"В гостях у сказки" |
Библиотека |
Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
О. В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий |
4-неделя января |
"Этикет" |
"Волшебные слова" |
Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; закреплять умение правильного использования вежливых слов в процессе общения. Формировать представление детей о правилах поведения в обществе и правилах этикета. Вспомнить правила поведения, знакомые детям. . |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
1-я неделя февраля |
"Моя семья" |
Интегрированное занятие с рисованием "Я и моя семья" |
Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказы детям о наградах дедушек, бабушек, родителей. Закрепление знания домашнего адреса и телефонов разных служб, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек, их профессий. . |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
2-я неделя февраля |
"Азбука безопасности" |
"Юные спасатели" |
Уточнение знаний о работе пожарных, правила поведения при пожаре. Формирование у детей навыков поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и др. Расширение знаний о работе МЧС. Закрепление правил ПДД. Формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3-я неделя февраля |
"Маленькие исследователи" |
"Умники и умницы"" |
Дать представление о научно-техническом прогрессе, об ученых и изобретателях. Продолжать формировать интерес к постановке опыта и экспериментированию. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
4-я неделя февраля |
"Наши защитники |
Наши защитники" |
Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение тендерных представлений, формирование у детей стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
|
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
1-я неделя марта |
"Миром правит доброта"" |
"В мире доброты"" |
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность; Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.
. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-я неделя марта |
Женский день" |
Мамин день" |
Дать более глубокие знания о значении семьи, о роли мам и бабушек в нашей жизни. Воспитание уважения к воспитателям. Расширение гендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3-я неделя марта |
"Быть здоровыми хотим" |
"Здоровье всему голова" |
Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни. Развитие желания сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, гигиену, правильно питаться, заниматься спортом). Рассказы о бактериях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов, о правилах безопасного общения с больными. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
4-я неделя марта |
"Весна шагает по планете" |
"Весна идет, весне дорогу" |
Формирование у детей обобщенных представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
5-я неделя марта |
"Цирк" |
"На арене цирка" |
Познакомить детей с историей возникновения цирка. Дать представления об особенностях разных видов цирка. Сформировать устойчивый интерес к цирковому искусству, потребность обращаться к цирку как источнику особой радости. Знакомить детей с профессиями взрослых на примере цирковых артистов. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих в цирке. Развивать воображение в процессе придумывания цирковых номеров. Воспитывать бережное отношение к дрессированным животным. Учить правилам поведения в цирке во время представления. . |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
1-я неделя апреля |
"Встречаем птиц" |
Интегрированное занятие с музыкой, лепкой "Вестники весны" |
Расширять знания о перелетных птицах, о пользе, которую они приносят. Наблюдать за поведением грачей, ласточек (оживлены, строят гнезда). |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-я неделя апреля |
"Приведем планету в порядок" |
"Земля – наш общий дом"
|
Познакомить детей с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля. Формировать умение устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Формировать умение понимать и любить природу. Дать детям знание о том, что человек является частью природы. Расширять представления о многообразии природы. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
3-я неделя апреля |
"Волшебница вода" |
"ВОДА, без тебя нам никуда" |
Обогащать и уточнять знания о свойствах воды, её значении в природе для растений, животных и человека; развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление при решении проблемных ситуаций; закреплять навыки детей в умывании, знании предметов туалета и их назначении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу — вести здоровый образ жизни. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
4-я неделя апреля |
"Волшебница вода" |
«Путешествие в прошлое кораблей» |
Научить детей понимать назначение и функции корабля; закреплять умения определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло); сформировать у детей понятие, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности; развивать ретроспективный взгляд на корабли; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
О.В. Дыбина «Что было до» |
1-я неделя мая |
"Праздник весны и труда" |
"1 Мая" |
Дать представления об истории праздника 1 Мая. Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, уважение к историческому прошлому страны. Познакомить детей с историей праздника, традициями празднования в разных странах мира. Расширять представления детей об истории страны. Развивать умение анализировать, обобщать и сопоставлять факты. Способствовать умению детей делать элементарные выводы, умозаключения. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
2-я неделя мая |
"День Победы" |
"9 Мая" |
Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду |
3-я неделя мая |
"Мир природы" |
"Красная книга" |
