Доклад «К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции Нижнего Дона (территория ЛНР) в современных условиях»
Т.А.Хохлова
Луганская государственная академия культуры
и искусств имени М.Матусовского, отделение культуры колледжа
К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции Нижнего Дона (территория ЛНР) в современных условиях
Аннотация Сегодня существует много разнообразных коллективов, использующих в своей исполнительской практике песенный фольклор. Но назвать фольклорными можно не все эти коллективы, а лишь такие, художественно-творческая деятельность которых ориентирована на сохранение, освоение и развитие традиционного местного песенного стиля как целостного художественного явления. Рассмотрим некоторые подходы к изучению современного этапа историко-фольклорного процесса, связанного с бытованием казачьего песенного фольклора в существующих сегодня разнообразных по характеру исполнительских фольклорных коллективах ЛНР.
Ключевые слова фольклор, традиция, народное пение, ансамбль, культура, современность, наследие, репертуар, скрепы.
В фольклористике сложилась определенная концепция о наборе качеств, которые в целом определяют природу и эстетику фольклора. Главными здесь являются такие его свойства, как связь с народным бытом, традиционность и коллективность.
Связь с народным бытом проявляется в том, что фольклор «непосредственно включен в систему бытовой практики коллектива, создается и функционирует в составе этой системы». Однако сегодня мы наблюдаем функционирование произведений музыкального фольклора не только в системе бытовой практики, так как фольклорные коллективы не всегда замкнуты в границах этой системы. Такое новое явление требует тщательного осмысления, описания и анализа. Тесно связано с народным бытом и другое важное свойство фольклора – его традиционность. До сих пор широко распространено убеждение в том, что фольклорная традиция как эстетическая и конкретно-художественная категория может существовать лишь в границах относительно устойчивого традиционного быта, что «существование фольклора, его жизнь и развитие предполагают наличие традиционной среды – этносоциальной, исторической, культурной…». Но в наше время мы все чаще сталкиваемся также и с фактами «нетрадиционного» проявления фольклора, видим его не только в быту, но и на сцене, слушаем по радио, смотрим по телевидению.
И связь с народным бытом, и традиционность фольклора обусловливают его коллективную природу. В русской песенной традиции-это свойство ярче всего проявляется в самой музыкальной фактуре, которая в принципе многоголосна у подавляющего большинства жанров и стилей.
Применительно к сказанному мы можем выделить сегодня две основные формы функционирования песенных коллективов, использующих произведения фольклора: с ориентацией на исполнение в условиях бытовой практики – в традиционной среде и с ориентацией на исполнение в сценических условиях – в среде нетрадиционной.
РЦНТ ЛНР фольклорный отдел предоставил такую информацию о фольклорных коллективах ЛНР (зачитываю перечень с указаниями)
Однако на практике как у нас, так и в РФ существуют группы двух направлений, одна – это организованные в более или менее стабильные коллективы те самые бытовые песенные «артели», куда входят знатоки фольклорной классики, ставшие мастерами исполнения народной песни в своем родном селе, буквально впитавшие в себя местную музыкальную культуру.
Это, по определению Е. В. Гиппиуса, «стихийные профессионалы», исполнители среднего, но чаще даже пожилого возраста, как правило, выступающие на сцене перед широким кругом зрителей только в специально устраиваемых концертах и на фестивалях фольклорно-этнографического плана. Таковы, например, перечисленные коллективы со взрослым и даже пожилым составом участников.
Другая группа – это сформированные художественными руководителями преимущественно молодежные коллективы. Основной их творческой целью является освоение национального песенного фольклора и пропаганда его лучших образцов в концерте, на смотре, по телевидению. К таким коллективам можно отнести как известные профессиональные государственные русские народные хоры, так и самодеятельные фольклорные хоры и ансамбли.
Наличие в художественной практике разных видов коллективов, использующих песенный фольклор, наглядно показывает нам, в каких различных формах и состояниях существует сегодня фольклорная песенная традиция. Известно, что одной из актуальных проблем современной фольклористики является выявление стилей народной музыкальной культуры. Однако музыкальный стиль определяется не только характером и формами бытования, но манерой пения, диалектными особенностями, специфическими исполнительскими приемами.
В музыкальной фольклористике под фольклором обычно понимается единство двух сторон: исторически сложившейся художественной традиции, выступающей в форме суммы конкретных фольклорных произведений (а для исследователя в конечном итоге – суммы музыкально-поэтических текстов), и соответствующей этой традиции бытовой сферы художественной деятельности.
