Урок-презентация на тему «Развитие музыки. Динамическое, темповое и тембровое развитие»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Михайловки
КОНСПЕКТ УРОКА
МУЗЫКИ
для 2 КЛАССА
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ. ТЕМПОВОЕ И ДИНАМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Составитель: Кузнецова Инна Александровна, учитель музыки первой категории МБОУ СОШ №7Михайловка, 2014
КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО учителя: Кузнецова Инна Александровна
Класс: 2
Дата: 13.01.2014
Предмет: музыка.
№ урока по расписанию: 1
Тема урока: «Развитие музыки. Темповое, тембровое развитие.»
Дидактическая цель: целенаправленно формировать понятие о средствах музыкальной выразительности.
Цели для ученика: Познакомиться с тембровым и темповым развитием; Совместно с учителем закрепить понятие динамическое развитие. Эмоционально ярко исполнять музыкальные произведения. Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух. |
Цели для учителя: Предметные цели: учить различать виды развития в музыке; способствовать развитию у учащихся музыкально- творческих способностей, музыкального слуха, восприятия и воображения Вызвать эмоциональный отклик на музыку Э. Грига; . Метапредметные цели: способствовать овладению понятий; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; формировать эмоциональную отзывчивость и личностное отношение. Личностные цели: воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять. расширять словарный запас воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять. |
8. Тип урока: изучение нового материала
9. Вид урока: лекция с элементами беседы.
10. Оборудование: Ноутбук, компьютерная презентация, рабочие листы.
Этапы урока. Цели этапа. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Орг. момент. Цель: Создать условия для продуктивной работы на уроке, создать положительный эмоциональный настрой. |
- Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок.. - Посмотрите на экран (СЛАЙД 1 ) У нас в гостях фея музыки Она пришла не с пустыми руками. Что же она нам принесла? Сейчас я вам его прочту. (Слайд 2 ) «Уважаемые, ребята! Сегодня у вас вновь встреча с музыкой. Я знаю, что вы уже много можете рассказать об этом удивительном явлении. Как живет музыка? Откуда она появилась? У каждого музыкального произведения, как и у каждого человека, есть лицо, сердце, пульс, душа, что делает его отличным, непохожим на другие. Музыкальных произведений, так же как и людей, очень много и все они разные, и даже в одном произведении во время его звучания происходят различные изменения. А что это за изменения? И с помощью чего они происходят, вы узнаете сегодня на уроке. - Помните, что музыка только тогда откроет вам свои тайны, когда вы сами этого очень захотите и будете очень активными.
|
Письмо |
Актуализация опорных знаний (что ученики уже знают по данной теме). Цель: создать условия для формирования понятия динамическое развитие. |
- У Вас на столах есть рабочие листы, подпишите их. Запишите тему нашего сегодняшнего урока (СЛАЙД 3) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с развитием музыки. В рабочих листах Фея оставила вам задания. Найдите задание номер один, оно отмечено одной ноткой. Вам нужно разгадать ребус. ( СЛАЙД 4) Какое слово здесь зашифровано? ДИНА КА
- Вспомните, что такое динамика? (СЛАЙД5) - Слышите музыку? Она доносится до нас из леса, где природа пробуждается ото сна. Это произведение великого композитора Эдварда Грига, а называется оно «Утро». - Послушайте ее и скажите, какое здесь развитие? (СЛАЙД 6) - Как вы догадались? Что здесь изменяется? - Какая она по характеру? (Звучит музыка) (СЛАЙД 7 ) - Посмотрите на экран в музыке существуют различные динамические оттенки. ПИАНО МЕЦЦОПИАНО МЕЦЦОФОРТЕ ФОРТЕ -Послушайте произведение еще раз, и выполните задание номер два своих рабочих листах. В овалы впишите динамические оттенки музыки, в том порядке как развивается музыка. P mp mf fТихо не совсем тихо чуть громче громко (СЛАЙД 8) -Молодцы, вы справились с заданием. (СЛАЙД 9) ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - Встаньте, давайте отдохнем и вспомним нашу «Новогоднюю повторялку» Следите за моими жестами, я покажу когда петь громче. А когда тише. - Какое развитие здесь встретилось? - Ой, ребята. Кажется мы своей песней разбудили нашего старого знакомого. (Звучит начало песни) - Узнали? Кого же мы разбудили? (СЛАЙД 10) - Давайте вспомним содержание песни по иллюстрациям. - Как же нужно исполнить песню, чтобы она прозвучала интересно, увлекательно и выразительно? |
Ученики подписывают рабочие листы и тему урока. Динамика Ученики объясняют значение этого понятия Динамическое. Изменяется громкость звучания. Сначала музыка звучит тихо, а мотом громкость постепенно нарастает. (Мелодия напевная, плавная, лирическая, красивая Дети выполняют задание №2 в рабочем листе. Дети исполняют песню. (Динамическое)
(Медведя) Дети рассказывают содержание песни. |
Открытие нового знания. Цель: Познакомить учащихся с тембровым и темповым развитием. |
Фея музыки приготовила вам еще один ребус. Это задание №3 в ваших рабочих листах. Расшифруйте его. - Составьте слово по первым буквам. (СЛАЙД 11)
