Доклад на педагогическом совете «Воспитательный потенциал школьных традиций»

16
1
Материал опубликован 22 March 2016 в группе

Слово «традиция» образовано от латинского traditio, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание.

В толковом словаре С. И. Ожегова приведено следующее определение: Традиция: – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

В толковом словаре под редакцией А. П. Евгеньевой дается такое определение: Традиция: – 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.; 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание.

Д. И. Ушаков трактует слово следующим образом: Традиция – 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому, путем предания, устной или литературной передачи. 2. Обычай, укоренившийся порядок.

Все авторы предлагают два значения слова «традиция». Анализируя данные толкования, можно сказать, что каждый из авторов единогласно в первом значении слова ставит акцент на историческом аспекте, то есть на преемственности поколений, а вот второе значение трактуют по-разному. С. И. Ожегов и Д. И. Ушаков считают, что традиция – это обычай, установившийся порядок. А. П. Евгеньева же считает, что традиция – это устная передача сведений. Таким образом, говоря о втором значении слова «традиция», авторы словарей расходятся во мнениях.

Говоря о традициях в школе, не следует разграничивать эти два значения слова. Школьные традиции целесообразнее рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учащихся к другому».

Какие же отличительные черты характеризуют школьные традиции?

Школьные традиции – это, прежде всего такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. По словам И. А. Блинкова «...приобрести традиционный характер явление сможет только в том случае, если оно получит активную поддержку школьников, если они будут беречь и пестовать то, что добровольно на себя приняли не столько по предписанию «сверху», сколько по решению «снизу», по желанию самого коллектива».

Традиционным можно признать только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. «Всякое явление в жизни школы, если оно не просто предусмотрено инструкцией, а вошло в жизнь, опираясь на поддержку коллектива учащихся, и учащиеся гордятся им, если, наконец, оно носит не эпизодический, разовый характер и постепенно приобрело свою определенную, установившуюся форму, может быть отнесено к числу традиций».

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Создание школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях, отмечал А. С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.

Говоря о признаках, которыми характеризуются школьные традиции, нужно отметить также наличие в них определенной, установившейся формы и, как правило, яркой, богатой формы. Если молодая, вновь возникшая традиция на первых порах и не очень привлекательна со стороны формы, то в дальнейшем, с течением времени, она обязательно накопит такие черты, которые обогатят и украсят ее. По мнению, И. А. Блинкова «эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что обычно они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой».

Таковы основные положения, определяющие сущность школьных традиций.

Говоря о значимости и необходимости школьных традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения.

Традиции составляют основу стиля школы – этого, по выражению А. С. Макаренко, самого существенного, самого важного отдела коллективного воспитания. «Стиль, – подчеркивает он, – самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой работы, как цветник».

Стиль учебного заведения, указывает А. С. Макаренко, создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций.

Если внимательно присмотреться к опыту школ, то нетрудно установить любопытную закономерность – школа, в которой жизнь не упорядочена, где деятельность педагогов еще не характеризуется достаточной слаженностью, – там либо вовсе нет никаких традиций, либо их так мало, что они не создают стиля школы, не определяют ее «лица». И, наоборот, хорошая школа обычно богата разнообразными традициями. А. С. Макаренко по этому поводу говорил: «...лучшие школы, которые я наблюдал... это школы, которые накопили традиции». И далее: «Неудача многих детских учреждений, – указывал А. С. Макаренко, – происходила оттого, что у них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции...».

Таким образом, школьные традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля учебного заведения.

Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание… — подчеркивает К. Д. Ушинский, – не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров ...».

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.

Обратимся к классификации школьных традиций И. А. Блинкова. Общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников и т. п.). Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Традиции первичного коллектива (взаимопомощь, доброжелательство, сорадование и сострадание и др.). По словам
И. А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».

Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники и т. п.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А. С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно, повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.

Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.

Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активно влияют на поведение учащихся.

А. С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.

Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.

Малые традиции – как будничные, повседневные дела.

И те, и другие, отмечал А. С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом. Значение «больших» традиций он связывал с положительным влиянием на коллектив, его сплочение. Воспитательный потенциал «малых» традиций, по мнению А. С. Макаренко, заключается в том, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Таким образом, можно сказать, что представленные выше классификации школьных традиций И. А. Блинкова и А. С. Макаренко по своему содержанию не отличаются резко друг от друга. Однако классификация И. А. Блинкова является более дробной (он выделяет четыре типа традиций), а классификация А. С. Макаренко более обобщенной (выделяет всего два типа школьных традиций). Несмотря на это, оба автора единогласно признают огромный воспитательный потенциал школьных традиций и их значимость. Таково мнение известных ученых педагогического мастерства.

2. Дальнейшие пути развития традиций в школе и их использования.

Традиции – не только признак хорошей школы, но и одно из условий улучшения ее учебно-воспитательной деятельности.

Поэтому создание и развитие хороших традиций – важная задача всего школьного коллектива.

Традиции - это апробированный опыт, в них закрепляется то лучшее, что сложилось в предшествующие годы. Это, следовательно, ценнейшее наследие, которое именно тем и замечательно, что может сослужить добрую службу и нашему времени. Но это при условии, если традиции обогащаются, обновляются, то есть развиваются вместе с развитием школы и школьного коллектива.

Поддерживать и закреплять традиции – вовсе не значит, из года в год повторять одно и то же. Хорошей традиции должен быть чужд штамп. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.

По своей природе традиции принадлежат к таким явлениям, которые сравнительно легко могут приобрести отрицательный характер. Возникая и повторяясь вначале в одних условиях, они затем продолжают жить и в других, изменившихся условиях, и, если своевременно не принять мер против окостенения традиций, если не изменить их характер применительно к новым условиям или не отбросить как устаревшие, они могут играть отрицательную роль. Так в новых условиях школьной жизни иногда возникает необходимость некоторые укоренившиеся традиции разрушить. Но чаще бывает другое: традиция остается, живет, но в зависимости от условий изменяется, обогащается, приобретает новые черты.

Таким образом, опираться надо на уже сложившиеся школьные традиции, а нововведения, появляющиеся неизбежно с течением времени, не должны разрушать уже сложившиеся, а плавно и постепенно нанизываться как бусины в большие бусы.

Следует строить учебно-воспитательную работу в школе, опираясь на уже сложившиеся школьные традиции, но необходимо учитывать современные изменения в образе жизни, мировоззрении учащихся и их родителей. Нововведения возможны, и, скорее всего, должны быть, но они не должны противоречить традиционным ценностям».

Комментарии

Молодец!

16 February 2019