12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ванеева Людмила Леонидовна55
Материал размещён в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»
1

Конспект непосредственно организованной деятельности по разделу ФЭМП образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Как мир научился считать»

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЧЕБОКСАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №3» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Конспект

непосредственно организованной деятельности

по разделу ФЭМП образовательной области

«Познавательное развитие» в подготовительной группе

«Как мир научился считать»


 

 

Открытое мероприятие Ванеевой Людмилы Леонидовны,

учителя-дефектолога БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


 

г. Чебоксары

05.09.2018 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи: познакомить с древними способами счёта у различных народов; показать, как цифры преобразовывалась под влиянием времени; рассказать о необходимости перехода на единое написание цифр во всём мире; закрепить знание последовательности чисел и соотнесение числа с цифрой; формировать умение строить предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие, развивать глазодвигательные мышцы, развивать мыслительную и речевую деятельность, внимание, общую и мелкую моторику, активизировать связную речь.

Воспитательные формировать готовность к совместной, согласованной деятельности со сверстниками и педагогом; развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, целенаправленность детей.

Словарная работа:

Активный словарь:. предыдущее, последующее число

Пассивный словарь: римские цифры, иероглифы, индейцы майя, Древний Рим, Древний Египет.

Основные методы и приемы: эвристические вопросы, вопросы проблемного характера, динамическая пауза, художественное слово, похвала, поощрение, поддержка, предвосхищение результатов деятельности.

Материалы и оборудование: оборудование для показа презентации, карточки с цифрами народов майя на каждого ребенка, глиняные дощечки и деревянные палочки, шнурки по количеству детей

Ход непосредственно организованной деятельности:

I.Вводная часть

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Леонидовна. Я очень рада сегодняшней встрече с вами.

Все собрались: и

взрослые, и дети.

Мы можем начинать.

Но прежде друг дугу

«Доброе утро» надо сказать.

Сегодня к нам пришли гости. Предлагаю вам поприветствовать гостей и подарить им свои улыбки и хорошее настроение.

II.Основная часть

Учитель-дефектолог: Ребята, я предлагаю отгадать загадки и узнать, о чем мы будем сегодня говорить.

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры).

Правильно, это цифры. Отгадайте загадки про каждую цифру.

Он похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.

С хитрым носиком сестрица счет откроет единица

Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Эту цифру получай-ка.

Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец.

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою …

Циферка на крюк похожа,
Что на автокране.


И на двоечку похожа,
Если вверх ногами.

Циферка, как бегемотик,
Круглый у неё животик,
Шейку ловко изгибает,
За пятёркою ступает.

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …

Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру…

Вот так циферка, взгляни,
У нее и тайна есть –
Ты ее переверни,
И получишь цифру шесть!


 

Учитель-дефектолог: Мы сегодня будем говорить про цифры. Ребята, как вы считаете, всегда ли цифры выглядели так же, как сейчас? (Ответы детей).

Чтобы узнать, как цифры выглядели много-много лет тому назад, предлагаю вам отправиться в прошлое. Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в прошлое? (Ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на машине времени. Встанем в круг и будем передавать волшебную палочку, которая нас отправит в прошлое. (Звучит космическая музыка.)

Вот мы и оказались в древнем мире. Давным-давно, человек не умел считать, даже не знал, сколько пальцев у него на руке. Все-таки древний человек различал один предмет и много предметов. Так было очень трудно жить, охотиться, обмениваться добычей. Научиться считать человеку было просто необходимо. Вскоре древние люди начали замечать, что два предмета это столько же, сколько у человека глаз, или ушей, или рук. Затем люди начали считать с помощью пальцев. Это были первые цифры. Так с помощью пальцев человек мог показать число добычи или число шкурок.

Затем люди начали использовать палочки, камешки, веточки, зарубки и даже веревки с узелками. При счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых скапливалось несколько метров этой веревочной «счетной» книги. Человека, который завязывал узелки называли «вспоминателем». Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей). Давайте и мы, как вспоминатели, попробуем завязать узелки на шнурках. (Дети выполняют задание. Показывают и называют, сколько узелков они завязали).

Учитель-дефектолог: Но этого все равно было мало. Менялась жизнь человека. Проходили многие, многие годы. Люди приручили животных. На земле появились первые скотоводы, земледельцы. Росли и знания людей и чем дальше, тем больше требовалось умение считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать стада и при этом счет мог идти сотнями и даже тысячами.

В Древнем Египте цифры записывались из палочек, которые обозначали единицы и иероглифов, которыми обозначались более крупные единицы счета: десятки, сотни, тысячи.

- Ребята, давайте, и мы попробует написать цифры, как древние египтяне. У вас у каждого есть тарелочка с песком и глиняная табличка. Предлагаю опытным путем определить, на чем лучше было писать цифры.

(Дети подходят к глиняным табличкам и пишут с помощью палочек цифры).

Учитель-дефектолог: Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно. Вам необходимо найду пару для каждой цифры – головы. (Дети выполняют задание в парах).

Индейцы Майя ухитрялись писать любое число с помощью точки, черточки. Три точки, как вы догадались, это цифра три, одна черточка- это цифра пять. Линия и точка-это шесть, а две черточки - это десять.

Перед вами цифры племен майя. Вам нужно разложить их по порядку. (У каждого ребенка свой набор карточек.)

Наше путешествие продолжается.

У древних римлян были другие цифры, которыми мы иногда пользуемся и сейчас. Их можно встретить в книгах где встречается номер главы и на циферблате часов. Если внимательно посмотреть на римские цифры, можно заметить сходство римских цифр с пальцами. Цифра 1-это один палец, Цифра 5-это пятерня с отставленным большим пальцем в сторону. Теперь вытяните руки вперед. Сколько пальцев на каждой руке?

Дети: Пять

Учитель-дефектолог: Перекрестите руки, будто плюс, к пяти прибавили пять. Какую римскую цифру получили?

Дети: Десять

Учитель-дефектолог: Правильно, десять. Наше путешествие продолжается. На востоке в Древнем Китае также существовало свое обозначение цифр. Использовались специальные символы, которые назывались иероглифы.

Древние китайцы славились своим здоровьем. Предлагаю вам выполнить китайскую гимнастику.

Физкультминутка под китайскую музыку.

Учитель-дефектолог: Отдохнули, можно путешествовать дальше

-Наши предки – славяне - для обозначения чисел как и древние греки употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки.

Все-таки откуда взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня.? Наши современные цифры пришли к нам из Индии, через арабские страны, поэтому их и назвали арабскими.

III.Заключительная часть.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам встать в круг и полететь обратно с помощью волшебной палочки.

Звучит музыка, дети встают в круг и передают волшебную палочку.

III. Итог занятия.

-Ребята, скажите, было удобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички? Почему? А веревки с узелками, восковые дощечки? (Ответы детей).

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-В каких странах мы с вами побывали?

Какое задание не доставило трудностей и наоборот, какое было сложным?

Опубликовано в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.