12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васюткина НН116
Россия, Самарская обл., Кошки
1

Доклад «Исследовательская деятельность, как основной метод развивающего обучения»

Исследовательская деятельность,

как основной метод развивающего обучения .

Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Выготским в 30-е годы XX века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

В 30-е годы XX века господствовали 3 основных подхода к решению этого вопроса: Фрейд и Пиаже, Джеймс и Торндайк, Коффка

Выготский не согласился ни с одной из этих теорий. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. С его точки зрения, обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными.

Современная педагогическая наука и практика располагают 4 основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Занкова (дидактическая система для начальной школы), Эльконина и Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), Библера (развивающая система «Диалога культур») и Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Цель исследовательского метода заключается в создании ситуации открытия или изобретения учеником. У школьника должна начаться активная мыслительноя деятельность.

Выделяют основные этапы учебного исследования

Мотивация исследовательской деятельности.

Предъявление учащимся фактов, противоречивой, привлекательной информации, создание проблемной ситуации. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна показать учащимся более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.

Формулирование проблемы.

Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования. В реальной школьной практике такое случается редко: многие школьники не могут самостоятельно определить проблемы; предлагаемые ими формулировки могут быть ошибочными. Необходимо постоянное внимание со стороны учителя.

Сбор, систематизация и анализ фактического материала.

Необходимо предложить учащимся различные методы решения задач исследования. Оказать помощьв анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных в формулировке собственного взгляда на проблему. Рассмотреть различные подходы, схемы, шаблоны для обобщения информации и фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.


 

Выдвижение гипотез. Важно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Если результаты испытаний совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

Доказательство или опровержение гипотез получивших ранее подтверждений; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки


 

При постановке проблемы важно на этапе выбора темы учесть несколько основных правил.

Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. Лучше всего, если ученик сам столкнется с этой проблемой.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Если работа затягивается, то интерес ребенка постепенно угосает.

Тема должна быть доступной, знаний и умений ученика должно быть достаточно для работой над темой.

Сочетание желаний и возможностей ребенка.

С выбором темы не стоит затягивать, так как интересы детей быстро переключаются.

Исследовательская работа может быть представлена в разнообразными видами, такими как:

Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.

Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Проект- творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата.

И различными другими.

На разных ступенях образования преследуются различные цели исследовательской деятельности.

Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых, об истории математических открытий, написание математических сказок, составление математических кроссвордов и т.д.

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. В этом возрасте ученики более самостоятельные, учитель лишь отслеживает выполнение работы на каждом этапе проекта.

В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе. Учитель лишь предлагает, рекомендует способы и методы для использования в работе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.