Статья «Формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста – основное условие их успешного обучения на логопедических занятиях»

4
0
Материал опубликован 16 March 2017

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №81 г. ИРКУТСК


Статья

«Формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста – основное условие их успешного обучения на логопедических занятиях».


Выполнила: Почукаева

Ольга Олеговна

Учитель-логопед


 Иркутск, 2016

Логопед в детском саду на своих занятиях часто встречаются с проблемой нежелания ребенка выполнять задания. Дети - логопаты дошкольного возраста чаще не осознают своего речевого дефекта, родители чаще понимают сказанное своим ребенком, не исправляя и не объясняя необходимость этих занятий.

Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не понимает необходимость важных и трудных логопедических занятий.

Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.

На подготовительном этапе работы, на этапе диагностики я считаю необходимым начать свою работу с проведения беседы - опроса детей и их родителей. Детям задаю четыре вопроса:

Для чего нужно учиться правильно говорить?

Что нужно делать, чтоб научиться красиво и правильно говорить?

Ты готов(а) трудиться и идти к поставленной цели?

Готов(а) ли заниматься дома?

Эти вопросы задаю индивидуально, чтобы исключить повторения ответов, как по образцу. Чтобы ответы были честны и обоснованы. Ответы бывают и неожиданными.

Родители играют большую роль в формировании интереса к логопедическим занятиям. Для детей занятия дома с родителями по заданию логопеда в большинстве случаев являются сложными, организовать необходимо и детей и родителей. Как это сделать? Прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, нужно выслушать родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание?

Начиная работу с родителями, считаю нужным объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка, продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, убедить родителей и ребенка в успехе занятий при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке, предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут.

Детям старшего дошкольного возраста, готовящихся к школе, очень нравится «школьная» атмосфера на занятиях. Для индивидуальной работы на каждого ребенка заводится папка, постепенно наполняемая заданиями.


 


 


 

Вместо рабочих тетрадей мои дети занимаются по рабочим папкам. Как и в тетради, листы, пополняющие папку, датируются, что позволяет отследить динамику логопеду и родителям. В данной папке ведутся все занятия. На первой странице находится артикуляционная гимнастика общая. Задания на звукопостановку, лексический материал на автоматизацию, дифференциацию; прописи по программе Гомзяк; задания на формирование фонематического слуха; домашние задания по каждой лексической теме. Данная система кажется мне наиболее удобной. Родители забирают папку на выходные, они могут закрепить произношение, сделать домашнее задание по лексической теме, по обучению грамоте. Это мотивирует родителей, обязывая и детей на выполнение домашней работы.

Дополнительная работа ведется с родителями, один день в неделю родители могут обратиться с любым вопросом по развитию речи своего ребенка, получить консультацию по выполнению домашнего задания.

Стараюсь систематически проводить открытые логопедические занятия для родителей, чтобы родители увидели методики, суть заданий. Применили некоторые моменты дома, закрепляя результат.

Дети даже старшего дошкольного возраста больше любят игровые моменты на занятиях. Приходящие в гости игрушки. К нам на занятия приходят Грамматейка и Незнайка. Мишки Умка и Весельчак. Медвежонок Умка проверяет знания наших ребят, а с Весельчаком мы изучаем новый материал, закрепляем знания, обучая медвежонка. Дети помогают научиться змейке «шипеть», комарику « звенеть», жучкам « жужжать». Отправляясь в путешествия с героями наших занятий, мы попадаем в трудные ситуации, дети находят выход из них. Качаем колеса, заливаем бензин, заводим мотор и т. д.

На наших занятиях мы часто используем театрализованную деятельность. Перевоплощаясь в своих героев, дети открываются, теряют стеснительность, им легче строить диалог, развивать свою речь грамматически.

Дети становятся белыми и бурыми мешками, лошадками и зебрами, которые случайно встретились в зоопарке, беседуя, они узнают, чем они похожи, чем они отличаются.

Сказкотерапия помогает детям раскрепоститься, заинтересоваться темой. Сказки помогают детям адаптироваться, лучше понять новый материал. На сказочном материале ведется огромная словарная работа, это и словообразование и обобщение, и согласование и т. д.

Наша любимая игра «Почемушка и Потомушка». Ее мы используем почти на каждом занятии по изучению новой лексической темы. Дети уже отлично знают, что «Почемушка» задает вопросы, а его дружок «Потомушка» отвечает на них, начиная с его любимого слова « Потому». Данная игра учит детей строить развернутые сложные предложения.

В конце каждого занятия детей ждет призовой или сюрпризный момент. Абсолютно для каждого ребенка важна оценка и похвала. На обложке рабочей папки мы ведем, так называемый, дневник успехов. Оценки дети получают в виде наклеек для поощрения (смайлики, машинки, звездочки, пятерочки и т.д.). Для родителей это тоже важно, они видят работу своих детей, стимулируют их на старание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.