Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Зейдак Юлия Фаритовна,
преподаватель теоретических дисциплин,
МБУДО «Детская школа искусств №1», г. Магнитогорск
Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Представленный на всероссийский конкурс «Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»» состоит из видеоурока (2 части) и учебного материала, он предназначен для учеников 1 класса, обучающихся сольфеджио и музыкальной грамоте в ДШИ и ДМШ. Перед просмотром видеоурока каждый ученик заранее должен распечатать учебный материал, предлагаемый учителем или записывать материал урока вместе с учителем по видеоуроку. Видеоурок, равно как и учебный материал, состоит из 2 частей – теоретической и практической. В теоретической части – «правила в рамочке» - педагог рассказывает правила гамма, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд, а в практической части происходит непосредственная запись гаммы Фа мажор.
Для привлечения внимания детей и быстрого включения в работу видеоурок открывается авторской песней-правилом «Песенка о гамме и тонике» Ю. Ф. Зейдак, далее рассказывается правило о гамме. При изложении теоретического материала в 1 части урока также звучат песни «Песенка об устойчивых и неустойчивых ступенях и разрешении» Ю. Ф. Зейдак и «Опевание устойчивых ступеней» Т. Сиротиной. Сочетание правил в песенной и устной формах способствует более лёгкому усвоению сложной музыкальной грамоты и вызывает больший интерес у обучающихся.
Во 2 части урока – практической – педагог показывает, как нужно правильно записать гамму Фа мажор, а именно №1Гамму фа мажор, №2 Устойчивые ступени, №3 Неустойчивые ступени, №4 Опевание устойчивых ступеней, №5 Как петь гамму Фа мажор. В учебном материале созданы преподавателем и размещены нотные прописи с элементами раскраски по теме «Гамма Фа мажор». Каждый ученик должен самостоятельно обвести элементы нотной записи: скрипичные ключи, ноты и ступени, стрелочки и даже ребёнок не умеющий хорошо и красиво писать должен легко справиться с этим заданием, делая его по нотным прописям в распечатанном учебном материале или записывая вместе с учителем в нотную тетрадь по видеоуроку. Кроме этого, для большей заинтересованности детей в учебном процессе преподаватель Ю. Ф. Зейдак применяет в учебном материале элементы раскраски и игры, используя цветные карандаши (на видео фломастеры, чтобы детям было лучше видно при просмотре) – красный, синий, зелёный, жёлтый. Красным и синим цветом ученик обводит в кружок устойчивые и неустойчивые ступени в заданиях №1, №2, №3, №4, №5 гаммы Фа мажор. Например:
№5 Как нужно петь гамму Фа мажор
В №4 «Опевание устойчивых ступеней» перед нотной строчкой появляется игровой элемент – светофор - с помощью которого учитель объясняет
ученикам в каком порядке нужно писать стрелочки в опевании. Для ребят запись опевания нотами, ступенями и стрелочками является сложным заданием, например, они часто путают с какой ноты, ступени, стрелочки начинать записывать, а такой цветовой «светофор» и запись стрелочек цветными карандашами подсказывает порядок написания и облегчает запоминание, восприятие и объяснение задания.
В конце учебного материала записано домашнее задание, в котором ученику нужно прислать педагогу видео или голосовое сообщение с рассказом «правил в рамочке» и прислать фотографию самостоятельной записи ребёнком гаммы Фа мажор в нотной тетради или в распечатанном учебном материале.
Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор:
Конспект дистанционного урока
Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку.
Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники.
Тоника это I ступень (обозначается буквой T) (№1).
Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами.
I, III, V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2).
II, IV, VI, VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3).
Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1).
Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4).
Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Слово «тетра» значит «четыре».
Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор.
№1. Гамма Фа мажор
№2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени
№4. Опевание устойчивых ступеней
№5. Как петь гамму Фа мажор.
Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ.
Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Напиши тему урока «Гамма Фа мажор».
Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке).
Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась.
Внимание! Если вы распечатали листок с правилами и гаммой Фа мажор или записали тему «Гамма Фа мажор» вместе с учителем по видеоуроку в нотную тетрадь, второй раз писать в нотную тетрадь тему «Фа мажор» и правила не нужно!
Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН.
Задание 4. Прислать учителю:
1) Сфотографируйте и пришлите учителю фотографию, как вы самостоятельно записали и раскрасили тему «Гамма Фа мажор» в нотной тетради или на листке.
2) Снимите на видео (можно голосовое сообщение) и пришлите учителю, как вы рассказываете все правила по теме «Гамма Фа мажор» наизусть (все правила в рамочке: гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд).
Лапина Светлана Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна