Динамические оттенки в музыке и поэзии
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Красная шапочка»
Методическая разработка тематического праздника
«Динамические оттенки в музыке и поэзии»
МАДОУ «Детский сад № 9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
Май 2020 г.
Цель:
Обогащать эстетическое восприятие, развивать наблюдательность , музыкальный слух;
Учить видеть и понимать смысл наблюдаемого, выражать свое отношение к нему. Доставить детям радость от праздника.
Формировать умение чувствовать силу звука, ориентироваться в итальянской терминологии ( -фортиссимо, -форте, -меццо форте, -меццо пиано, -пиано, -пианиссимо, -крещендо, -диминуэндо).
Ход праздника.
Дети под волшебную музыку Чайковского «Танец феи Драже» заходят в зал, останавливаются около стульев у боковой стены.
Музыкальный руководитель: у меня в руках шкатулка. Ее прислала в подарок Королева Динамики из своей сказочной страны. В шкатулке живут звуки разные по силе звучания: громкие, очень громкие, тихие, умеренно тихие, умеренно громкие, очень тихие, переменные. Оказывается ,звуки, как люди, могут быть шумными или громкими и тихими, скромными, спокойными. Чтобы попасть в волшебную страну Королевы Динамики, нужно всем вместе произнести волшебные слова: «Раз, два, три, шкатулка, чудо сотвори» (дети произносят слова, звучит волшебная музыка).
Музыкальный руководитель: в этой стране правит Королева Динамики. Она распоряжается звуками, различными по силе звучания. Ей подчиняются и очень громкие звуки и совсем тихие. Она ловко переплетает их друг с другом, создавая ткань звуков природы, живописи, музыки, поэзии. Приготовьтесь к встрече с Королевой Динамики.
Под музыку Бизе «Кармен» (увертюру к опере) входит Королева Динамики. Она одета в платье, раскрашенное в виде разноцветных полосок (горизонтальных), каждая из которых обозначает по цвету степень громкости звука. На полосках пришиты знаки, обозначающие динамические оттенки. На голове у нее корона.
Королева Динамики: Здравствуйте дети, гости. Мне очень приятно принимать всех вас у себя в Королевстве, но вы, наверное, не знаете кто я? Попробуйте догадаться:
-Повелеваю я над звуками, какими?
И громкими и тихими и разными другими.
И грома звук подвластен мне и тихого ручья…
Я – Королева силы звуков, кто же я?
Дети: Королева Динамики!
Королева Динамики: правильно, дети. Мне очень приятно, что вы меня узнали. Наш праздник сегодня в моём Королевстве – это праздник загадок, песен, танцев, инсценировок, сюрпризов. Надеюсь, что вам будет интересно, и вы ещё много раз захотите побывать у меня в гостях, но в моё Королевство попасть нелегко. Для этого нужно много знать и уметь, любить слушать звуки природы, поэзии, живописи, музыки. Сейчас я хочу убедиться, готовы ли вы к встрече со мной? Ответьте мне на вопросы:
Что такое динамика?
Дети: динамика- это сила звука.
Какие по силе звуки вы знаете?
Дети: очень громкие, громкие, умеренно громкие, умеренно тихие, тихие, очень тихие, переменные – от громкого к тихому и от тихого к громкому.
А умеете ли вы обозначать знаками эти звуки?
Дети: умеем.
Кто может обозначить данные звуки на доске?
Выходят все дети, встают по обе стороны от доски и чертят мелом знаки, обозначающие звуки: ff -очень громко, f -громко, mf -умеренно громко, mp -умеренно тихо, p- тихо, pp-очень тихо, p<f>p -от тихого к громкому и от громкого к тихому.
А кто может по- итальянски назвать эти обозначения звуков?
Королева Динамики водит указкой по доске, дети называют: ff -фортиссимо, f-форте, mf -меццо форте, mp -меццо пиано, p -пиано, pp -пианиссимо, > -диминуэндо, < -крещендо.