В настоящее время некоторые деятели культуры, чаще всего практики, под фольклором начинают подразумевать любое его использование, в том числе и отдельных элементов, его разработку и переработку. Такое понимание термина для нас неприемлемо. В нашей работе под понятием «фольклор» будет иметься в виду именно музыкально-поэтическая традиция, возникшая и еще существующая в народном быту, но сегодня практически уже перешагнувшая за бытовые рамки.
Музыкально-поэтическая традиция в песенном фольклоре, рассматриваемая в целом, представляет собой особый художественный стиль. Этот стиль в песенном фольклоре можно определить, как систему художественного мышления с устойчивыми нормами музыкально-поэтического языка и определенными законами его использования в музыкальном исполнительстве. При этом художественный стиль в фольклоре конкретно проявляется всегда как местный песенный стиль, локально ограниченный определенными географическими рамками.
Таким образом, фольклор для нас – это особый целостный художественный стиль, исторически сложившийся в данной местности. Так определяемый нами стиль будет называться фольклором независимо от того, в какой из трех сфер художественной деятельности он функционирует, а точнее, независимо от того, где и кем он исполняется.
Попытаемся определить основные черты, присущие любому фольклорному коллективу любого местного стиля. Функционирование фольклорного коллектива предполагает ответы на вопросы, что и каким способом в нем исполняется, – назовем это содержанием его деятельности; кто является исполнителями – назовем это его составом; где и каким образом функционирует коллектив – обозначим это как ситуацию его художественной деятельности.
В понятие содержания деятельности фольклорного коллектива мы включаем используемый им традиционный репертуар данного местного стиля. Репертуар является источником информации о нормах музыкально-поэтического языка: ритмоструктуры, лада и мелодики, а также в своей совокупности – формой проявления местной жанровой системы. В блок содержания попадает и способ исполнения репертуара.
В способе исполнения традиционного репертуара важно отметить три компонента: многоголосную фактуру, характер звукоизвлечения и форму мелодической импровизации (мелодического варьирования).
Вопросы содержания деятельности фольклорного коллектива схематически представлены на рис. 1.
Состав коллектива – это и количество его участников (ансамбль или хор), и их возраст, а также социальная характеристика исполнителей. Для характеристики состава исполнителей важно установить совпадение либо несовпадение их местожительства с географическим ареалом распространения местного песенного стиля, что обычно связано с делением на коллективы сельского или городского происхождения.
Отношение к местному традиционному песенному фольклору будет, по-видимому, качественно различаться у сельского и городского жителя. Круг вопросов, относящихся к составу коллектива, представлен в виде схемы на рис. 2.
Под ситуацией художественной деятельности коллектива подразумеваются условия его бытования и функционирования, связанные либо с несценическим, бытовым исполнением песни, либо с ее исполнением на сцене, эстраде, когда артисты сознательно противопоставляют себя слушателям. Важное значение для условий функционирования фольклорного коллектива имеет статус его участников – как профессионалов или как исполнителей, для которых пение не является профессией. Весьма существенно разделение условий исполнения фольклорных текстов на традиционные (функционирование бытовых коллективов в фольклорной сфере) и нетрадиционные (исполнение фольклора в самодеятельных и профессиональных коллективах).
К ситуации функционирования фольклорного коллектива мы относим и собственно способы организации его творческой деятельности – форму художественно-творческого руководства, и методику обучения участников коллектива. Весь этот круг вопросов схематически изображен на рис. 3.
Рассмотренная структура фольклорных коллективов позволяет разделить их на две группы: традиционные и нетрадиционные. Для нас особенно важны определение и характеристика традиционного фольклорного коллектива. Такой коллектив по содержанию своей художественно-творческой деятельности принадлежит к определенному местному стилю, состоит из жителей данного села – мастеров народного пения и функционирует в локально ограниченных ситуациях традиционного сельского быта. Коллектив, не соответствующий этому определению по характеристикам состава и ситуации функционирования, мы будем называть нетрадиционным.
