Занятие семинара для педагогов ДОУ «Взаимодействие с агрессивными детьми»

3
0
Материал опубликован 15 October 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)












Занятие семинара для педагогов ДОУ

Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми»


















Остробородова И.Н.,

педагог-психолог









Барнаул, 2021

Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй, т.к. именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.


Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Педагоги делятся на 4 группы. Каждой группе выдается карточка «Портрет агрессивного ребенка» с индивидуальными особенностями всех категорий детей.

Задача: выбрать те черты, которые соответствуют категории агрессивных детей.

Каждая группа зачитывает составленную характеристику.

Проводится обсуждение.


Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

Агрессивные дети часто приписывают враждебные намерения другим людям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.

Работа в группах.

Содержание:

Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается…).

Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка.

Остальные участники предлагают свои варианты комментариев (ты улыбаешься, т.к. сказал про меня гадость).

По окончании участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль ближе (агрессора или жертвы), ситуация из жизни.

Упражнение «Приятный дождь»

Упражнение способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Участники встают в круг, легким потряхиванием освобождают от напряжения плечи и руки, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под моросящий теплый дождь, и слушают запись с шумом дождя. Мышцы лица расслабляются… легонько улыбаются губы… слегка полуприкрыты глаза… Нет никакого напряжения… Дождик теплый и приятный… Лицо выражает удовольствие и наслаждение…


Как помочь агрессивному ребенку.

Работу необходимо проводить в следующих направлениях:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

прямо (вербально и невербально) заявить о своих чувствах.

выразить гнев в косвенной форме (вымещая на предмете, с помощью игровых приемов),

сдерживать гнев загнать «внутрь» (в итоге – психосоматические заболевания),

задержать негативную эмоцию, до установления причины.

Обучение приемам саморегуляции, самообладания.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в областях лица и кистей рук. С такими детьми необходимо использовать релаксационные упражнения.

Отработка навыков общения.

Многие агрессивные дети являются таковыми лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Эффективными являются: обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, ролевая игра.

Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доброта, доверие к людям).

Считается, что развить эмпатию и развить другие качества личности можно во время совместного чтения взрослым и ребенком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Очень полезно с ребенком сочинять сказки, истории.


Способы выражения (выплескивания) гнева

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на скакалке.

Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

Налить в ванну воды, запустить в нее пластмассовые игрушки и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить «бой» с боксерской грушей.

Пробежать по коридору детского сада.

Полить цветы.

Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

Пробежаться несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть мебель.

Поиграть в настольный футбол.

Постирать белье.

Отжаться от пола максимальное количество раз.

Устроить соревнование «кто громче крикнет»

Стучать карандашом по столу.

Скомкать несколько листов бумаги и выбросить их.

Слепить их пластилина обиду и сломать ее.


Упражнение «Облачко»

Упражнение способствует снятию психоэмоционального напряжения.

- Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?

Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

Ведущий с ассистентом держат над головой педагогов полотно белого тюля и передвигают его то в право, то влево, то вверх, то вниз. Педагоги плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся плечиками вверх, если ткань высоко.


Как работать с родителями агрессивного ребенка

Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогам трудно установить с ним контакт.

- использование наглядной информации,

- проведение совместных мероприятий,

- индивидуальные беседы, подбор игр для родителей с детьми, и т.д.


Рефлексия. Обратная связь

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.