12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия Сергеевна Маметьева7285
Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм". Диплом "Дошкольная педагогика и психология". Диплом "Педагог-организатор".
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Воспитателям в помощь)»

Доклад на тему:

«Квест-технология как инновационная форма взаимодействия с родителями»


Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия.

В соответствии с п.3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

В своей работе с родителями выделяем следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.


С внедрением ФГОС в систему образования, в деятельность дошкольных учреждений плотной группой вошли инновационные технологии, помогающие развивать детскую инициативу, творчество, любознательность, самостоятельность.

Что такое инновационные технологии? Это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Какие инновационные технологии мы применяем в своей работе:

здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника;

• игровая технология и др.

В свете федерального государственного образовательного стандарта личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. Таким образом, игровые технологии являются основой всего дошкольного образования.

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Наиболее полно реализовать поставленные задачи возможно при использовании инновационных форм работы с родителями, одной из которых являются квест-технологии, в ходе которых родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками педагогического процесса. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей, что обеспечивает построение взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию.

«Quest» по-английски означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать».

Изначально, это один из основных жанров компьютерных игр, в которых, чтобы продвинуться по сюжету с одного уровня на другой, игроку необходимо решать умственные задачи. Сюжет игры может быть предопределённым или со множеством исходов, которые зависят от действий игрока.

Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучения, с помощью которой участники полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В ДОУ проведение квестов реализует следующие задачи:

- образовательную – вовлечение участников игры в активную, творческую деятельность;

- развивающую – активизация интереса, творческих способностей, поисковой активности, стремления к самосовершенствованию;

- воспитательную – формирование персональной ответственности за полученный результат, навыков взаимодействия с участниками игры, доброжелательность, взаимопомощь, толерантность.

Как же проводится квест? Игра происходит следующим образом. Если участников (детей и их родителей) достаточно много, их можно поделить на команды, которые будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. Когда участников мало, им следует выполнять миссии по парам, сохраняя соревновательную нотку. А можно объединить всех в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели.

Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выдаваться последовательно. Следующее испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего. Штурмовой квест предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, физические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных. Кольцевой формат отличается от линейного тем, что стартовая точка для команд будет для них и финишной.

Квесты можно проводить как на открытом воздухе, задействуя территорию прогулочных площадок детского сада, так и в самом здании детского сада, используя музыкальный, физкультурный зал, групповые комнаты и т.д.

Сценарии квестов могут быть разнообразны, но в каждом из них должна быть легенда, на основе которой и развивается игра. Воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей.

Квест – игра включает следующие принципы:

  1. доступность;
  2. системность;
  3. динамичность;/data/files/l1573993508.mp3 (песня "Служить России")
  4. эмоциональная окрашенность заданий;
  5. сочетание разных видов деятельности;
  6. наличие конкретного результата (ФГОС ДО);
  7. сотрудничество, а не наставничество;
  8. доброжелательный стиль общения всех участников (педагогов, родителей, детей);
  9. индивидуальный подход.

В нашей группе «Ягодки» мы стараемся находить всё новые и интересные подходы в работе с родителями. Одним из ярких и запоминающихся мероприятий в работе с родителями стал детско-родительский квест «Тропа к генералу», посвящённый дню защитника Отечества.

Ребята группы были разделены на две команды: морпехи и десантники, и экипированы элементами соответствующей формы одежды. Маршрут игры-квеста кольцевой, то есть начало и конец расположены в одной точке – групповом помещении подготовительной группы. Все пункты, которые необходимо пройти, расположены на 1 и 2 этаже детского сада, подписаны и оснащены необходимым инвентарём. Команды начинают своё движение одновременно из одной точки «Штаба Армии», но двигаются в противоположных направлениях, пересекаясь в выполнении задания только на полосе препятствий «Армейские учения», и затем встречаются в конечной точке. За прохождение каждого этапа команда получает очередное воинское звание и соответствующие погоны.

Схема прохождения маршрута

МОРПЕХИ: Штаб Армии (гр. №8) – через раздевалку по следам выходят к музыкальному залу – Шифровка из штаба (муз. зал) – Теоретическая подготовка (лестница на 1-й этаж) – Переправа (коридор от гр. №1 до гр. №3) – Армейские учения (зимний сад от крыла А до крыла Б) – Тир (спортзал) – Госпиталь (под лестницей крала Б) – Привал (зимний сад у запасного выхода крыла Б) – Теоретическая подготовка (лестница на 2-й этаж у крыла Б) – Наряд по столовой (2-й пролёт на балконе) – Штаб Армии (гр. №8)

ДЕСАНТНИКИ: Штаб Армии (гр. №8) – через спальню по следам выходят на балкон – Наряд по столовой (2-й пролёт на балконе) – Теоретическая подготовка (лестница на 1-й этаж у крыла Б ) – Привал (зимний сад у запасного выхода крыла Б) – Тир (спортзал) – Госпиталь (под лестницей крала Б) – Армейские учения (зимний сад от крыла А до крыла Б) – Переправа (коридор от гр. №3 до гр. №1) – Теоретическая подготовка (лестница на 2-й этаж) – Шифровка из штаба (муз. зал) – Штаб Армии (гр. №8)

В ходе игры, отгадав шифровку из штаба, команды находят ключи. При возвращении в Штаб Армии, выясняется, что генеральские погоны находятся внутри чемодана. И теперь, победителем станет тот, кто откроет его первым. Ребята пытаются открыть замки, но в процессе выясняется, что чемодан можно открыть только сообща (чемодан закрыт на два разных замка, к которым нужны оба найденные ключа). Чемодан открыт, внутри генеральские погоны на каждого участника.

Вместе игроки приходят к выводу, что без дружеской помощи, без слаженной совместной работы невозможно одержать победу. Погоны и звание генерала детсадовской армии получают все игроки.

Участие в квест-игре дало возможность родителям испытать забытое чувство игры, задора. Игра закончилась, а дети не могли сдержать эмоций! Радость, восторг, гордость, здоровый азарт – все это было на их лицах. Такие же чувства испытывали педагоги-организаторы, родители и гости мероприятия.

Таким образом, квесты могут помочь нам активизировать и родителей, и детей. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.

Как показывает практика, совместная деятельность служит развитию интереса родителей к вопросам воспитания детей. Теперь родители не просто наблюдатели, а активные участники любых мероприятий.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!


Список литературы

Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.

Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.

Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.


Квест работа с родителями
PPTX / 15.77 Мб


 
Опубликовано в группе «Воспитателям в помощь)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.