Выбинар «Положительная мотивация учения — основное условие успешного обучения» (6–11 класс)

10
2
Материал опубликован 7 October 2019 в группе

«Положительная мотивация учения – основное условие успешного обучения»

учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4

Ковалева Галина Валентиновна


В ходе своей педагогической деятельности, из личного опыта работы, мною было замечено,  что большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету не всегда глубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие.

(СЛАЙД 2)

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

Я неоднократно задавалась вопросом, как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя. 

Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Так как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? 

 (СЛАЙД 3) Мотивация-это побуждение к действию.

В ходе работы  над проблемой  выявлены следующие противоречия:

-С одной стороны – отсутствие интереса к географии у отдельных школьников и высокими требованиями программ по предмету;   

-С другой стороны – традиционной системой построения образовательного процесса, которая,  даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна.

(СЛАЙД 4)

Существует такое понятие как « неправильная мотивация».

Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации, он ориентируется не на результат деятельности, а только на отметку или мотивы «избегания неприятностей».

(СЛАЙД 5)

В ходе работы мною неоднократно были прослежены и отработаны этапы формирования мотивации.

1 этап. Возникновение мотивации.

Фиксация мотивов предыдущих достижений

-«Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

Вызов мотивов относительной неудовлетворенности

–« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».

Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность

-«А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию».

(СЛАЙД 6)

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

чередование разных видов деятельности и трудности.

отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.

активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

(СЛАЙД 7)

3 этап. Мотивация завершена.

важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

(СЛАЙД 8)

Наиболее распространенные типы учебной мотивации: хорошая отметка на уроке, подготовка к зачёту или контрольной работе, изучение материала учебника. Однако, мотивация «Проявить и развить свои способности» менее популярна.

(СЛАЙД 9)

Побуждениями к обучению могут быть: жесткий контроль со стороны учителей и родителей,

стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ, использование отметки как инструмента педагогического воздействия. Особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои способности».

(СЛАЙД 10)

Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии я применяю самые разнообразные технологии: проектная деятельность, проблемное обучение, игровая, компьютерные технологии, здоровьесберегающая и др.

В 5- 6 классе чаще всего применяю познавательные проекты. Учащиеся моделируют географические объекты (вулканы, которые извергают лаву, горы со снежными вершинами, природные зоны и др

(СЛАЙД 11)

В 7 классе большая возможность для творческих проектов.

В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов.

В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности».

(СЛАЙД 12)

Подробнее остановлюсь на работе над проектом "Природные зоны в жизни людей"

I этап. Индивидуальные задания.

Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:

(пример) Учение о природных зонах.

II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям.

III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.

IV этап. Презентация проектов

(СЛАЙД 13)

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте).

Общение и взаимопомощь, взаимодополняемость, необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей.

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения.

Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Повышается интерес к предмету, самооценка учащихся участвующих в проектах

(СЛАЙД 14)

Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения. Учащиеся очень любят играть в тематические игры. Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки, являются стимулом для привития интереса к науке. Никогда учащихся не наказывайте плохой оценкой.
Но если урок-игра, как правило, проводится в конце темы, то элементы игры, элементы занимательной географии можно проводить на каждом уроке.
(СЛАЙД 15)

Пример: "Осколки"

1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения. ИЛИ
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
 

ИЛИ
3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение.

 Прием хорош на любом этапе урока и в качестве домашнего задания – составить по теме “осколки” для взаимопроверки.

(СЛАЙД 16) «Поиграем в рифму»

(СЛАЙД 17)

Игры длительного характера. Удачно проводить в процессе изучения темы или закреплении.

Например. «Караул, тонем!»

-Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.

-Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.

-Класс делится на группы специалистов, по направлениям. Группы проработав материал, оглашают свои предложения по данному вопросу.

-Учитель оценивает их правильность.

(СЛАЙД 18)

Преимущества компьютерных технологий.

Уже сейчас можно видеть много положительного при проведении таких уроков. Обучение географии на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний.

(СЛАЙД 19)

Компьютерные технологии, в частности презентации, можно использовать как наглядные пособия.

Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.

(СЛАЙД 20) "Угадай страну по достопримечательностям".

Преимущества компьютерных технологий.

Много положительного при проведении таких уроков. Компьютерные технологии создают условия для эффективного проявления закономерностей мышления, усиливают мотивацию познания.

Компьютерные технологии, в частности презентации я использую как наглядные пособия.

(СЛАЙД 21-22)

Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать географическую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

(СЛАЙД 23-28)

Ученик при составлении или заполнении структурно-логической схемы:

- анализирует изучаемый материал;

- синтезирует его, располагая в схеме или таблице;

- структурирует, обозначая направления стрелок;

- кодирует, обозначая условными знаками и сокращениями. Такая работа тоже повышает мотивацию.

(СЛАЙД 29)

Для повышение мотивации у учащихся применяю карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии.

-обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.

-тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.

-творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, можно с освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.

(СЛАЙД 30)

Домашними заданиями преступно воруется свободное время ребенка усердного. А для неусердного – пустой звук, для совестливого – постоянное психологическое угнетение. Но уж если мы не можем не задать домашнего задания, то нужно сделать так, чтобы оно стало привлекательным для ребенка. Чтобы ученик не боялся наказания и плохой оценки за домашнюю работу, и выполнял его не потому, что “географичка пару вкатит”, а потому что интересно. Если сделал домашнюю работу, молодец! Сделал правильно – получи хорошую дополнительную оценку, сделал неправильно – разберемся. Главное, чтобы ребенок хотел работать. Но одним моральным стимулированием не обойтись. Поэтому несколько приемов относительно домашнего задания.

Три уровня домашнего задания.

Я в начале темы задаю домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.

(СЛАЙД 31)

Закончить свое выступление хочу с притчей. 

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Уважаемые коллеги в наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому ученику было интересно, чтобы дети помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, ощущения, возбуждая чувства и мысли, а так же позволял активизировать интерес ученика к географии или способствовал развитию такого интереса. Стараюсь раскрепостить творческие возможности учащихся.

(СЛАЙД 32)

Спасибо за внимание!



Положительная мотивация учения.
PPT / 3.23 Мб











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за статью, Галина Валентиновна! С Вашего разрешения добавила её в свою копилку!

8 October 2019

Елена Владимировна, спасибо за положительный отзыв! Мне приятно, что статья Вам понравилась!

8 October 2019

Похожие публикации