12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия45
Россия, Белгородская обл., Старый Оскол
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления







Отчет по практике

Учебная практика:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности



по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование»





Руководитель практики:

Е. В. Мигунова

_______________________

«___»__________________20____г.

Студент группы:

Л. И. Иванова

___________ ___________

«___»________________20____г.











Великий Новгород

20____

Содержание

п/п

структура

страницы


1

План практики


3

2

Описание базы практики


6

3

Дневник практики


7

4

Заключение по практике


12

5

Приложения


17































1.План учебной практики


Цель практики – закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, овладение основными методами и приёмами ведения научно-исследовательской работы в соответствии с профилем.

Задачи практики:

развитие интереса и мотивированность на педагогическую деятельность как основу формирования профессиональной направленности;

формирование следующих педагогических умений: наблюдение и анализ деятельности педагога и детей, рефлексия полученного опыта, организация взаимодействия с детьми;

совершенствование навыков проведения элементов научных исследований в образовательном процессе детского сада.


Содержание практики



Наименование раздела (этапа) практики

Виды работ

Формы

текущего

контроля

1

Этап 1

Ознакомление студентов с целями и задачами практики, общими требованиями к выполнению теоретического исследования, оформления отчета по практике.

составление перспективного плана

2

Этап 2

Разработка индивидуального плана научно-исследовательской практики бакалавра.

оформление отчета по практике

3

Этап 3

Проведение теоретического исследования и обобщение его результатов:

изучение научно-педагогической литературы и другой специальной информации, достижений отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;

осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-педагогической информации по теме (заданию);

формулировка теоретических выводов, обобщение результатов;

подбор диагностик, выбор экспериментальной возрастной группы, знакомство с базой исследования;

представление результатов теоретического исследования и диагностического обследования в форме научного доклада на научно-практической конференции или научном семинаре;

организация научных секций и других мероприятий с привлечением студентов разных курсов НовГУ, студентов Гуманитарно-экономического колледжа, школьников и работодателей.

выполнение учебных заданий различных типов;

оформление отчета по практике

4

Этап 4

Подготовка индивидуального отчета по практике, самоанализ.

защита отчета по практике

5

Аттестация


д/зачет


Результаты обучения при прохождении практики


Освоение студентами следующих компетенций:

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

- готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);

- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

- способность конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2);

- готовность применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (СК-3);

- способность оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития (СК-4);

- способность обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-5).






2.Описание базы практики

Место прохождения практики:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №72 «Светлячок»

Адрес: г. Великий Новгород, ул.

Телефон: +7 (8162) 65-72-89

Адрес сайта: http://detsad- 72.caduk.ru /


Режим работы:

Пн – Вт. С 7.30 до 18.00

Сб, Вс – выходной


Руководство и специалисты:

Заведующий Королева Ольга Антоновна

Старший воспитатель Захарова Наталья Витальевна

Музыкальный руководитель Среднякова Елена Борисовна

Физ. руководитель Федорова Марина Николаевна

Учитель-логопед Хышова Елена Гурьевна



3. Дневник практики

Дата

Деятельность

Анализ деятельности

Компетенции

(шифр)

Оценка руководителя

11.032019

Изучение литературы в рамках исследования на тему «Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством рисования гуашью и акварелью».


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание исследователей.

Мы рассмотрели несколько определений понятия «Воображение» и сделали вывод, что воображение – специфический познавательный психический процесс, в результате которого происходит создание новых образов на основе отражения реальной действительности. Мы определили, что воображение – это самостоятельный, но не обособленный от других психический процесс и его развитие подчинено тем же законам онтогенеза, что и развитие других психических процессов.

Мы выяснили, что творческое воображение – это социально - обусловленный процесс, который зависит от многих факторов, среди которых возрастные особенности ребенка, индивидуальные особенности ребенка, уровень его здоровья (как физического, так и психического), социальная среда, богатство и эмоциональная насыщенность жизни ребенка, интересы, эмоциональный и чувственный жизненный опыт, уровень знаний, методика обучения и воспитания, социальное окружение, среда, в которой находится ребенок.

Творческое воображение понимается нами как приобретенная человеком способность, сущность которой состоит в создании новых образов без опоры на имеющееся описание или условное изображение, то есть это самостоятельное создание новых образов, которое становится возможным по мере накопления человеком опыта и участия его в творческой деятельности, причем образы и идеи, которые создаются в процессе творческого воображения, представляют ценность для других людей или общества, в целом, и воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Мы уточнили, что рисование гуашью и акварелью может выступать как эффективное средство в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что использование техник рисования гуашью и акварелью имеет ряд преимуществ в развитии творческого воображения, которые мы прописали в первой части нашей научно-исследовательской работы.

