Сохранение здоровья детей в условиях ДОУ.
не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания»
В.А. СухомлиНСКИй
Тема сохранения здоровья человека активно обсуждается в обществе. Больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых закладывается в детстве. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течение года более 4-х раз. Только 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим, наиболее актуальной является проблема сохранения и повышения здоровья детей дошкольного возраста.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные к нему требования. Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильные боли, дарований, природных способностей. Выделяют следующие критерии здоровья:
Физическое здоровье уровень физического развития, группа здоровья, резистентность (кратность заболеваний в течение года), показатели двигательной активности, заболеваемость. К критериям психического здоровья относятся уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка), уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое), опосредованное запоминание, наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация. К социальному здоровью самообслуживание, коммуникативные связи, уровень валеологических знаний и умений.
В дошкольном детстве закладываются и формируются основы его телесного и духовного здоровья.
В своей работе я использую следующие принципы оздоровительно-развивающей работы с детьми.
1. Развитие творческого воображения.
Развитие воображения - необходимое внутренние условие при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы ее эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой. По мере этого можно добавиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда распространенных заболеваний (энуреза, диатеза, ОРЗ, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта) в подержании общего психофизического благополучия детей.
Например;
-психогимнастика (любое физическое движение в психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединятся деятельность психических функций – мышление, эмоции и движении );
-организация особых оздоровительных моментов и процедур (полоскание горла отравами трав или холодной водой более эффективно когда в игре дети предварительно «энергетически обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья).
2. Формирование осмысленной моторики.
Выдающийся ученый А.В.Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
Поэтому, я считаю, что постановки осанки у ребёнка должно предшествовать формирование его ориентировки в пространстве как выразительной характеристики положения тела. Делаю это с помощью специальных игровых упражнений: «Скульптор и глина», «Стоп-кадр»- имитация фотографических изображений; «Собака на заборе», «Пассажир в чемодане»- имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз – «перевертышей». Осмысленная моторика лежит и в основе навыков рационального дыхания. Упражнение на дыхание: «Рисование» дыхания в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций («Паровозик», «Океанский лайнер»).
Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами» (например, с руками – погладь, похвали, они могут научить тебя так здорово.. )
Создание и закрепление целостного познавательного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности происходит благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы. Например, игра с элементами массажа («Лепим умелую и уверенную руку»). Определенные участки тела становятся тела становится своего рода психосоматическими «голограммами» - массируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию закрепляю в ситуациях с «живыми горчичниками», когда дети прикладывают свои ладошки к больным местам товарища, желая ему помочь; массаж друг другу.
Для сохранения и укрепления здоровья детей в группе создаю условия, способствующие физическому развитию детей:
- функционирует уголок по физической культуре;
- ведутся листы здоровья с полными антропометрическими данными детей, размером рекомендуемой мебели;
- размещены комнатные фитонцидные растения, рекомендованные для пребывания детей в ДОУ:
Для повышения уровня физического здоровья детей использую различные формы организации оздоровительной работы: ежедневные прогулки, утренняя гимнастика, физкультминутки, двигательные разминки во время перерыва между занятиями, пальчиковая гимнастика, гимнастика после дневного сна и ходьба по массажным дорожкам,занятия по физической культуре, гимнастика для глаз (по Аветисову), игровой оздоровительный час.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются и их ориентацию на здоровый образ жизни. Я провожу работу с родителями направленную на: пропаганду здорового образа жизни, воспитание культуры семьи, формирование у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепление здоровья, как детей, так и взрослых.
В результате системной работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников значительно повысился уровень двигательной активности детей. Дети стали проявлять стойкий интерес к физическим упражнениями, стали самостоятельно применять освоенные упражнения в самостоятельной деятельности, появилось желание заботиться о своём здоровье, более осознанно относиться к режимным моментам и физическим упражнениям и своему здоровью.
.