Королева Динамики: молодцы, ребята. Теперь я вижу, что вы будете достойными гостями в моём Королевстве. Что вы ждёте от нашего праздника? Конечно, улыбок, песен, танцев, сюрпризов. Надеюсь, что ваши ожидания оправдаются.
А сейчас музыкально-танцевальная пауза!
Дети исполняют «Польку» муз. Спадавеккио.
Королева Динамики: тихий и громкий звук никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Благодаря оттенкам наша речь становится более красочной. Мы никогда не говорим только громко или тихо. Одно и то же слово можно сказать очень громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо и совсем шёпотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить. Попробуем с вами инсценировать «Сказку про кота». У меня, в моем Королевстве, есть кот Мурлыка. Хотите послушать и посмотреть, каким он был, и что с ним приключилось?
Дети: хотим.
Королева Динамики: но прежде чем вы послушаете и посмотрите эту сказку, возьмите в руки карточки с изображениями силы звука в цветном изображении. Когда я буду произносить слова из сказки, обозначающие динамические оттенки, например, такие, как тихо, громко и т.д., вы постарайтесь показать нужную карточку. Всем понятно задание?
Дети: да.
Королева Динамики: тогда смотрите и слушайте!
-Жил кот Мурлыка. Ленивый был кот! (на ковре лежит кот – ребенок).
-Острые зубы и толстый живот (показывает на свои зубы, обнажая их, и гладит свой живот, выставив его вперёд).
-Очень тихо всегда он ходил (кот встает и тихо на полусогнутых ногах ходит по кругу).
Дети показывают карточку РР – пианиссимо.
-Громко, настойчиво кушать просил (кот подходит к Королеве Динамики и громко мяукает 2-3 раза).
Дети показывают карточку f –форте.
-Да чуть потише на ковре храпел (кот ложится на ковёр и умеренно громко храпит) .
Дети показывают карточку mf -меццо форте.
-Вот вам и все, что он делать умел (кот разводит лапами в стороны, затем ложится на ковер).
-Кот как-то раз видит сон вот такой ,(кот спит на ковре)
-Будто затеял с мышами он бой (появляются два мышонка – дети)
-Громко крича, он их всех исцарапал (кот громко рыча, бросается на мышей, они отстраняются и дрожат).
Дети показывают карточку f - форте.
-Своими зубами, когтистою лапой (кот имитирует царапанье мышей).
-В страхе тут мыши тихо взмолились: (мыши складывают руки утюжком и с мольбой, смотря на кота, произносят слова: «Ох, пожалей, пощади, сделай милость»).
Дети показывают карточку p –пиано.
-Тут чуть погромче воскликнул кот : «Брысь!» (кот умеренно тихо произносит слово брысь).
Дети показывают карточку mp -меццо пиано.
-И врассыпную они понеслись (мыши в разные стороны убегают от кота ,кот ложится на коврик.)
Королева Динамики: а на самом деле, в то время, когда наш Мурлыка спал, происходило вот что:
- Мыши тихо вышли из норки (мыши на носочках выходят из-за двери).
Дети показывают карточку Р-пиано.
-Громко хрустя, съели хлебные корки (мыши громко имитируют звук, как они грызут сухари).
Дети показывают карточку f -форте.
-Потом чуть потише смеялись над котом (мыши умеренно громко смеются над котом).
Дети показывают карточку mf -меццо форте.
-Они ему хвост завязали бантом (мыши завязывают на хвосте бант).
-Мурлыка проснулся, очень громко чихнул (кот очень громко чихает).
Дети показывают карточку ff -фортиссимо .
-К стене повернулся и снова заснул (кот поворачивается к стене и спит).
-А мыши лентяю на спину забрались (мыши садятся верхом на кота),
-До вечера громко над ним потешались (мыши громко смеются, затем все встают и кланяются) .
Дети показывают карточку f -форте.
Королева Динамики: а знаете ли вы песню про моего кота Мурлыку?
Ответы детей.
Дети исполняют песню «Кот Мурлыка» ( музыка и слова неизвестного автора) (журнал Д/.В.«№4, 1994 г.).
Королева Динамики: интересную сказку мы посмотрели?
Ответы детей.