ОК-6

ОПК-1


12.03.2019


Изучение экспериментальных методик диагностики творческого воображения


Изучив диагностику Е.П. Торрренса, Р. С. Немова А. Л. Венгера мы выбрали и задействовали для нашего исследования следующие методики, позволяющие полно исследовать особенности творческого воображения детей, его специфику:

- Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. П. Торренса «Неполные фигуры»;

- Методика, предназначенная для диагностики изобразительных аспектов воображения «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

- Методика «Бусы для мамы» (Венгер А. Л.) с целью получения объективных данных об уровне развития воображения младших дошкольников.

ОК-6

ОПК-1


13.03.2019


Подготовка материала, составление плана диагностики, подготовка бланков и протоколов для заполнения при проведении диагностики.

Для диагностики по методике «Неполные фигуры», были подготовлены картинки на которых изображены части геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).предлагается ознакомиться с картинками, при проведении методики давалась инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисованы части фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась картинка».

По методике «Нарисуй что-нибудь» были подготовлены листы бумаги, наборы фломастеров. Предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполне­ние задания отводится 4 мин.

По методике «Бусы для мамы» были подготовлены листы формата А4, пальчиковые краски. Предлагалось нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и затем «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. Экспериментатор на глазах у ребенка, рисует большим пальцем кружочки на листе (бумага формат А4) разными цветами, затем соединяющую линию между ними, объясняя детям, что это ниточка.


ОПК-3

ПК-2

ПК-6

ОК -4

ОК-6


14.03. 2019

Тщательное изучение инструкции к методикам. Составление графика диагностики детей.

Мною были изучены инструкции к методикам и согласован график проведения диагностики с воспитателем. Диагностика проводилась в несколько этапов группами по пять человек.

ПК - 6

ПК - 2


15.03.2019-

18.03.2019

Диагностическая работа с детьми группами по пять человек. Фиксация результатов. Заполнение протоколов диагностики. Первичный анализ полученных данных и данных наблюдения за детьми во время проведения диагностики.

С первой группой детей из пяти человек диагностическая работа вызывала небольшие затруднения из-за малого опыта проведения данной работы, но так как я была уже хорошо знакома с детьми, контакт был быстро налажен. Дети соглашались на выполнение заданий с удовольствием. В последний день диагностическая работа проводилась легко, появилась ясность в необходимом сопровождении детей, в непосредственной структуре диагностической работы.


ОПК-2

ОПК-3

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-6


19.03.2019

Расчет показателей по полученным данным диагностики.

Данный этап оказался достаточно сложным и трудоемким, так как большого опыта в анализировании диагностических данных ранее не было, но в результате удалось заполнить все протоколы диагностики.

ОК-6

ПК-2


20.03.2019

Анализ результатов проведенной диагностики.

Проанализировав результаты исследования и произведя необходимые расчеты, мы определили у детей уровень сформированности воображения.

У 8 детей имеется низкий уровень сформированности воображения, что составляет 40 %.

У 7 детей был выявлен средний уровень сформированности воображения, что составляет 35 %.

У 5 ребенка был выявлен высокий уровень сформированности воображения, что составляет 25 %.


ПК-7

СК-2


21.03.2019

Подбор материала для реализации плана формирующего эксперимента. Работа над планом формирующего эксперимента.

Подбор материала для первой образовательной встречи. Здесь не требовалось конспекта занятий, но определенная подготовка необходима.

ОК – 5 ОК – 6 ОПК-3 ПК – 2 СК – 2 СК – 3 СК – 4



22.03.2019

Составление плана формирующего эксперимента.

План формирующего эксперимента составлен исходя из тех критериев, которые необходимо развивать согласно заданной темы научно-исследовательской работы.


ОК-6

СК-4


25.03.2019

Участие в проблемном семинаре: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» в рамках «Дни науки».

Слушателями семинара были студенты 2, 3, 4, 5 курса очного и заочного отделения. Все участники семинара прослушали содержание семинара, нам было дано задание с сопутствующими рекомендациями и комментариями.