Формирование основ экологической культуры. Продолжение знакомства с правилами поведения на природе. Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. |
Голицына Н. С Занятия в детском саду
Бабунова Е.Н "Наш дом- Южный Урал" |
4-я неделя мая |
"До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!" |
Школа. Учитель |
Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе. |
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий |
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область "Познавательное развитие"
(Познавательно -исследовательская деятельность)
Подготовительная группа
Месяц |
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
2 - я неделя сентября |
"Моя страна" |
"Удивительные камни" |
Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами; формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать творческую и поисковую деятельность детей через проблемные ситуации; развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление; закреплять навыки работы с увеличительными приборами; воспитывать уважительное отношение к неживой природе. |
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 121 |
4-я неделя сентября |
"Краски осени" |
"Вода и растение" |
Познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду; развивать умение анализировать. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2-я неделя октября |
"Я - человек" |
"Чистая вода- залог здоровья" |
Познакомить с разными видами фильтров; показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей; закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами; закреплять умение пользоваться алгоритмом при проведении опытов; формировать умение делать выводы по результатам эксперимента; воспитывать бережное отношение к окружающей природе (водоемам); воспитывать доброжелательность, выдержку и взаимопомощь. |
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 219 |
4-я неделя октября |
"Наш быт" |
"Как увидеть и услышать электричество" |
Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2- я неделя ноября |
"Транспорт" |
"Наш друг Летунчик" |
Расширять знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха, его свойствами; развивать навыки проведения опытов и умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. |
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 224 |
4- я неделя ноября |
"Кто как готовиться к зиме" |
"Поможем Умке и Лоло" |
Закрепить знания детей о свойствах льда (прозрачнный, хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Знакомить с разными способами топления льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2-я неделя декабря |
"Город мастеров" |
"Сюрприз Деда Мороза" |
Уточнить свойства воды, льда. Познакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенными водой). |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
4-я неделя декабря |
"Новогодний калейдоскоп" |
"Рукотворный мир" |
Учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
4-я неделя января |
"Этикет" |
"Слушай во все уши" |
Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2-я неделя февраля |
"Азбука безопасности" |
"Волшебное электричество" |
Обобщать знания детей об электричестве; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту, развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность; умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе. |
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 176 |
4- я неделя февраля |
"Наши защитники" |
"Живая земля" |
Формировать у детей представления о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка; упражнять в умении сравнивать, анализировать, развивать умение использовать схемы для систематизации знаний; развивать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы; учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2- я неделя марта |
"Женский день" |
"Как добрые и вредные слова влияют на растение" |
Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
4- я неделя марта |
"Весна шагает по планете" |
"Солнце дарит нам тепло и свет" |
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
2- я неделя апреля |
"Встречаем птиц" |
"О чем поют весной птицы?" |
Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
4- я неделя апреля |
"Волшебница вода" |
"Чудо – вода" |
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знание об агрегатном состоянии воды; развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты, развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. |
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 97 |
2- я неделя мая |
"День победы" |
"Секретные записки" |
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
4 - я неделя мая |
"Вот, мы, какие стали большие" |
"Посев семян бархатцев" |
Формировать представления детей о выращивании растений из семян. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества почвы на рост и развитие растений, зависимость факторов неживой природы от живой, богатство почвы от гниения растений. Вызвать желание самим вырастить растение из семян. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. |
Голицына Н. С "Занятия в детском саду" |
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с природой)
Подготовительная к школе группа
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
|
1-я неделя сентября |
«День знаний»
|
«Беседа о лете» |
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №1 |
2-я неделя сентября |
«Моя планета» |
Беседа «Какие бывают насекомые» |
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения; закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №2 |
3-я неделя сентября |
«Урожай» |
Беседа «Планета Земля в опасности» |
Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шага покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди; на планете Земля обитает много живых существ; планета сейчас в опасности: вода, почва, воздух стали грязными; что нужно делать чтобы спасти планету. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №3 |
