12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алтыбаев Нурбулат Муратович66
1

Статья «Формы и методы обучения, как инструмент повышения качества знаний по предмету «Информатика»»

Формы и методы обучения, как инструмент повышения качества знаний по предмету «Информатика».


 

На современном этапе развития средне-специального образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов.

Преподавая информатику, используя компьютерные технологии, я решаю проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса студентов, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Известно, что человек охотнее делает то, что хорошо получается. Из множества новых педагогических технологий я предпочитаю те, где ведущее место занимают мобилизующие принципы, где студент является «субъектом» учебной деятельности. Способность находить новые приёмы приобретения знаний и выработки умения действовать правильно, осмысленно является показателем развития студента в будущем. Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Воплотить эту идею в жизнь позволяет деятельностный подход.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится студент, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и студентом складываются «субъект - субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующие активность, инициативу, самостоятельность.

Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться  с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость поиска путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в  собственных интересах, так и в интересах общества. В связи с этим, в работе с учащимися применяю следующие формы обучения:

учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы - урок);

вспомогательную (элективные курсы);

внеплановую (консультации).

Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всей группы по теме. Это урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками.  Для урока я использую необходимый материал на CD-дисках, в Интернете. Наличие в аудиториях проектора и интерактивной доски помогает фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении я прошу студентов самим прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов.

Групповая форма обучения используется мною для внедрения метода проектов через создание условий для выполнения студентами индивидуально-проектной деятельности, что позволяет сформировать устойчивый интерес ребят к предмету. Это позволяет находить решение проблемы, поставленной в начале занятия. Для каждой группы возможно использование оборудования различной комплектации: группа сбора информации должна иметь цифровые устройства для сохранения результатов наблюдения за объектом, процессом, их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа обобщения результатов должна использовать презентационное оборудование.

Мой опыт свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той дисциплины, проект для которой реализовывался.

Основные навыки, которые формируются у ребят в ходе проектной деятельности, я бы обозначил следующим образом:

во-первых, это коммуникативность, – студентам при работе над любым даже над небольшим проектом приходится много общаться друг с другом, учителем, другими людьми, с электронными носителями информации, развивая у себя очень востребованные на сегодня умения использовать компьютер как основной источник информации;

во-вторых, это умение взять ответственность на себя. В каждой микрогруппе сразу достаточно четко проявляется лидер. Он не только инициирует сам процесс поиска информации по теме проекта, но и, часто, в силу своих личных качеств, берет на себя самую большую часть работы над проектом.

в-третьих, коллективное распределение дел. Причем это происходит на совершенно разных этапах работы над проектом – от распределения в группе областей поиска информации, до последнего этапа – кто какую роль будет играть на презентации проекта;

в-четвертых, это аргументирование и умение делать выводы.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом студент работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между студентом и учителем.

Для обеспечения такого контакта  выполняю общие методические требования:

разъясняю студентам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;

возбуждаю интерес студентов, мобилизуя их познавательные усилия и прежде всего их внимание;

обсуждаю со студентами способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;

восстанавливаю в памяти студентов предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;

не устраняюсь от управления познавательным процессом во время работы студентов на компьютерах.

В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение обучающихся по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому студенту, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий.

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков студентов в области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все студенты под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);

закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);

отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового редактора);

проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).

Действия студентов могут быть синхронными, например, при выполнении одних и тех же заданий с одинаковыми средствами ИКТ.

В условиях компьютерного занятия управлять деятельностью студентов достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для меня состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Индивидуальная практическая работа — более сложная форма работы по сравнению с фронтальной лабораторной. Ее характерные черты:

разнотипность заданий по уровню сложности;

большая самостоятельность;

большая опора на конспект и справочный материал;

более сложные вопросы к учителю.

Эта работа может приобретать черты учебно-исследовательской практики, когда студенты получают от учителя индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более занятий, включая выполнение части задания вне занятий, в частности дома).

В своей педагогической деятельности я стремлюсь использовать и другие современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (работа в парах), где основное взаимодействие происходит между двумя студентами, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для студента помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.

Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне развивать интерес к изучению информатики и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в группах, ставить каждого студента в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у студентов ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная и другие.

Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером, студент в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы занятия.  Только такая организация занятий предполагает, по-моему, мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только так можно сделать предмет интересным для студентов. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.

Разнообразие форм и методов обучения, работа по созданию условий для реализации творческого потенциала студентов помогают мне достигать высоких стабильных результатов.

В своей профессиональной деятельности я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно повышаю свой уровень. О новых методиках я узнаю из педагогической литературы, на семинарах и из Интернет-источников.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.