Королева Динамики: слушая сказку, мы с вами услышали много динамических оттенков, которые вы правильно показали с помощью карточек.
-Весело было наблюдать за героями инсценировки?
Ответы детей.
Королева Динамики: в моём Королевстве очень красивая природа. Многие художники приезжают ко мне в гости, любят писать картины природы в моём Королевстве. Живопись, как поэзия, музыка тоже имеет динамические оттенки. Хотите поиграть в игру «Как звучат картины в моем альбоме?
Ответы детей.
Королева Динамики: тогда послушайте внимательно условия игры. Я вам демонстрирую картины художника Коминареца, а вы при помощи карточек показываете как они звучат, т.е. каким звуком они наполнены ,и объясняете, почему вы так считаете.
Королева Динамики показывает в альбоме картины «Масленица», «Тихий хоровод», «Возвращение с мельницы», а дети определяют динамику картин.
Королева Динамики: а сейчас объявляется музыкальная пауза. Хочется поднять всем настроение. Сделать это сможет весёлая мелодия. Я знаю, что все вы играете на детских музыкальных инструментах, и ваш ансамбль называется «Маленькие вертуозы». Какие мелодии вы сыграете?
Дети поочередно называют и играют русские народные мелодии «Из-под дуба» и «Светит месяц».
После исполнения Королева Динамики спрашивает детей, почему они играли эти мелодии с разной динамикой – первую громко, а вторую тихо.
Дети объясняют: первая плясовая, под которую пляшут, веселятся, а вторая – спокойная, в ней говорится о месяце, а месяц светит ночью, когда все отдыхают, спят, и вся природа замирает, поэтому они играли тихо.
Королева Динамики:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
Загадки вы услышите своеобразные. Они заключаются в произведениях поэзии. Стихи, как наша речь, живопись, музыка тоже имеют свою динамику, услышать её может каждый из вас. Отгадайте, какими динамическими оттенками обладают эти строки стихов, покажите эти оттенки при помощи своих карточек.
1.Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Дети показывают карточку РР-пианиссимо, если ссылаются на строку такое мертвое молчанье и Р-пиано, если указывают на строку расслышать листика шуршанье.
2.Топ, топ, топ по мостовой,
По зонтам, по крышам
Скачет дождик озорной
То сильней, то тише.
Дети указывают на переменную динамику -то сильнее <-крещендо, то тише >-диминуэндо.
3.Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлёшь ответ, тебе ж нет отзыва….
Дети показывают карточки ff , если ссылаются на строку грохоту громов и гласу бури, а f , если указывают на строку крику сельских пастухов.
4.Бледно-розовой полоской
Зорька гаснет за горой.
Дремлет колос, наклоняясь
Над росистою межой.
День прощается с землёю,
Очень тихо ночь идёт,
В небе месяц за собою
Звезды ясные ведёт.
Дети показывают карточку РР, если ссылаются на строку- очень тихо ночь идёт.
Королева Динамики: эти загадки вы отгадали очень ловко, молодцы. А любите ли вы, ребята, играть?
Дети: на этот вопрос мы ответим стихами:
1.Осенний луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Динамика нам дарит этот праздник,
И главный гость на нём – игра!
2.Она наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать!
Королева Динамики: я вижу, что вы любите играть. Ребята, вот в этом замке кроме меня, слуг и кота Мурлыки живёт ещё принц, мой сын, который очень любит играть. Принц находится среди вас, он, ведь, ваш сверстник, вот же он (показывает на одного мальчика в костюме принца). Ребята, в эту игру мы с вами уже играли, кто может объяснить условия игры?
Один из детей: принц должен отыскать среди всех детей свою принцессу. Выполнить задание он сможет при условии, если будет внимательно слушать музыку. Все дети встают в круг, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она становится принцессой. Правила игры известны заранее: принц может узнать принцессу по громкой музыке ,он медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми, а музыкальный руководитель играет от тихого звука к громкому. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик. По сигналу «Раз-два-три-беги!» принц и принцесса бегут в разных направлениях с внешней стороны круга. Задача каждого первым забежать внутрь круга . Игра повторяется. На девочку или мальчика, играющих роль принца надевается корона .