Традиционный фольклорный коллектив характеризуется следующими основными чертами:
1) практически весь его песенный репертуар относится к местному стилю;
2) песни исполняются в музыкальной фактуре местного стиля;
3) манера звукоизвлечения всех исполнителей относится к местной традиции;
4) большинство исполнителей обладает мастерством мелодического варьирования;
5) коллектив состоит из ансамбля солистов, в его основном составе не более 10–12 человек;
6) возраст большинства участников – свыше 35–40 лет;
7) все исполнители живут в сельской местности, где исторически сложилась устойчивая стилевая песенная традиция;
8) основная форма бытования песенного репертуара у исполнителей связана с их практической, несценической деятельностью;
9) пение не является профессией исполнителей;
10) исполнители и слушатели принадлежат к одной песенной традиции;
11) у коллектива нет специально прикрепленного художественного руководителя;
12) исполнители с детства знакомы с местной песенной культурой, и процесс обучения этой культуре у них проходит неосознанно, в устных формах передачи, без специально разработанной методики.
Фольклорный коллектив, особенно в своем традиционном виде, является чрезвычайно многогранным объектом. Рассматривая в этом объекте, с одной стороны, всю сумму фольклорных произведений, исполняющихся коллективом, с другой – всю группу фольклорных коллективов, являющихся носителями данного песенного стиля, мы можем выделить иерархию уровней анализа отдельно для фольклора и отдельно для коллектива. В разных стилях такая иерархия будет варьироваться, но не по существу, а в деталях. В данном случае она строится нами в расчете на песенный стиль донских казаков. В данной работе иерархия уровней анализа фольклора понадобится нам прежде всего для осознанного и четкого описания музыкально-поэтических признаков донского песенного стиля.
Уровень анализа традиционного фольклора донских казаков (рис.4)
Жанр
I II III IV V
Таким образом, нужно найти способы сохранения национальной фольклорной песенной традиции как целостной системы (или подсистемы) в современной социокультуре – вот основная практическая проблема возможного эмпирического исследования сегодняшней музыкально-фольклорной практики.
О сохранении песенной традиции как целостной динамичной художественной системы, функционирующей в исполнительской практике, можно говорить в том случае, если в исследуемом фольклорном коллективе присутствуют такие компоненты стиля, как определенные нормы музыкально-поэтического языка, проявляющиеся в местном репертуаре традиционная многоголосная фактура, звукоизвлечение местной традиции, мелодическая импровизация и принцип ансамблевого пения.
Специфика музыкально-поэтического вокального языка и системы жанров донского казачьего фольклора определяется сохранившейся здесь русской мужской воинской песенной традицией. Следует различать мужскую песенную традицию, возникшую у казаков-воинов, и конкретное функционирование этой традиции в казачьем фольклоре не только в мужских песенных ансамблях, но и в смешанных или даже целиком состоящих из женщин. Для измерения и анализа первого типологического признака в репертуаре казачьих фольклорных коллективов необходимо прежде всего фиксировать ведущий жанр мужской песенной традиции – протяжную песню, отмечая ее казачью, донскую тематику, характерную ритмоструктуру с широко распетым песенным стихом, широкообъемный ладовый звукоряд и ладовую переменность в напеве, а также развитую внутрислоговую и межслоговую мелодику. Наше исходное требование к выборке данного произведения для анализа – его бытование, в прошлом или настоящем, в традиционном фольклоре донских казаков.
В песенном фольклоре многоголосная фактура играет особенно важную роль – ведь именно через нее и только в ней проявляется музыкальный язык с его ритмикой, ладом, мелодикой; многоголосное строение песни взаимосвязано и с характером звукоизвлечения, и с формами мелодического варьирования. Поэтому сохранение традиционной вокальной фактуры – одно из основных условий сохранения традиционного способа исполнительства в целом.
Мужская воинская песенная традиция, сохранившаяся у нас в ЛНР, определяет и специфику местной многоголосной фактуры. Эта специфика ярче всего проявляется в жанре протяжной песни. Координация голосовых партий у донских казаков основана на функционально контрастном противопоставлении группы нижних ведущих голосов (по местной донской терминологии – партии «басов») верхнему, чаще всего солирующему подголоску (по местной терминологии – «дисканту», «дишканту», «голоснику»). Особое значение подголоска-дисканта для донского многоголосия подметил еще в экспедиции 1902–1903 гг. крупнейший знаток и исследователь донского казачьего фольклора А. М. Листопадов: «Подголосок в казачьем хоре играет довольно важную роль: это, можно сказать, душа песни. Без него песня кажется не полною, как бы хорошо ни исполняли ее другие голоса… Его сопровождение дает песне широту и свободный размах…». Дискант различными способами противопоставляет себя басовому «пласту», и прежде всего – контрастом регистра и вокального тембра в сочетании с ритмическим, мелодическим, ладовым. Верхний подголосок, выделяясь на фоне ансамбля, нередко использует прием песня без слов, вокализируя на одних гласных, импровизационно чередуемых: «а-о-э-е…». На Дону сегодня еще сохранилась вокальная интонация и яркость казачьего пения.
