Доклад на тему «Система организации процесса преподавания географии на основе использования инновационных технологий»

2
0
Материал опубликован 17 October 2020

Система организации процесса преподавания географии на основе использования инновационных технологий

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?

t1602935841aa.jpg

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют   инновационные технологии обучения, и в большей степени, конечно же, информационные и телекоммуникационные технологии.

«Технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Данные слова принадлежат члену Национальной инженерной академии США - Крейгу Баррету.

Да, современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.

Использование информационных технологий в учебной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения учащегося и является одним из эффективных способов повышения мотивации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

На своих уроках я применяю в обучении возможности компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами.

t1602935841ab.jpgt1602935841ac.jpg
При применении ИКТ ставлю перед собой цели, такие как:

 

Развитие интереса к предмету новыми средствами обучения и видами учебной деятельности;

Возможность наглядно проиллюстрировать изучаемый материал;

Научное содержание сделать более доступным.

Среди направлений своей работы могу выделить следующее:

t1602935841ad.gif

Широкие возможности имеют мультимедиа учебники по всем курсам географии (с 6 по 10 класс).

CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» кроме материалов основополагающих знаний по изучаемому курсу содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ.

t1602935841ae.jpgt1602935841af.jpg

Диски серии «Электронные уроки и тесты. География в школе» помогают при подготовке к урокам и содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащимися.

 

Преимущества использования DVD и CD дисков очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов.

Видеофрагменты позволяют продемонстрировать на уроке природные процессы с комментарием диктора.

Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, землетрясения, разрушительного цунами, атмосферных и тектонических процессов, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить.

Одним из направлений моей работы считаю приобщение учащихся к творчеству через создание и применение мультимедийных презентаций.

t1602935841ag.jpgt1602935841ah.jpg

 

Программа Power Point помогает

 

создать качественную, наглядную презентацию,

выделить основные положения, термины, определения;

включать таблицы, схемы, графики, рисунки, диаграммы, анимацию, видеосюжеты, звуковые заставки.

В дальнейшем слайды можно распечатать на принтере, сделать раздаточный материал.

Удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время выполнения работ учащимися на уроке.

Достоинства уроков с использованием презентаций в том, что

изменяется отношение ученика к географии, как к учебному предмету,

повышается учебная активность учащихся на уроке,

значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике.

Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна и предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества,

t1602935841ai.jpgt1602935841aj.jpg

        возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,

 

 

публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны.

Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала.

Приведу примеры технологических приёмов использования ИКТ на своих уроках:

Технологический приём «Географическая разминка» лучше всего проводить в начале урока, или в его заключительной части.

t1602935841ak.jpgt1602935841al.jpg

Цветными стрелками, пунсонами, звездочками, цифрами выделяются географические объекты.

Ученикам предлагается вспомнить необходимую карту материка или отдельного региона и назвать географические объекты.

Знание карты учениками при данном технологическом приёме определяется быстро, опрос требует минимум времени. При этом идет активизация внимания у учеников, развивается зрительная память.

Технологический приём «Живая карта» выполняется на любых картосхемах.

Условными знаками показываются признаки, которые необходимо выделить, классифицировать и, конечно же, запомнить.

«Оживить карту» помогают движущиеся стрелки, нацеленные на географический объект. Рядом высвечивается его обозначение (море, остров, полуостров, страна и т.д.)‏

t1602935841am.jpg

Технологический приём «Карта – тест» помогает работать с информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны).

t1602935841an.jpg

В данном случае ученикам предлагаются варианты ответов. Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется после ответа ученика.

 

Например, на контурах государств Северной Америки, выделяются столицы. В тексте даны три названия. Ученикам необходимо дать правильное название государства, которое на карте выделено цветом.

Карту – тест можно использовать на различных этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении пройденного на уроке, при обобщении материала.

Технологический приём «Установите соответствие» выполняется в виде таблицы, состоящей из двух столбцов.

Левый столбец - Дается перечень названий природных зон, типов почв, видов растений, животных и др.

Правый столбец - Дается перечень климатических поясов материка, географические названия и другая информация, объединенная сходными признаками.

t1602935841ao.jpgt1602935841ap.jpg

Ученикам предлагается найти соответствие между признаками, которые могут объединить понятия. Школьники работают с картами атласа «Климатические пояса» и «Природные зоны Южной Америки», используя известный метод наложения карт.

Правильный ответ подтверждается цветовым фоном таблицы. Природная зона и климатический пояс имеют один цвет в таблице. После ответа ученика на экран выводится нужная информация.

Технологический приём «Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока:

При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся;

При закреплении пройденного материала на конкретном уроке;

При повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса.

t1602935841aq.jpg

Слайд состоит из двух частей.

Левая часть - Дается перечень информационных сведений, которые необходимо проверить у учащихся.

Правая часть - Расшифровка понятий. Заполняется постепенно, сверху вниз, после ответа учеников.

После четкого ответа учеников показывается правильная информация.

« Жизнь прекрасна еще и тем, что можно путешествовать» – так говорил Н.М.Пржевальский, известный русский путешественник, генерал-майор почётный член Академии наук.

6. Технологический прием, используемый на уроке-путешествии - «Слайд – парад»

Он даёт возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара;

механизм образования и действия любого природного явления;

совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей.

«География без применения наглядности и занимательности и география с применением их – это две совершенно различные вещи: насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая интересна и увлекательна» - Н.Н. Баранский, заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АН СССР.

Грамотное применение возможностей современных информационных технологий в практике моей работы в школе способствует:

достижению целей обучения, использованию индивидуального и дифференцированного обучения;

повышению уровня знаний обучающихся;

развитию личности ученика;

обучению учащихся применять свои знания на практике;

развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения;

повышению эффективности урока за счет наглядности.

К результатам своей работы могу отнести следующее:

Использование в практике разнообразных технологических приёмов и форм работы;

обучение учащихся созданию проектов, презентаций;

рt1602935841ar.jpgt1602935841as.jpg азработка электронных тестов по отдельным темам и
создание методического банка тестов;

оформление кабинета согласно современным требованиям;

высокий уровень участия и успехи обучающихся в мероприятиях различного уровня по географии, экологии и краеведению.

t1602935841at.jpg


 

t1602935841au.jpg
t1602935841av.jpg

Ежегодно мои ученики принимают участие, занимая призовые места, в научно-практических конференциях исследовательских работ «Первые шаги в науку»; «ЭКО», в Слётах активистов экологического движения в Детском Эколого-биологическом центре, в акциях и конкурсах различного уровня.

Участие учеников с проектами во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» приносит свои плоды. Участникам Фестиваля были вручены дипломы призёров и лауреатов, а также сборники опубликованных работ учащихся: «Великие имена в истории Симбирского края», «Чудодейственная сила природы», «Памяти великого земляка. Аркадий Аркадьевич Пластов», «Памяти великого земляка. Роль Н.М. Языкова в литературном движении его времени», «Демографический потенциал Ульяновской области. Проблемы и перспективы региона», «Виртуальная экскурсия по малой Родине. История Ульяновска в памятниках архитектуры», «Проблема загрязнения воздушной среды города Ульяновска автомобильным транспортом и пути её решения».

Благодаря творческому подходу и участию в конкурсах учащиеся становятся исследователями, учёными, изобретателями!

Надеюсь и верю, что мои воспитанники достигнут многого,

ведь они - Будущее России, Будущее 21 века!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации