Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Медведева Галина Александровна
Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня дистанционное обучение обретает самостоятельность и выходит на первый план в сфере заочного обучения. Но, самым главным преимуществом дистанционного обучения является его доступность, когда традиционные методы контактного обучения стали неприемлемы. Это мы увидели в период пандемии.
Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.
Так же остро стоит проблема создания особой образовательной среды развивающего типа для воспитанников и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть направлена на образовательные цели и на то, чтобы каждый ребенок смог найти оптимальный для себя способ гармонично адаптироваться в жизни.
Нередко дети с ОВЗ обучаются на дому, что часто приводит к их изоляции от детского коллектива, появлению замкнутости, тревожности, нежелания и боязни общения с другими детьми. Очень часто дети-инвалиды не могут покинуть дом из-за отсутствия пандуса и из-за страха «враждебного» мира. Все это создает барьер между ребенком с ОВЗ и социумом. Дети чувствуют себя ненужными, неполноценными, возникают тревожные расстройства и депрессии. Выходом стало дистанционное обучение-самое современное и доступное для людей с ограниченными возможностями.
Главным плюсом такого обучения стал индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию в щадящем режиме. Благодаря Интернет-ресурсам время расходуется продуктивно, ученик имеет доступ к различным цифровым источникам информации. Это повышает мотивацию к учению и способствует к познавательному развитию.
В наше время новые технические и технологические дистанционные средства сетевых коммуникаций могут предоставить новые методические возможности для дистанционного обучения детей с ОВЗ. Основным преимуществом стало отсутствие приписки к месту и времени занятий и уроков. Ребенок учится в удобное время и доступными способами.
Дистанционная работа возможна в различных формах: онлайн занятия, готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения, онлайн консультирование родителей и педагогов, трансляции мероприятий, родительских собраний.
Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы и прочно и надолго входит в нашу жизнь. Эффективность и его качество зависят от успешности организации и качественных обучающих материалов, а также руководства, компетентности педагогов, участвующих в этом процессе.