Занятие семинара для педагогов ДОУ «Взаимодействие с агрессивными детьми»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)
Занятие семинара для педагогов ДОУ
Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми»
Остробородова И.Н.,
педагог-психолог
Барнаул, 2021
Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.
Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй, т.к. именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Педагоги делятся на 4 группы. Каждой группе выдается карточка «Портрет агрессивного ребенка» с индивидуальными особенностями всех категорий детей.
Задача: выбрать те черты, которые соответствуют категории агрессивных детей.
Каждая группа зачитывает составленную характеристику.
Проводится обсуждение.
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»
Агрессивные дети часто приписывают враждебные намерения другим людям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Работа в группах.
Содержание:
Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается…).
Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка.
Остальные участники предлагают свои варианты комментариев (ты улыбаешься, т.к. сказал про меня гадость).
По окончании участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль ближе (агрессора или жертвы), ситуация из жизни.
Упражнение «Приятный дождь»
Упражнение способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Участники встают в круг, легким потряхиванием освобождают от напряжения плечи и руки, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под моросящий теплый дождь, и слушают запись с шумом дождя. Мышцы лица расслабляются… легонько улыбаются губы… слегка полуприкрыты глаза… Нет никакого напряжения… Дождик теплый и приятный… Лицо выражает удовольствие и наслаждение…
Как помочь агрессивному ребенку.
Работу необходимо проводить в следующих направлениях:
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
прямо (вербально и невербально) заявить о своих чувствах.
выразить гнев в косвенной форме (вымещая на предмете, с помощью игровых приемов),
сдерживать гнев загнать «внутрь» (в итоге – психосоматические заболевания),
задержать негативную эмоцию, до установления причины.
Обучение приемам саморегуляции, самообладания.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в областях лица и кистей рук. С такими детьми необходимо использовать релаксационные упражнения.
Отработка навыков общения.
Многие агрессивные дети являются таковыми лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.
Эффективными являются: обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, ролевая игра.
Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доброта, доверие к людям).
Считается, что развить эмпатию и развить другие качества личности можно во время совместного чтения взрослым и ребенком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.
Очень полезно с ребенком сочинять сказки, истории.
Способы выражения (выплескивания) гнева
Громко спеть любимую песню.
Пометать дротики в мишень.
Попрыгать на скакалке.
Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
Налить в ванну воды, запустить в нее пластмассовые игрушки и бомбить их мячом.
Пускать мыльные пузыри.
Устроить «бой» с боксерской грушей.
Пробежать по коридору детского сада.
Полить цветы.
Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
Пробежаться несколько кругов вокруг дома.
Передвинуть мебель.
Поиграть в настольный футбол.
Постирать белье.
Отжаться от пола максимальное количество раз.
Устроить соревнование «кто громче крикнет»
Стучать карандашом по столу.
Скомкать несколько листов бумаги и выбросить их.
Слепить их пластилина обиду и сломать ее.
Упражнение «Облачко»
Упражнение способствует снятию психоэмоционального напряжения.
- Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Ведущий с ассистентом держат над головой педагогов полотно белого тюля и передвигают его то в право, то влево, то вверх, то вниз. Педагоги плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся плечиками вверх, если ткань высоко.
Как работать с родителями агрессивного ребенка
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогам трудно установить с ним контакт.
- использование наглядной информации,
- проведение совместных мероприятий,
- индивидуальные беседы, подбор игр для родителей с детьми, и т.д.
Рефлексия. Обратная связь