Семинар для педагогов-психологов ДОУ «Дистанционный детский сад: работа с детьми, имеющими трудности в освоении ООП»
Семинар для педагогов-психологов ДОУ
Подготовили педагоги-психологи г.о.г. Выкса:
Рязанова М.А.
Шаланова О.В
Большакова А.А.
Тема: «Дистанционный детский сад: работа с детьми, имеющими трудности в освоении ООП»
Цель работы: расширить познания педагогов-психологов ДОУ в аспектах дистанционной работы с детьми, имеющими трудности в освоении ООП.
Задачи
Продолжить образовательный процесс, адаптируя его под новые условия.
Минимизировать потерю качества, предоставляемого детям материала.
Отслеживать и, в случае необходимости, корректировать, эмоциональное состояние детей.
Продолжать работу с родителями по консультированию и просвещению дистанционно.
Координировать деятельность с педагогами групп и другими специалистами ДОУ.
Разрабатывать новые формы занятий и методических материалов, способствующих не только развитию детей, но и поддержанию у них познавательного интереса и мотивации.
Способствовать развитию у родителей психолого-педагогических компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса.
Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Дошкольники оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.
Особенно в трудной ситуации оказались дети с трудностями освоения ООП. В связи характерными особенностями развития этих детей, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них дискомфорт и дезадаптацию. Это будет препятствовать освоению основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специализированных условий обучения и развития в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения семьи.
Для гармонизации процесса обучения и воспитания онлайн, на профессиональных страницах сайтов детских садов, педагоги-психологи могут выкладывать для родителей и коллег: психологические техники и приемы по снятию тревоги и волнения, борьбы с паникой в условиях самоизоляции, а также рекомендации семьям по выстраиванию детско-родительских отношений, рекомендации педагогам по психологическому сопровождению дистанционного обучения.
Алгоритм сбора информации о детях,
испытывающих трудности в освоении ООП
Формы диагностической работы (мониторинг)
Дети группы риска.
Паспорт группы.
Вводная беседа с родителями вновь поступивших детей.
Инструменты дистанционной работы
Skype
Viber
Zoom
Сайт ДОУ
Электронная почта
Существуют два вида режима:
Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком.
Процесс работы онлайн
Занятия с элементами диагностики (несколько) по 10—15 минут (учет СанПин).
Консультация для родителей после занятий.
Все диагностические материалы и домашнее задание отправляем родителям на email.
Конкретные методы и приемы работы с семьями и ребенком онлайн
Создание в WhatsApp групп для общения с родителями. При создании групп учитывается возраст детей и программа АООП, по которой проходили занятия с детьми в саду.
В групповых родительских чатах можно разместить разнообразную организационную информацию: ссылки на познавательные ресурсы, игры, диагностические материалы и всевозможную информацию: «Чем занять ребёнка».
Чат для оперативной связи с родителями может быть в форме: вопрос-ответ.
Интернет-календарь, в котором каждый день можно открыть только одно окно. Благодаря этому информация для родителей дозируется. В каждом окне расположена игра или забавный ролик, или идея для проведения индивидуальных онлайн занятий.
Индивидуальные занятия для каждого ребёнка, с использованием игр и заданий. Каждое занятие начинается с приветствия, небольшой зарядки и пальчиковой гимнастики, затем идет 2 – 3 задания и прощание (рефлексия).Каждое занятие длится не больше 15 минут.
Индивидуальная переписка и звонки –для ответов на частные вопросы и консультирование родителей.
Расписание занятий с детьми составляется с учетом свободного времени родителей.
Условия дистанционной работы без дополнительной нагрузки родителей : минимум средств для выполнения (бумага, карандаш), наглядные средства (презентации, видеоролики).
Координация деятельности психолога с педагогами по организации работы с детьми, имеющими трудности в освоении ООП
Педагог может:
Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.
Выяснить у родителей, методом опроса (по телефону), наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением онлайн).
Сделать заявку администрации ДОУ на обеспечение средствами для дистанционного обучения тех воспитанников, которые не имеют этих средств (по возможности)).
Дать родителям рекомендации по закреплению программного материала (игровые приемы, бытовые ситуации).
Психолог может:
Наладить дистанционную связь-контакт с родителями воспитанников для установления дистанционного общения.
Составить расписание онлайн занятий с учетом временных возможностей родителей и индивидуальных особенностей детей. Доводит до сведения родителей.
Составить файлы –задания для текущего занятия (серии, карточки) .
Составить файлы-задания для контроля усвоенного программного материала.
Консультирование родителей по занятиям и по организации досуговой деятельности в условиях семьи.
Плюсы и минусы дистанционного образования
+ | - |
Возможность обучаться в удобное время и своем темпе | Необходимы навыки работы с мессенджерами и компьютером |
гарантированный индивидуальный подход | Достаточная мотивация и усидчивость |
Спокойная обстановка | Зависимость от качества работы интернета |
мобильность | Медицинские проблемы |
Доступность развивающих и обучающих материалов | Психологическая адаптация к новым условиям: (н.-р: если есть боязнь камеры и т.д.) |
Модульный принцип | |
Минимальные затраты | |
Материалы для занятий в дистанционном режиме
(онлайн – платформы для дошкольников)
https://childdevelop.ru/worksheets/
Используемая литература и интернет источники
Шибас С.Г. Психолого-педагогическое сопроводжение семьи в детском саду в период самоизоляции// Современное дошкольное образование.-2020.-№4 (100).
Особенности работы педагога-психолога в дистанционном режиме// Тимофеева А.И., Шмыга Е.Н., Дегтерева Н.И.
http://xn--c1abke0bcl4a9em.xn--p1ai/page61
http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/distancionnoe_obuchenie_detej_s_ovz.pdf