Показателем сохранности звукоизвлечения у донских казаков является яркость звучания солирующего подголоска, его способность «покрыть», «превысить» все остальные голоса, в динамическом и тональном отношении быть лидером всего песенного коллектива.
Звукоизвлечение – один из самых сложных приёмов для овладения в исполнительской практике. Но он в то же время является и ключевым. Владение традиционным звукоизвлечением сильнее других факторов способствует сохранению традиционной фактуры. Как правило, угасание традиции начинается именно с потери яркой вокальной интонации. Однако, часто можно встретить и такой случай: отличный по своим природным вокальным данным «донской» голос при почти полном незнании традиционного казачьего репертуара (у молодых исполнителей).
Мелодическая импровизация существенно характеризует коллектив. Умение исполнителя импровизировать во многом определяет степень его мастерства. Мелодическая импровизация – это такой способ исполнения, который наиболее ярко указывает на полнокровную жизнь местного песенного стиля. Такое импровизационное исполнение местных песен невозможно без традиционного звукоизвлечения и традиционной многоголосной фактуры. Мелодическое варьирование в донской традиции свойственно всем без исключения голосовым партиям многоголосия, но особенно органично оно связано с верхним солирующим подголоском. Мелодическая импровизация дисканта, или «голосника», в разных строфах протяжной донской песни – верный показатель сохранения четвертого признака в донском стиле.
Во многих отношениях ансамблевость фольклорного коллектива можно отнести к показателям сохранения песенной традиции. Как нам представляется, признак ансамблевости определяет возможность мелодической импровизации, характер звука и фактуры и даже возможность исполнения определенных песенных жанров.
Для донского стиля принцип ансамблевости, безусловно, является очень важным показателем сохранения традиции. Донская протяжная песня чаще и лучше исполняется в ансамблях мастеров-песенников от трех до семи-восьми человек. Суммируя все пять показателей сохранения песенной традиции применительно к донскому казачьему стилю, можно сформулировать гипотезу о сохранении в коллективе песенного фольклора данного местного стиля.
Традиция донского казачьего пения будет жива при условии, если в репертуаре ведущим жанром является импровизационно варьируемая от строфы к строфе всеми участниками ансамбля, яркая, громкая по звучанию, с контрастом в многоголосной фактуре между партиями нижних, ведущих голосов и верхним солирующим подголоском казачья донская протяжная песня, музыкально-поэтический вокальный язык которой определяют ритмоструктура широко распетого песенного стиха, широкообъемный ладовый звукоряд и развитая мелодика.
Для творческого роста традиционных фольклорных коллективов у нас в ЛНР трудно переоценить значение реальных контактов исполнителей внутри одной местной песенной школы, особенно если они носят регулярный характер. Термин «школа» для характеристики этого уровня общения коллективов был выбран не случайно: обмен опытом в рамках школы нами приравнивался по сути к школе обучения песенной традиции. Возможно, что именно нарушение механизма регулярного общения коллективов на этом уровне и привело к нарушению механизма сохранения песенной традиции в целом.
Выяснение различных методик сознательного овладения песенным стилем требует информации о качестве и количестве репетиций, об источниках репертуара, но особенно – о научной и художественной компетенции руководителя коллектива.
Таким образом, функционирование фольклорных коллективов в ЛНР предполагает ансамблевое (от трех до восьми человек) пение, как правило, пожилых мастеров, местных жителей данного хутора или станицы, давно и близко знакомых друг с другом, знатоков бытующей в их местности песенной фольклорной традиции; пение, с необходимой частотой и регулярностью происходящее в бытовых, несценических условиях – в поле, на улице, в хате, когда художественная деятельность участников не выделена в профессию, а музыкально-поэтический язык является единым и понятным как для исполнителей, так и для слушателей; при этом подлинным руководителем, художественным лидером коллектива является его непосредственный участник – исполнитель, лучший песенник, как правило, запевала, а процесс обучения всех участников, ведущийся беспрерывно, не выделен в особую процедуру, он слит с процессом художественного исполнения, творческий же рост коллектива особенно эффективно происходит в русле песенных контактов различных фольклорных ансамблей одной песенной школы.