Далее вся аудитория была поделена на творческие группы с разных курсов и было предложено разработать проект «Ворлдскиллс Кидс» для детей дошкольного возраста, в котором нужно было разработать цели и задачи проекта, оформить эмблему проекта, подобрать формы работы с педагогами в рамках этого проекта, подготовить анкету для родителей дошкольников и описать примерный план организованной образовательной деятельности с детьми.

Так как задание нашей группе показалось очень объемным, мы решили распределить все задания между собой для экономии времени. В дальнейшем мы обменялись своими наработками, внесли коррективы и дополнения. Работа в группе с незнакомыми людьми оказалась весьма необычной и интересной. В краткие сроки нам нужно было адаптироваться друг к другу и показать свои знания, творческие способности и т.д.

По окончании семинара были подведены итоги семинара, каждой группе дали возможность высказать свое мнение.

Мы отметили, что данная форма семинаров важна и актуальна, позволяет получить не только знания, но и опыт, навыки в получении данных знаний.



ОК-5, ОПК-1, ОК-6








4.Заключение по практике

В ходе прохождения практики я закрепила и углубила свои теоретические знания по теме моей научно-исследовательской работы, приобрела навыки и компетенции в соответствии профессиональными требованиями к деятельности педагога дошкольной организации. Я овладела основными методами и приемами ведения научно-исследовательской работы (анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа), усовершенствовала навыки ведения научно-исследовательской работы (анализ), закрепила свои знания и отработала навыки проведения элементов научного исследования в образовательном процессе дошкольной организации.

Я проходила практику в МАДОУ «Детский сад №72 «Светлячок», где ранее я проходила предыдущие практики, в уже знакомой для меня группе детей младшего дошкольного возраста.

Мною была проведена подготовка к констатирующему эксперименту, проведено диагностическое исследование, сделана обработка полученных данных, а также произведен анализ подсчитанных результатов. На основании проведенного анализа был сделан вывод о необходимости развивающей работы, а также составлен план формирующего эксперимента по проблемам темы моей научно-исследовательской работы.

В рамках «Дней науки» я участвовала в проблемном семинаре: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ФГОС». По окончании семинара были подведены итоги семинара, каждой группе дали возможность высказать свое мнение.

Мы отметили, что данная форма семинаров важна и актуальна, позволяет получить не только знания, но и опыт, навыки в получении данных знаний.

По итогам практики я проанализировала свою степень овладения компетенциями, результаты моей собственной оценки представлены ниже.


Овладение компетенциями:

Самооценка студента:

2 балла - компетенция ярко выражена;

1 балл - компетенция присутствует.

Код компетенции

Содержание компетенции и уровень освоения

Знать

Уметь

Владеть

Балл

Общекультурные компетенции


ОК-5

способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

принципы построения и организации работы в педагогическом коллективе;

знает способы взаимодействия в коллективе

способен адекватно взаимодействовать со всеми членами коллектива;

умеет планировать свою практическую деятельность

навыками межличностного общения с учетом социальных, культурных и личностных различия






2

ОК-6

способность к самоорганизации и самообразованию

возможности, способы самообразования и самоорганизации педагога

организовать себя в педагогической деятельности

готов к самообразованию, владеет навыками самоорганизации



1



Общепрофессиональные компетенции


ОПК-1

готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

имеет представление о педагогической профессии, профессиональной деятельности работника дошкольного образования

использовать средства и виды коммуникации для достижения учебных целей


готов осуществлять профессиональную деятельность, ставить цели и выбирать пути ее достижения






2


ОПК-2

способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

особенности организации образовательного процесса с учетом социальных, возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей дошкольников

организовать образовательный процесс с учетом социальных, возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей дошкольников

способами организации образовательного процесса с учетом социальных, возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей дошкольников









2

ОПК-3

готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

структуру, направления и способы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

умеет включаться и организовывать процесс психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации

владеет способами психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации




1

Профессиональные компетенции


ПК-1

готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

образовательный стандарт дошкольного образования и требования к образовательной программе;

целевые ориентиры ребенка

способен реализовать образовательную программу в дошкольной образовательной организации

готов реализовать образовательную программу в соответствии с целевыми ориентирами ребенка






2

ПК-2

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

современные методы, технологии развития личности ребенка и особенности проведения диагностики в дошкольной образовательной организации

использовать современные методы, технологии развития личности ребенка и соответствующие диагностики

методами, технологиями развития личности ребенка и методикой проведения диагностики





