Урок на тему «Добро и зло в рассказах Александра Вампилова» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 21 December 2018

Разработка урока литературы

в 7 классе

Тема: «Добро и зло в рассказах А. Вампилова »

Данный урок является завершающим по творчеству А. В. Вампилова в 7 классе, когда я начинаю знакомство учащихся с творчеством драматурга. В программу по литературе включаю рассказы «Финский нож и персидская сирень», «Листок из альбома» и «Последняя просьба».

Цель урока:

Через чтение рассказов А. В. Вампилова, презентацию показать трагизм героев и трагическое мироощущение самого автора.

Подвести учащихся к правильному восприятию пьес драматурга в старших классах.

Оборудование урока:

Тексты рассказов, тетради по литературе.

Презентация к уроку «Я вас люблю, а это главное…»

Запись на 40-й симфонии Моцарта.

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение.

Проблемно-диалогическое обучение.

Технология критического мышления.

Задания к уроку:

Подумать над двумя высказываниями:

- «Искусство существует для того, чтобы искажать действительность, потому оно и называется искусством» (А. Вампилов)

- «Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас» (Цицерон).

2. Двое учащихся готовят чтение наизусть стихотворения А. Румянцева,

посвящённых памяти Вампилова.


 

Ход урока:

Слово учителя о жизни и творчестве драматурга, сложной судьбе многих его произведений и посмертном признании писательского таланта Вампилова, сопровождаемое презентацией.

Беседа с учащимися. Постановка проблемы.

О чём рассказы Вампилова?

Кто его герои?

В чём причина того, что рассказ «Финский нож и персидская сирень» долго не хотели печатать?

Учащиеся кратко пересказывают содержание рассказов. Вспоминают героя рассказа «Финский нож…», отмечают трагичность его судьбы и неприятие чиновниками от литературы такого типа, далёкого от положительного образа литературных героев того времени.

Работа с высказываниями римского философа Цицерона и Вампилова.

Учащиеся видят смысл этих высказываний в том, что литература должна отражать жизнь правдиво, без приукрашиваний. Они отмечают, что Вампилов выступал против фальшивого искусства, что в его произведениях жизнь показывается без прикрас, с её сложностями и проблемами и что людей он не приукрашивал: честные, добрые, лживые, тёмные, великодушные, смелые, завистливые, трусливые – какие есть. Вампилов видит всё резко и прямо, но не теряет веры в людей.

 

Обсуждение рассказов.

«Александр Вампилов писал о том, что видел в жизни своим особенным взглядом, он проявлял сочувственное внимание к вечному герою русской классики – человеку малоприметному, обыкновенному, «простому», его внутренней сути. Ту горькую правду о нашей жизни, которую многие не хотели или не умели видеть, Вампилов замечал с резкой зоркостью. Он отметил для себя в рабочем блокноте: «Кричать: Узнать жизнь, узнать жизнь!»

Скорее её не надо узнавать для того, чтобы быть поэтом…» (из книги А. Румянцева «Русская звезда»)

Постановка проблемы.

Что объединяет прочитанные рассказы?

Учащиеся приходят к выводу, что герои рассказов – простые люди и что происходит добра и зла.

Кто олицетворяет добро и зло?

Учащиеся единогласно положительно отзываются о Николае Николаевиче Смирнове из рассказа «Последняя просьба», искренне сострадая ему и одновременно восхищаясь им. Сложно воспринимается герой рассказа «Финский нож и персидская сирень», возникают дискуссии – исправится ли парень, исполнится ли его мечта. Многие ребята видят дальнейшую его жизнь честной, а некоторые говорят о том, что он уже привык к такой жизни, размышляют о причинах такого зла, как преступность.

В «стане зла» оказался Потерин, герой рассказа «Листок из альбома». Подчёркивается его хамство, жестокость по отношению к ближнему. Осуждается учащимися и сын Николая Николаевича Сергей с его равнодушием к старому отцу («Последняя просьба»).

В чём проявляется трагическое мироощущение писателя?

Учащиеся говорят, что Вампилов видел много несправедливого в жизни, что в его произведениях показаны слабость, бессилие человека перед обстоятельствами судьбы в то время, когда печатались бесчисленные однодневки в стихах и прозе о современниках, выступающих исключительно в роли «положительных героев, когда было много надуманной романтики, фальшивого оптимизма. Трагизм Вампилова и в том, что он видел много людской пошлости, мелких желаний благ и удобств.

Вот что записал А. Вампилов в своём блокноте:

«…человек будет становиться животным, хоть и ещё выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться ещё удобнее. Время Пушкиных и Бетховенов будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! занимались какой-то поэзией, как это… Музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Сам Александр Вампилов был большим поклонником Бетховена, Моцарта, Баха.

Звучит 40-я симфония Моцарта…Свет, радость, душевная свобода.

Под аккомпанемент музыки размышляем над эпиграфом урока «Я вас люблю, а это главное…» Это слова Андрея Григорьевича Сарафанова из пьесы «Старший сын». Они становятся как бы спасением для человечества. Любовь, уважение друг к другу, сострадание – вот, что должно очистить человечество от лишнего.

Чтецы читают стихотворения Андрея Румянцева.

17 августа 1972 года

Где-то зрела сарана,

Чайка дальняя кричала.

Долгий век нам обещала

Солнечная сторона.

Чья, скажи мне, в том вина,

Что я плачу у причала?

Художник

Жил, как отпетый пролетарий.

Хранил сокровища свои:

Из окон вид на планетарий,

Миг озаренья, век любви.

Острил, ходил в долгах до смерти.

Закончил спор – уже во мгле:

- Вы о поэзии?

Поверьте, она есть только на земле.

Возвращаемся к герою рассказа «Последняя просьба».

Умирающий Николай Николаевич ждёт прихода весны. «…И весна пришла. То, что он ждал, пришло, но это оказалось не тем, чего он хотел. Он хотел жить.

Пройдёт весна, - думал он, - высохнут цветы, а жизнь будет продолжаться. И она хороша всегда и везде: и в цветущем саду, и на занесённой метелью дороге, и даже у окна в кресле, с которого нельзя подняться»…

Так как же надо жить по Вампилову?

Учащиеся отвечают, что надо творить добрые дела, наслаждаться пением птиц, синим небом, весенним воздухом, детским смехом на улице, любить, быть внимательными друг к другу, поменьше ссориться и прощать.

Литература:

Александр Вампилов. «Дом окнами в поле», Иркутск, 1982 г.

Игорь Петров. «Слово с музыкой сольётся», ИГУ, 1997 г.

А. Г. Румянцев. «Русская звезда», Иркутск, 1995 г.

Н. С. Тендитник. «Современный мир и драматургия А. Вампилова».

Спецвыпуск научно-практической конференции к 60-летию

А. В. Вампилова, п. Усть-ордынский, 1997 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.