Дистанционный урок на тему «Главные трезвучия натурального мажора и гармонического минора» (4 класс)
Учебная дисциплина – Сольфеджио
Преподаватель – +++++++
Электронный адрес - vvvvvvv@gmail.com
Ссылка на профиль в вк - https://vk.com/1111111
(прием сообщений и писем – до 21.00)
Телефоны для связи в Viber WhatsApp – 011-111-11-11
Телефон – 011-111-11-11
(прием звонков с 10.00 до 20.00 в будние дни)
Онлайн-урок – в группе в вк по расписанию!!!!
Занятие – 02.04.2021
Класс – 4 класс
Тема занятия: Главные трезвучия натурального мажора и гармонического минора. Их обращения.
План занятия:
Интонационная работа.
Задание 1.1 Построить в тетради (прислать фото) и петь гамму по примеру ниже (пример в до мажоре -от ноты до все белые)
в тональности Ля минор (от ноты «ля» все белые)
Задание 1.2 - записать любые 2 варианта исполнения (пения нотами) гаммы на видео или аудио и прислать
Задание 1.3 – переписать номер в тетрадь, подписать ступени под всеми нотами. (прислать фото) Выучить номер уверенно без запинок и записать исполнение (пение нотами) на аудио-видео, прислать.
Задание 1.4 Внимательно изучить теоретический материал. Посмотреть уроки – ссылки в конце документа.
Выполнить все задания – построить, фото прислать. Играть и петь построенный материал.
Записать на аудио или видео и прислать.
Слуховой анализ.
Задание 2 – пройти тест. Ответ прислать в виде фото.
(Вначале изучить теоретический материал после заданий – в конце документа)
Тренажёр | Идеальный слух (xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai)
Инструкция, что делать:
Ритмическая работа
Задание 3- Прохлопать ритмический рисунок. Записать на аудио-видео.
Домашнее задание: выполнить все Задания. Ответы в виде фото и видео аудио записей прислать на почту или вк или вайбер-вотсапп.
Тема – Главные трезвучия натурального мажора и гармонического минора. Их обращения.
Мажорное трезвучие.
Виды трезвучий.
В любом учебнике сольфеджио объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.
Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступеням («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».
Трезвучия бывают четырех типов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшённое.
• Мажорное трезвучие состоит из б.3 и м.3. Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5.
1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.
• Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5.
1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.
• Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5.
1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.
• Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5.
1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.
Эти четыре вида различаются не только одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия.
Терции бывают большими и малыми. В большой терции и в малой равное количество ступеней – три. Различаются они количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш).
Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.
Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона. Чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).
Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий.
В мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая.
В минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая.
В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом - обе малые.
Как построить трезвучие в нотной тетради?
Нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:
Это и есть трезвучие! Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три. И как они расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. А играются трезвучия – три ноты через одну клавишу.
Если есть еще вопросы по новой теме – вот электронный ресурс с подробным описанием Аккорды (7not.ru)
Виды трезвучий (colombina-online.ru)
Видео урок по ссылке - внимательно послушать звучание
Теория и звучание трезвучий!!!!!!!! Слушать обязательно!!!
Трезвучие и его обращения | Идеальный слух (xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai)
Все построенные интервалы
Таблица аккордов. Тонические трезвучия с обращениями в мажорах. т53, т6, т64 (lafamire.ru)
Таблица аккордов.Тонические трезвучия с обращениями в минорах. т53, т6, т64 (lafamire.ru)