2

ПК-3

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

задачи воспитания и духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

организовывать процесс воспитания и духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста

способами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития ребенка





1

ПК-4

способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета

возможности, принципы организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации и условия ее использования в целях улучшения качества образовательного процесса

организовывать здоровьесберегающую образовательную среду в дошкольной образовательной организации для достижения личностных результатов ребенка

способами организации образовательной среды в детском саду, анализом ее влияния на результаты обучения и воспитания дошкольника











1

ПК-6

готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса

способы и средства продуктивного взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами дошкольной образовательной организации; принципы

построения и организации процесса взаимодействия

бесконфликтно общаться, использовать различные средства коммуникации для достижения образовательных целей; планировать работу по взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса

способами организации совместной продуктивной деятельности; приемами эффективного взаимодействия

имеет мотивацию к работе родителями, коллегами, социальными партнерами








2

ПК-7

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

особенности организации сотрудничества детей и взрослых в организованной и самостоятельной творческой деятельности

организовывать деятельность дошкольников, находить оптимальные пути решения для проявления их творчества и инициативности

способами организации сотрудничества дошкольников с целью поддержки их активности, инициативности, самостоятельности







2

Специальные компетенции


СК-2

способность конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

особенности содержания образования детей раннего и дошкольного возраста; возрастные и индивидуальные особенности дошкольников

способен создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей

способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей






1

СК-3

готовность применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

применять, адаптировать современные развивающие издоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками

готов решать проблемы личностного развития дошкольников с помощью развивающих технологий






1

СК-4

способность оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития

методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

особенности разработки индивидуальной траектории развития ребенка

использует методы диагностики для решения профессиональных задач и разработки индивидуальной траектории развития;

учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка

способен оценить личностные достижения ребенка и создать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду для индивидуальной траектории его развития







1

СК-5

способность обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования

задачи, особенности преемственности дошкольного и начального образования детей

умеет выделить основные направления преемственности дошкольного и начального образования

владеет способами обеспечения преемственности дошкольного и начального образования




2

Вывод

2 балла - количество компетенций 8 (53%) - компетенции ярко выражены;

1 балл - количество компетенций 7 (47%) - компетенции присутствуют





5. Приложение

Исследование проходило на базе МАДОУ № 72 г. Великий Новгород. В эксперименте принимали участие дети группы № 7 «Рыбки» в количестве 20 человек в возрасте с 3 до 4 лет. Нами использовалась методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество ри­сунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оцен­ки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Критерии оценки уровня развития воображения.

1 балл ребенок так и не смог ничего нарисовать, лишь отдельные штрихи и линии; ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально.

2 балла –ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно ориги­нальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

3 балла –ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображе­нии. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

Результаты проведенного обследования по выявлению уровня сформированности воображения по методике «Нарисуй что-нибудь» приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты обследования уровня сформированности воображения по методике «Нарисуй что-нибудь»

Ф. И.

Баллы

Егор Л.

2

Никита К.

2

Даня Ш.

1

Миша К.

3

Лиза И.

1

Боря Д.

1

Гриша К.

3

Андрей В.

1

Миша С.

2

Настя С.

1

Уля Л.

2

Даша Р.

3

Артем А.

1

Полина Б.

1

Тимофей

3

Кирилл М.

1

Настя А.

1

Вика В.

1

Миран П.

2

Тася М.

3


Средние баллы были подсчитаны при помощи количественной оценки результатов и выявлены уровни развития воображения по методике «Нарисуй что-нибудь» (приложение 1).

Исходя из результатов данной работы, мы выделим некоторые особенности: дети с увлеченностью рисовали, с интересом меняли различные цвета. Большинство детей нарисовали простые, неоригинальные рисунки. Фантазия просматривалась слабо. Детали были не очень хорошо проработаны. Наиболее распространенным рисунком являлось солнце.




Методика «Неполные фигуры» (Торренс Е. П.)

Ребенку предлагается ознакомиться с картинками, на которых изображены части геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). При проведении методики давалась инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисованы части фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась картинка».

Критерии оценки уровня развития воображения.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Обработанные результаты по второй методике «Неполные фигуры» были занесены в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты обследования уровня сформированностивоображения по методике «Дорисуй»

Ф. И.

Баллы

Егор Л.

2

Никита К.

2

Даня Ш.

1

Миша К.

3

Лиза И.

1

Боря Д.