4-я неделя сентября |
«Краски осени» |
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» |
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы; сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); познакомить с основными природными компонентами и их связями. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №4 |
1-я неделя октябрь |
«Животный мир» |
Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека». |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №5 |
2-я неделя октября |
«Я- Человек» |
Зарядка аквариума |
Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитать наблюдательность. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №6 |
3-я неделя октября |
«Народная культура и традиции» |
Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?» |
Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №7
|
4-я неделя октября |
«Наш быт» |
Экскурсия в осенний лес (парк) «Как растения готовятся к зиме» |
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №8 |
1-я неделя ноября |
«День народного единства» |
Беседа о кроте |
Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №9 |
2-я енделя ноября |
«Транспорт» |
Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения |
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые - еще и опрыскивать; другие - с плотными, толстыми стеблями, листьями - засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев - это результат приспособленности засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию, поливать комнатные растения надо по-разному - в соответствии с их потребностями во влаге. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №10 |
3-я неделя ноября |
«Здоровей-ка» |
Обитатели нашего уголка природы |
Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные - живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: для растений - тепло, свет, вода, питательная почва; для животных - их пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №11 |
4-я неделя ноября |
«Кто как готовится к зиме» |
Беседа об осени |
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №12 |
5-я неделя ноября |
«Кто как готовится к зиме» |
Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №11 |
1-я неделя декабря |
«Здравствуй, зимушка-зима!» |
Беседа о лесе |
Уточнить и расширить представления детей о лесе. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №1 |
2-я неделя декабря |
«Город мастеров» |
Дуб и сосна |
Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №2 |
3-я неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Волк и лиса - лесные хищники |
Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №3 |
4-я неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Наблюдение за кошкой и котятами |
Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №4 |
1-я неделя января |
||||
2-я неделя января |
||||
3-я неделя января |
«В гостя у сказки» |
Беседа «Кто главный в лесу?» |
Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №5 |
4-я неделя января |
«Этикет» |
Беседа «Я - человек» |
На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №6 |
1-я неделя февраля |
«Моя семья» |
Сравнение диких и домашних животных |
Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №7 |
2-я неделя февраля |
«Азбука безопасности» |
Беседа «Что мы знаем о птицах?» |
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №8 |
3-я неделя февраля |
«Маленькие исследователи» |
Рассказ об экологических пирамидах |
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №9 |
4-я неделя февраля |
«Наши защитники» |
Двугорбый верблюд пустыни |
Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни - верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №10 |
1-я неделя марта |
«Миром правит доброта» |
Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» |
Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №12 |
2-я неделя марта |
«Женский день» |
Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» |
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №1 |
3-я неделя марта |
«Быть здоровыми хотим» |
Свойства воды |
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №2 |
4-я неделя марта |
«Весна шагает по планете» |
Беседа «Кто живет в воде» |
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №3 |
1-я неделя апреля |
«День смеха» |
Беседа «Что растет в воде» |
Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №4 |
2-я неделя апреля |
«Встречаем птиц» |
Весенний уход за комнатными растениями |
Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №5 |
3-я неделя апреля |
«Космос», «Приведём планету в порядок» |
Беседа о дождевых червях |
Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №6 |
4-я неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Красная книга - сигнал опасности |
Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №7 |
5-я неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Беседа «Мой край родной - заповедные места Челябинской области» |
Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Челябинской области, пробуждать желание побывать в этих местах. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №8 |
1-я неделя мая |
«Праздник весны и труда» |
Знакомство со свойствами воздуха |
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №9 |
2-я неделя мая |
«День победы» |
«Носы нужны не только для красы» |
Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №10 |
3-я неделя мая |
«Мир природы» |
Солнце - большая звезда |
Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №11 |
4-я неделя мая |
«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа» |
Беседа о весне (обобщающая) |
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятие №12 |
Календарно - тематическое планирование.