После игры Королева Динамики спрашивает: «Дети, а вы любите слушать музыку?»
Ответы детей.
Королева Динамики: музыка, как живопись, поэзия, речь - имеет свои динамические оттенки. Сейчас вы послушаете фрагменты двух произведений. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкальных произведений. А помогут определить динамические оттенки – карточки. Первое произведение называется «Старый замок» Модеста Мусорского из его серии «Картинки с выставки».
Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые удлиненной формы окна? Вот такой, как мой (показывает на изображение замка на центральной стене). Замок стоит на высокой горе. Он суровый, мощный. Послушайте как музыка может нарисовать картинку старого замка (звучит пьеса).Дети показывают динамику с помощью карточек (Р-пиано).
-Какая же музыка по характеру?
Дети: музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.
Королева Динамики: а почему вы показываете пиано?
Дети: музыка звучала тихо, загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло.
Королева Динамики: да, мелодия звучала грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остается без движения, стихает…
-Теперь послушайте фрагмент шестой симфонии Бетховена, её четвертой части, которая называется «Гроза». Слушая музыку, определите динамику, показывая её с помощью карточек. Дети показывают сначала Р-пиано, затем фортиссимо.
-Как звучала музыка в этом произведении?
Дети: сначала она звучала тихо, как перед грозой, когда природа замирает сначала, а потом сразу очень громко. Гроза подошла совсем близко.
Королева Динамики: вы отлично справились и с этим заданием, а сейчас я объявляю музыкальную паузу.
Дети исполняют танец «В траве сидел кузнечик» муз.Шаинского.
Королева Динамики: ребята, вот и подходит к концу ваше пребывание в моём Королевстве. Вы показали себя очень умными, любящими искусство детьми.
Дети читают стихи:
1.Мы в гостях у тебя побывали,
Как прекрасна, Динамика, ты,
Пели песни мы здесь, танцевали,
Выполняли заданья твои.
2.Ты открыла нам мир силы звуков:
Тихих, громких и многих других,
Научила любить нас искусство,
Видеть мир полный звуков твоих.
Дети поют песню «Динамика и дети» (слова Васильевой Т. В., музыка неизвестного автора).
1 куплет:
Всем мальчишкам весело
И девчонкам весело,
Рады, что мы встретились,
Динамика, с тобой!
Много все узнали мы,
Пели, танцевали мы,
Было очень интересно, здорово с тобой!
Припев:
Неразлучные друзья (2 р)
Есть на белом свете,
Неразлучные друзья (2 р)
Динамика и дети!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля……
2 куплет
Всем мальчишкам весело
И девчонкам весело,
Рады, что мы встретились,
Динамика, с тобой!
Ты открыла нам мир звуков:
Тихих, громких, очень тихих.
Благодарны за науку, Динамика, тебе.
Припев:
Неразлучные друзья (2 р)
Есть на белом свете,
Неразлучные друзья (2 р)
Динамика и дети!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля……
3 куплет
Приглашай опять нас в гости,
Мы придем с большой охотой:
Будем путешествовать
по твоей стране.
Здесь услышим много звуков:
Пианиссимо и форте, меццо форте, и пиано-
Любим мы их все!
Припев:
Неразлучные друзья (2 р)
Есть на белом свете,
Неразлучные друзья (2 р)
Динамика и дети!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля……
Королева Динамики: ребята, за то, что вы помогли мне провести у себя в Королевстве такой чудесный праздник, я хочу вас отблагодарить, а поможет мне это сделать моя волшебная шкатулка (показывает её детям). Сейчас я произнесу волшебные слова, и звуки, которые живут в этой шкатулке, превратятся в сладкие подарки для вас.
-Раз-два-три, шкатулка, чудо сотвори! (Звучит волшебная музыка П. И. Чайковского «Танец Феи Драже».
Королева Динамики открывает шкатулку и достает из неё шоколадки, которыми угощает всех детей. Затем она прощается с детьми. Дети покидают зал. Праздник окончен.