Доклад на тему «Применение кейс-технологий на уроках математики»
Баева Н.И.,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП»
города Котовска
Тамбовской области
Выступление на ГМО учителей математики по проблеме
«Применение кейс-технологий на уроках математики»
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Цель метода case-study-совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию-case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.
Для эффективной работы необходимы два условия:
1) хороший кейс;
2) определить методику использования данной инновационной технологии.
В рамках личностно-ориентированного обучения школьников все большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов таких технологий. Она представляет собой дистанционную образовательную технологию, основанную на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей информации и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использование на любом ее этапе.
Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются:
подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику;
планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение;
диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Обращается внимание учащихся на различные уровни сложности практических заданий: сложность 0 – материал для устного счета, сложность 1 – обязательный уровень подготовки, который может быть оценен только удовлетворительной оценкой, сложность 2 – задания для хорошей и отличной оценки, сложность 3 – творческие задания, требующие применения логического и нестандартного мышления.
Положительные стороны кейс-технологии:
ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме;
даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
ребенок может планировать время работы над данной темой;
у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем;
к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.
Таким образом, кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя.
Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:
Для кого и для чего пишется кейс.
Чему должны научиться учащиеся.
Какие уроки они из этого извлекут.
В случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности case-study значительно расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.
2