Фрагмент урока ОРКСЭ по работе с притчей на тему «Добро и зло»
Фрагмент урока по работе с притчей
М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
Тема урока: Добро и зло
Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи урока:
воспитывать стремление к совершению добрых поступков
совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения
развивать коммуникативные способности детей
Притча
Жила-была одна баба, злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает, какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и в нищенку бросила. Тогда эта луковка не дала нищенке с голоду помереть.
И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь».
Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро. Ангел заплакал и отошел.
Описание работы
(обсуждение основной идеи и смысла истории)
Учитель: Ребята, понравилась вам притча?
Дети: Понравилась.
Учитель: А о чём она?
Дети: Она о злой-презлой бабе, которая так и осталась в огненном озере.
Учитель: Скажите, а такое могло быть на самом деле?
Дети: Нет. Это как сказка, которая учит, что можно, а что нельзя.
Учитель: Так чему же учит эта притча?
Дети: Она учит тому, что каждый человек при жизни должен совершать добрые поступки.
Дети: Да, чтобы вспоминали человека добрым словом.
Учитель: Но ведь было же то доброе, чем можно было вспомнить эту бабу. Почему это не помогло?
Дети: Нет, то доброе оно было случайным. Баба не хотела накормить нищенку, она бросила в неё луковку, чтобы сделать ей больно.
Дети: А голодная нищенка луковку подобрала и съела.
Учитель: Получилось, что зло обернулось добром. Значит, в каждом человеке его можно найти.
Дети: Да, но это не изменило бабу. Она всё равно злая.
Дети: Добро нужно делать от души.
Учитель: Но ведь из добрых побуждений бабу хотели спасти. Почему не получилось?
Дети: Потому что она злая, не захотела спасать других грешников «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша».
Дети: А могла хотя бы здесь совершить добрый поступок.
Учитель: Ребята, оказывается добро и зло очень рядом. Хотя это противоположные понятия.
Почему заплакал Ангел?
Дети: Задача Ангела –оберегать. А он не уберёг.
Учитель: Почему не уберёг?
Дети: Зло разрушило всё. Зло очень трудно победить.
Дети: Нужно больше усилий, а тут один Ангел старался помочь. Ведь она за свою жизнь никому ничего доброго не сделала.
Учитель: Получается, что добром платят за добро, а зло получаешь, как урок… . Какой урок получили вы при знакомстве с притчей?
Дети: К человеку всё возвращается бумерангом. Спешите делать добро!
Потамошнева Наталья Алексеевна