12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баранова Светлана Владимировна375
Россия, Челябинская обл., с. Агаповка

Статья по теме «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

В современном мире исход любого дела во многом зависит от мотивации человека на его результат. Чем она выше, тем лучше получится итог. Мотивы деятельности бывают разными. Так что же такое «мотив и «мотивация»? Чем они отличаются друг от друга?

Мотив – это «искусственно созданное желание» человека по достижению чего-либо.

Мотивация – это сложный, многоуровневый психологический процесс, побуждающий и направляющий деятельность по достижению желаемой цели.

Можно сделать вывод, что «мотив» и «мотивация» являются частями психологии, но при этом мотив выступает составляющей мотивации.

В настоящее время, когда дети имеют неограниченный доступ к информационным ресурсам, хорошо знают свои права, возникает проблема их мотивации на учебную деятельность.

В основной и средней школах эта проблема усиливается еще и за счет смены приоритетов у подростков. На первый план у них выходит социальное утверждение среди сверстников. Поэтому в начальной школе проще сохранять мотивацию учеников на высоком уровне в процессе обучения, чем в старшей школе.

Для формирования и поддержания мотивации учащихся необходимы разные способы работы:

- интересная подача изучаемого материала;

- возможность его самостоятельного изучения и представления учениками в разных формах;

- установление доброжелательного контакта между учителем и обучающимися.

Наверняка у каждого человека есть воспоминания об учителе, к которому он не хотел идти на урок. Причиной этому могло быть и непонравившееся высказывание учителя в адрес ученика, и монотонное изложение преподаваемого материала, и нежелание некоторых учителей считаться со мнением учеников. Все это ведет к снижению мотивации, а значит и к нежеланию ученика работать на уроке. В итоге получается нежелательный результат как для ученика, так и для учителя. Нежелание договориться и действовать сообща напоминает басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Чтобы этого не произошло, нужно следовать народной мудрости «нужно не только слушать, но и слышать». Если научиться понимать мотивы деятельности учащихся, то станет легче ими управлять. Кто-то хочет хорошо учиться для получения престижной профессии; кто-то чтобы не огорчать родителей плохими отметками; кто-то же, напротив, относится к учебе с равнодушием. Через создание комфортной психологической обстановки на уроке можно постараться привлечь к учебной деятельности всех учащихся.

В случае снижения мотивации к обучению необходимо постараться выявить причины произошедшего и попытаться их устранить или хотя бы минимизировать.

В своей теории Л.И. Божович утверждает, что «проблемы становления личности исходит из проблемы становления социальных … и нравственных … мотивов поведения человека». Отсюда получается, что проблема формирования мотивации затрагивает не только учебную деятельность, но и всю жизнь человека. Обучение учащихся формированию положительной мотивации на успешную деятельность позволит им не бояться действовать на пути по достижению желаемого.

Для создания доброжелательных отношений со своими учащимися я стараюсь не допускать некорректных высказываний в адрес учеников как со стороны учителя, так и со стороны других учащихся. В такой обстановке ученики чувствуют себя спокойнее и увереннее. Если же замечаю, что кто-то из обучающихся разговаривает на уроке или чем-то отвлекся, то останавливаю урок. Возникает так называемая «театральная пауза». Сначала ребята не понимали ее причины, но в последствие они стали самостоятельно выявлять нарушителя дисциплины и делать ему замечание. Такой способ подстегивает учащихся не заострять на себе внимания окружающих.

Кроме создания доверительных отношений немаловажную роль в формировании учебной мотивации играет и способ изложения преподаваемого материала. Монотонность, однообразность ухудшают мотивацию обучающихся. Поэтому стараюсь использовать разнообразные методы работы с учебным материалом. Одним из моих любимых методов является кроссенс.

Согласно исследований С. Федина и В. Бусленко «кроссенс – это пересечение смыслов». Это цепочка взаимосвязанных картинок, помещенных в поле 3х3. Его особенность заключается не только в наглядности материала, но и в его универсальности. Кроссенс может быть использован на любом этапе урока: этапе мотивации, проверки домашнего задания, изучении нового материала, закреплении изученного, а также рефлексии.

Данный метод позволяет познакомить учащихся с иллюстративным материалом, который запоминается лучше, чем обычный текст, а также научить выявлять причинно-следственные связи. В настоящее время это является необходимостью в связи с наличием подобных заданий в ОГЭ и ЕГЭ. Можно также дать опережающее домашнее задание по отбору картинок по предстоящей теме, и из них ребята составят новый кроссенс на уроке, изучая тему самостоятельно.

Никто не отменял игровые технологии обучения. Хотя с возрастом играть с учащимися становится сложнее. В таком случае использую исторические комиксы. Для этого к предложенным картинкам нужно придумать речь, предварительно изучив предложенный текст или проявив свою фантазию.

Дети помладше любят составлять анимированную карту. На обычную карту прикрепляются изображения животных, полезных ископаемых, сооружений, природно-климатических явлений и т.д. Такой метод позволяет не только познакомить ребят с картой, научиться с ней работать, но и устраняет боязнь публичного выступления. Ведь чем старше становится учащийся, тем скованнее он чувствует себя перед другими людьми.

Многие ребята любят смотреть разнообразные видео. Поэтому на выручку придет видеоролики по заданной тематике. Готовясь к одному из конкурсов, мне довелось собственноручно создать видеосказку об Иване IV Грозном и его детях. Каково же было удивление ребят, когда они услышали знакомый голос, сопровождавший видеоролик.

Несомненно все эти методы работы с материалом требуют больших затрат времени на их создание, но результат не заставит себя долго ждать. Творческий подход к своей работе позволит развить интерес учащихся к предмету, сделает рутинную работу более интересной. Учитель должен удивлять учащихся. Тогда его урок будет иметь успех.

Такой школьный предмет как «история» имеет много сложных и порой неизученных вопросов, на которые нет четкого ответа. Они позволяют учащимся поразмышлять, высказать свою точку зрения по данному вопросу, привести аргументы. Все эти качества также необходимы учащимся для успешной сдачи выпускных экзаменов.

Таким образом, главной задачей учителя по формированию мотивации у обучающихся является проявление собственного творческого подхода к уроку, умение выслушать и принять во внимание иную точку зрения, отличную от своей, при необходимости направить ее в «нужное русло».

В.А. Сухомлинский писал: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов...» Нужно давать им немного свободы и самостоятельности. Это подчеркнет важность каждого учащегося для учителя.

Список использованной литературы:

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.