Образовательная область «Познавательное развитие» (конструирование)
Подготовительная группа.
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
|
1 неделя сентября
|
«День знаний»
|
«Вспомним что мы умеем строить» |
Активизировать конструктивные умения, полученные в старшей группе |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.8 |
3неделя сентября |
«Урожай»
|
«Дом у бабушки в деревне» |
Уточнить представление об особенностях сельских домов и построек на сельском дворе. Способствовать созданию комплекса сооружений. Упражнять в коллективном строительстве |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.22 |
1 неделя октября
|
«Животный мир»
|
«Ферма» (лего) |
Учить, самостоятельно, создавать общие планы, схемы будущих построек, обдумывать замысел, продумывать этапы строительства. Развивать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.
|
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала |
3 неделя октября |
«Народная культура и традиции» |
«Башни Кремля» (строительный материал) |
Закрепить представление детей о Кремле, как старинной крепости. Познакомить с разнообразием башен Кремля. Закрепить умение создавать постройку по элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя индивидуальные постройки детей |
Конструирование и ручной труд Куцакова Л.В. |
1неделя ноября
|
«День народного единства» |
«По замыслу» |
Закреплять навыки творческого конструирования из строительного материала. Упражнять в умении анализировать постройку |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.157. |
3 неделя ноября |
«Здоровей-ка» |
«Стадион»
|
Обобщить представления о видах спорта и спортивных сооружениях. Закреплять умение создавать постройки из строительного материала на основе представлений. |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.294 |
1 неделя декабря |
«Здравствуй Зимушка-зима» |
«Снежный городок». |
Упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строительного материала и конструктора. |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» |
3 неделя декабря |
Новогодний калейдоскоп |
«Дед Мороз» |
Активизировать представление о народных традициях и праздниках. Закрепить умение передавать впечатление о праздниках в художественном творчестве. Учить работать в технике оригами. |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.271 |
3 неделя января |
«В гостях у сказки» |
«Письмо из Цветочного города» ( строительный материал) |
Продолжать учить сооружать различные постройки, самостоятельно находить конструктивные решения для их завершения, учить строить по чертежу |
Конструирование и ручной труд Куцакова Л.В. |
1 неделя февраля |
«Моя семья» |
«Предметы, которые нас окружают» (конструирование из деталей конструктора) |
Учить детей анализировать схему, отбирать по ней необходимые детали для сбора из них предметов ближайшего окружения |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» |
3 неделя февраля |
«Маленькие исследователи» |
«Что из чего получится?» |
Упражнять в составлении изображений из счетных палочек Учить видоизменять фигуры, выполнять изображения из определенного количества палочек. |
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа стр.359 |
1 неделя марта |
«Миром правит доброта» |
«Ваза с цветами» |
Упражнять в плоскостном моделировании из геометрических фигур. Развивать способность к анализу схем и чертежей. Развивать самостоятельность, активность. |
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала |
3 неделя марта |
«Быть здоровыми хотим» |
«Конструирование по замыслу» |
Закреплять навыки соединения деталей, учить строить по представлению, побуждать к творчеству в конструировании |
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала |
1 неделя апреля |
«Цирк. Театр» |
«Клоун» |
Упражнять в анализе схем и чертежей; моделировании на плоскости из геометрических фигур («Лего-мозаика) |
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала |
3 неделя апреля |
«Космос. Приведём планету в порядок.» |
«Роботы» |
Научить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, а затем использовать их в качестве изображений для создания конструкций из деталей конструктора. |
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала |
1 неделя мая |
«Праздник весны и труда» |
«Конструирование по замыслу» |
Закреплять навыки соединения деталей, учить строить по представлению, побуждать к творчеству в конструировании |
Конструирование и ручной труд Куцакова Л.В. |
3 неделя мая |
«Мир природы» |
«На лугу»
|
Упражнять в плоскостном конструировании из геометрических фигур по плану и по представлению. Развивать способность к анализу схем и чертежей. Развивать самостоятельность, активность. |
Конструирование и ручной труд Куцакова Л.В. |