Сегодня мы познакомимся с понятием темп. Вот ракета мчит к луне. Всадник скачет на коне. Человек к ручью идет, Муравей зерно несет. Скорость разную не зря Темпом назовем, друзья. - Что такое темп? - Темп – это скорость движения музыки. - Темп бывает разный, медленный, средний и быстрый. (СЛАЙД 12) - Давайте послушаем произведение Эдварда Грига « В пещере горного короля» - Слушая определите, какое развитие вам встретилось, какая музыка по характеру, что можно представить под эту музыку? (СЛАЙД13) И снова задание от феи Музыки. В рабочем листе найдите задание №4. Поработайте самостоятельно, заполните кроссворд. Вопросы к кроссворду на экране. (Слайд 14 ) Вопросы кроссворда. Скорость движения музыки. (Темп) Полька – это… (танец) Музыка, под которую удобно шагать. (марш) Говорят, характер резкий, Говорят, он хулиган. Нет, не верьте - он ритмичный, Он трудяга… (барабан) Музыкальный спектакль, где люди свои мысли и чувства выражают пением. (опера) Какое слово у вас получилось? (СЛАЙД 15) Тембр- это окраска звука или голоса. Каждый человек имеет определенную окраску голоса отличную от других. И каждый музыкальный инструмент тоже имеет свою, особую окраску звучания. С болота, поросшего рясой, С полей, из лесного дупла. Певучая добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому, под ели, Тропинка тебя приведет. Расскажет о Пете и волке, Квартет и кларнет, и фагот. Упрятаны в нотных страницах Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы У сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого-презлого волчищу Валторны заменят собой. Однако, к чему торопиться? Твоя это сказка, бери. Волшебные двери-страницы В нее поскорей отвори. (СЛАЙД16) - В этом стихотворении речь идет о симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк». (СЛАЙД 17) - Эта сказка необычная, все действующие лица этой сказки представлены музыкальными инструментами симфонического оркестра. С.С.Прокофьев написал ее специально для вас. С ее помощью композитор знакомит нас с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра, а также с окраской их звучания. (СЛАЙД 18) Посмотрите фрагмент симфонической сказки «Петя и волк» и скажите какие инструменты изображают главного героя сказки Петю, и какой инструмент изобразит его знакомую птичку. (СЛАЙД19) -Верно, Петю изображают струнно – смычковые инструменты. Две скрипки, альт и виолончель. По окраске звучания скрипки а альт похожи, но у альта звук ниже, а виолончель имеет более мягкую, бархатистую окраску и звук у нее еще ниже. - Что вы можете сказать о характере музыки? Птичку изображает деревянно-духовой инструмент – флейта. У флейты высокий «чирикающий» звук. Скажите, музыка изображающая разных героев стояла на месте или изменялась? А помогал ей меняться именно тембр. Если бы героев изображал один инструмент, то в произведении не было бы тембрового развития и оно стало бы скучным и однообразным. |
Дети выполняют задание №3 в рабочих листах Темп Это скорость движения музыки Темповое и динамическое развитие, музыка злая, агрессивная, грозная. Рассказ детей о том, что представляли. Ученики самостоятельно заполняют кроссворд. Темп Танец Марш Барабан Опера Тембр Петю изображают скрипки, альт, виолончель. Птичку изображает флейта. Веселый, смелый, решительный. Музыка изменялась |
Применение нового знания. Цель. Проверить усвоение учащимися полученных знаний. |
(СЛАЙД 20) - Давайте закрепим наши знания о видах развития. Найдите в своих рабочих листах задание №5 и ответьте на вопросы: 1. Развитие – это ___________ 2. Скорость движения музыки это _________________ 3. Главный герой симфонической сказки Прокофьева _________ 4. Инструмент изображающий птичку__________ 5. Окраска голоса или звука _______________ |
Ученики выполняют задание 5 в рабочем листе Изменение Темп Петя Флейта Тембр |
Рефлексия (обратная связь, оценивание результатов работы обучающихся) Цель. Побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки. |
Давайте подведем итог нашего урока. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Что такое развитие? Какие два вида развития мы сегодня изучили? В каком произведении было яркое развитие музыки? (СЛАЙД 21) - Что нового вы для себя открыли на уроке? Свой ответ прошу начинать со слов На сегодняшнем уроке я узнал . . . На этом уроке я похвалил бы себя за . . . После урока мне захотелось . . . Самооценка (СЛАЙД 22) - Оцените свою работу на уроке в рабочих листах на лестнице успеха нижняя ступенька - я справился, но мне помогали товарищи; средняя ступенька - у меня были ошибки, но я все понял и исправил сам; верхняя ступенька - мне всё удалось. Вы все сегодня хорошо поработали, до свидания, до новых встреч (СЛАЙД 23) |
Ученики отвечают на вопрос учителя. Продолжают предложения, которые представлены на экране: На сегодняшнем уроке я узнал . . . На этом уроке я похвалил бы себя за . . . После урока мне захотелось . . . Ученики оценивают свою работу на уроке с помощью приема «лесенка успеха»: нижняя ступенька - я справился, но мне помогали товарищи; средняя ступенька - у меня были ошибки, но я все понял и исправил сам; верхняя ступенька - мне всё удалось. |
Домашнее задание. Цель. Активизировать интерес к самостоятельной работе |
Выполнить рисунок к песне « Почему медведь зимой спит» |