2

Гриша К.

3

Андрей В.

2

Миша С.

2

Настя С.

2

Уля Л.

3

Даша Р.

3

Артем А.

1

Полина Б.

2

Тимофей Е.

3

Кирилл М.

2

Настя А.

2

Вика В.

1

Миран П.

2

Тася М.

3

По полученным данным можно сделать вывод, что большинство детей выполнили задание частично. Необходимо отметить, что при выполнении задания дети пытались взять в руки картинку-образец, повернуть его, всматриваясь в изображенный образ.

Таким образом, созданные рисунки оказались шаблонными, частично неаккуратными. Дети испытывали сложности при выполнении заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного образа.

Средние баллы были подсчитаны при помощи количественной оценки результатов и выявлены уровни развития воображения по методике «Неполные фигуры» (Приложение 2).




Методика «Бусы для мамы» (Венгер А. Л.)

Ребенку предлагалось нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и затем «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. Экспериментатор на глазах у ребенка, рисует большим пальцем кружочки на листе (бумага формат А4) разными цветами, затем соединяющую линию между ними, объясняя детям, что это ниточка.

Критерии оценки уровня развития воображения.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Обработанные результаты по третьей методике «Бусы для мамы» были занесены в таблицу 3.

Таблица 2. Результаты обследования уровня сформированности воображения по методике «Бусы для мамы»

Ф. И.

В баллах

Егор Л.

1

Никита К.

2

Даня Ш.

2

Миша К.

3

Лиза И.

2

Боря Д.

2

Гриша К.

3

Андрей В.

2

Миша С.

2

Настя С.

1

Уля Л.

2

Даша Р.

2

Артем А.

1

Полина Б.

2

Тимофей

2

Кирилл М.

2

Настя А.

3

Вика В.

2

Миран П.

2

Тася М.

3

Исходя из полученных данных, было установлено, что большая часть детей рисовали бусы, но не «соединили» их ниточкой. Большинство рисунков выполнены одним цветом, нет четких границ, также часть рисунков были расплывчаты, цвета некрасиво смешаны, либо одноцветны.

Средние баллы были подсчитаны при помощи количественной оценки результатов и выявлены уровни развития воображения по методике «Бусы для мамы»

Учитывая, что диагностический комплекс состоял из трех заданий, мы предлагаем использовать следующую шкалу для определения уровня сформированности воображения.

1-4 балла – низкий уровень сформированности сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

5-7 баллов – средний уровень сформированности сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

8-9 баллов – высокий уровень сформированности сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Результаты проведенного обследования детей по выявлению уровня сформированности воображения приведены в таблице 4.




Таблица 4. Результаты обследований уровня сформированности

воображения у младших дошкольников

Ф. И.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Методика «Дорисуй»

Методика «Бусы для мамы»

Итог

Егор Л.

2

2

1

5

Никита К.

2

2

2

6

Даня Ш.

1

1

2

4

Миша К.

3

3

3

9

Лиза И.

1

1

2

4

Боря Д.

1

2

2

4

Гриша К.

3

3

3

9

Андрей В.

1

2

2

5

Миша С.

2

2

2

6

Настя С.

1

2

1

4

Уля Л.

2

3

2

7

Даша Р.

3

3

2

8

Артем А.

1

1

1

3

Полина Б.

1

2

2

5

Тимофей

3

3

2

8

Кирилл М.

1

2

2

5

Настя А.

1

1

2

4

Вика В.

1

1

2

4

Миран П.

2

2

2

6

Тася М.

3

3

3

9



Проанализировав результаты исследования и произведя необходимые расчеты, мы определили у детей уровень сформированности воображения.

У 8 детей имеется низкий уровень сформированности воображения, что составляет 40 %.

У 7 детей был выявлен средний уровень сформированности воображения, что составляет 35 %.

У 5 ребенка был выявлен высокий уровень сформированности воображения, что составляет 25 %.

Отразим процентные показатели условного распределения детей констатирующего этапа в круговой диаграмме на рисунке 1.

t1577075364aa.gif

Рисунок 1. Условное распределение детей в соответствии с выявленными уровнями сформированности воображения

Подводя итоги обследования, можно сделать вывод, что младшие дошкольники в основном имеют низкий уровень развития воображения. Можно отметить слабую выраженность положительного мотива в творческой деятельности, отсутствует самостоятельность самовыражения, фиксируется слабость детализации образов. Дети испытывали сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией. 



Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.