Итак, перечень типологических признаков представляют:
1) музыкальный язык традиционного местного стиля, проявляющийся в репертуаре коллектива;
2) многоголосная музыкальная фактура;
3) звукоизвлечение;
4) система мелодического варьирования;
5) количественный состав участников;
6) возраст участников;
7) социальная характеристика участников;
8) форма бытования песенного репертуара в коллективе;
9) форма занятий искусством (профессиональный статус);
10) ситуация взаимоотношений исполнителей и слушателей;
11) способ организации (руководства) творческой работы в коллективе;
12) способ обучения участников.
К сожалению, как у нас так и на Дону наблюдаемый процесс угасания – забвения и трансформации – фольклорной песенной традиции и нарушения механизма ее функционирования идет буквально по всем двенадцати выделенным признакам: все реже звучит протяжная казачья песня, причем из репертуара уходят, забываются прежде всего ее классические, высокохудожественные образцы, интересные по ритмоструктуре, мелодике, ладовому строению; трансформируется многоголосная фактура, все меньше становится мастеров, солирующих верхний подголосок, дискант теряет яркость звука и присущую этой голосовой партии мелодическую импровизационность; нередко происходит неестественное количественное расширение состава участников одного коллектива, затрудняющее их личностное общение, творческий контакт во время пения; возникают коллективы, целиком состоящие из молодежи, слабо обученные и мало разбирающиеся в специфике местной традиции; нередко в городах и новых поселках создаются коллективы из людей, выросших в местностях с сильно различающимися песенными традициями; возникают профессиональные и самодеятельные донские фольклорные коллективы, которые приспосабливают традиционный репертуар к исполнению со сцены, при этом значительно его трансформируя: бытовые ансамбли все реже собираются на свои «спевки» и постепенно утрачивают мастерство; нерегулярность выступлений фольклорных коллективов приводит к нарушению контактов между исполнителями и слушателями и ослаблению их взаимопонимания; принципы организации и обучения традиционных фольклорных коллективов забываются, а руководители новых, нетрадиционных коллективов, как правило, некомпетентны в знании местной песенной традиции и не владеют методикой обучения фольклорному исполнительству.
Однако, согласно нашей основной позиции, представляется возможным сохранить песенный стиль донской казачьей традиции (признаки 1–5) и в нетрадиционный условиях, воздействуя на механизм функционирования фольклорных коллективов и подойти к её изучению, а именно механизма взаимосвязей признаков содержания художественной деятельности фольклорного коллектива с признаками его состава и ситуации функционирования, анализируемых на соответствующих уровнях выбранного объекта с целью найти способ сохранения песенной исполнительской фольклорной традиции.
Понять механизм передачи традиции и уяснить тот момент, где этот механизм на данном этапе работает или не срабатывает. Одно из средств изучения таких механизмов – это построение типологии. Кроме того, описанная система дифференцирующих признаков фактически представляет собой переменные, по которым можно оценивать состояние любого фольклорного коллектива.
Важный момент народного пения существует в сфере особого музыкального мышления народных певцов («пою, как говорю») и, значит, не может достигаться механическим путем. Мысль, выражающаяся в слове, дает сигнал к действию – к пению, в свою очередь выражающемуся в певческом звуке. Как известно, народное пение опирается на звуковой строй общерусского языка.
В исполнительской манере каждого народа, есть нечто существенное, специфическое, не переводимое в иной исполнительский стиль. Больше того, манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции, а потому признаком не только образным, но и этническим. Эта характерность выражается, прежде всего, через русскую (музыкальную) речь, особенности ее фонетики.
Список литературы:
Кабанов А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. Тр. 88. М.: НИИК, 1980. С. 80–106.
Дорохова Е.А. Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.
Материалы научно-практической конференции Краснодар, 29-30 ноября 2011 г. Традиционная народная культура и современность: проблемы сохранения и возвращения в жизнь
Браз С. Формирование репертуара в городском фольклорном коллективе, г.Москва, 1980г.
Попкова В. «Методы певческого воспитания в народном хоре и фольклорном ансамбле»
Теремова Т.И. Сборники фольклорно-этнографических экспедиций Луганщины
Никитенко О.Г. Традиционная казачья песня и работа над ней: Методические рекомендации
Потамошнева Наталья Алексеевна