Статья «Дистанционное образование и электронные технологии: за и против»
Дистанционное образование и электронные технологии: за и против
События последних месяцев, связанных со вспышкой нового коронавируса, показали, что дистанционные технологии оказались единственным способом непрерывания образовательного процесса.
Многие учебные заведения оказались не готовы к реализации образовательных программ дистанционно в полном объеме. Однако опыт образовательных организаций, имеющих навыки интернет-образования, доказали эффективность данного способа в реализации учебного процесса.
В условиях возрастающей угрозы распространения COVID-2019 необходимость перехода на электронное образование отражает определяющую сторону дистанционного обучения – удаленность участников образовательных отношений друг от друга. Дистанционное обучение может применяться в условиях отсутствия необходимости привязки образовательного процесса к конкретной образовательной организации, а также ко времени и в пространстве.
Как и в любом важном вопросе, мнение граждан разделилось на два лагеря.
Одни говорят, что электронное образование и дистанционные технологии должны полностью заменить традиционную форму обучения, а другие говорят, что это приведет к катастрофе системы образования и деградации привычного уклада обучения на всех уровнях образования.
Официальная позиция Совета Федерации солидарна с теми, кто отстаивает дистанционное образование, более того, решается вопрос о законодательном оформлении статуса электронного образования и дистанционных технологий. В частности, Валентина Матвиенко отметила, что вспышка коронавируса дала хороший импульс к развитию дистанционного образования. Кроме того, она считает, что будущее за системой дистанционного обучения, которое в скором времени существенно расширит своё присутствие в образовательной системе.
Мнение разнится и высших кругах. Так, Минпросвещения, в лице его руководителя Сергея Кравцова, заявило, что оно находится на низком старте, чтобы вплотную заняться проявлением законодательной инициативы по созданию системы правового регулирования дистанционного образования. По мнению Кравцова, ситуация со вспышкой COVID-2019, вынудила перейти на дистанционное образование.
Несомненно, есть и плюсы, и минусы дистанционных образовательных технологий.
К плюсам можно отнести возможность проходить обучение без отрыва от трудовой деятельности, отсутствие необходимости посещать занятия, приходить на экзамены и зачёты, траты на транспорт, перекусы и иные непредвиденные расходы. Считаем важным данное образование более доступным для лиц с ограниченными возможностями, которые в силу физических особенностей не могут посещать учебное заведение. Кроме того, дистанционное образование имеет широкую географию, получить образование можно из любой точки мира, да и стоимость такого обучения будет гораздо дешевле.
Приобретенные навыки интернет-образования позволят в дальнейшем дополнять занятия электронными форматами, или, например, заниматься дистанционно по выходным и праздничным дням. Также оно будет эффективно, например, во время подъема заболеваемости сезонного гриппа и поможет учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия, не отстать от программы.
Что касается минусов дистанционного обучения, необходимо обратиться к официальной статистике. Больше 40% опрошенных преподавателей считают бесполезным оценивать работу учеников в условиях удаленного обучения, так как они все равно найдут способ списать. 60% преподавателей сказали, что не имеют опыта преподавания в онлайн-формате, так как до введения карантина по коронавирусу в их учебных заведениях дистанционным обучением никто не занимался.
Родители школьников и студентов условно разделились на два лагеря. Одни возмущены организацией дистанционной формы обучения, другие воспринимают это как вынужденную меру и находят для себя преимущества. Многие отмечают, что домашнего задания слишком много, самостоятельно дети не справляются, а у взрослых не хватает времени с ними заниматься. Часто учащиеся жалуются на сбои программных продуктов, применяемых для организации онлайн занятий.
На мой взгляд, самым огромным минусом в данной ситуации является отсутствие живого общения с преподавателями и сверстниками, у школьников и студентов отсутствует возможность лично обратиться с вопросом к преподавателю, а некоторые специальности априори не могут осваиваться дистанционно, а о качестве полученных знаний и освоений компетенций можно и не говорить. Нельзя не отметить исследования авторитетных ученых, которые утверждают, что частое использование гаджетов приводит к цифровой деменции, а цифровая зависимость провоцирует синдром снижения внимания, концентрации и возникновению гиперактивности.
В.Н. Могилева выделяет в качестве основной проблемы дистанционного обучения взрослых – проблему прерывания образования. В силу оторванности от коллектива, обучающийся чувствует одиночество. При отсутствии непосредственного контакта с преподавателем, обучающийся может болезненно воспринимать критику в свой адрес, которая содержится в направляемых им письмах по электронной почте.
В период объявления перехода на дистанционное обучение мы столкнулись и с более радикальным мнением. Так, многими высказывалось мнение, что коронавирус был придуман специально, чтобы «под шумок» быстро перейти с традиционного образования на дистанционное, на что в иных условиях на это потребовалось бы много лет.
Осмелюсь высказать своё мнение. Дистанционное обучение наиболее подходит для получения образования взрослых, поскольку не требует присутствия человека в образовательной организации. Согласно требованиям Роспотребнадзора, детям не рекомендуется находиться перед монитором более 30 минут в день, так более длительное пребывание перед монитором может навредить психическому здоровью ребенка, что в свою очередь повышает риск появления различных заболеваний.
Необходимы взвешенные и последовательные шаги по использованию инновационных технологий в образовании, с учётом мнения всех заинтересованных лиц. Считаю, что общество не готово к резкой замене традиционного образования на онлайн обучение. Будет большой ошибкой полагать, что во внедрении цифровых технологий ключевую роль сыграет снижение расходов на образование. На образовании ни в коем случае нельзя экономить. Расходы на образование в Российской Федерации и так очень низкие, по сравнению с ведущими странами.
Между тем, нельзя не согласиться с тем, что возможности вышеуказанного образования очень удобны, а иногда и незаменимы, но не стоит ударяться в другую крайность – стремиться заменить систему «живого» образования на онлайн.
Слишком тесное общение школьников и студентов приводит к потере аналитических способностей и лишает учащегося способности адаптироваться к естественным изменениям обстоятельств и условий. Следовательно, злоупотребление цифровыми технологиями в детстве и юношестве делает ребенка менее успешным, когда он подрастет.