Доклад на тему «Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида»
Доклад на педагогическом совете на тему: «Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида».
Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник - с внешкольной и внеклассной работой, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина - с внеучебным временем. В условиях интернатного учреждения досуг целесообразно отождествлять с внеурочной деятельностью.
Под досуговой - деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.
Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:
ей свойственна целенаправленность и продуманность;
осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.
Поэтому развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:
отдых (активный и пассивный);
развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
творчество.
Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.
Модель досуговой деятельности зависит, прежде всего, от воспитательной программы, которую реализует образовательное учреждение. Опираясь на базовую модель, может быть несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
- модель «школы полного дня»; реализация внеурочной деятельностипреимущественно воспитателями интернатного учреждения;
- оптимизационная модель; реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями интернатного учреждения;
- инновационно - образовательная модель, которая опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося, воспитанника в деятельности (например, ребёнок приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося, воспитанника с взрослыми как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающегося, воспитанника с другими детьми на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения,
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога).
Можно вывести следующие основные характеристики досуга:
досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
досуг стимулирует творческую инициативу детей;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
досуг детерминирован внутренне и внешне;
досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
досуг способствует объективной самооценке детей;
досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
досуг способствует самовоспитанию личности;
досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
детский досуг широк в своем понимании.
Вернёмся к вопросу, что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из цели, нами выделяются следующие функции внеурочной деятельности:
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
- креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
- функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Проведя анализ системы внеурочных занятий для детей с ОВЗ, одним из приоритетных направлений является использование арт-терапевтических техник и технологий, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания, что, в свою очередь, способствует успешной социализации личности. Анализ видов деятельности показал, что в работе с детьми с ОВЗ предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала, работа с танцем, музыкой, сказкой, художественным словом.
Трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как
коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию коммуникативных связей обучающихся, воспитанников, формирует осознание себя как члена группы. Немаловажное значение имеют игровые технологии, т.к.игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта. Она пробуждает у обучающихся, воспитанников познавательный интерес, ребенок в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения.
Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, одаренности детей с ОВЗ. Участие данной категории детей во внеурочной деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Содержание и организация внеучебной деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.
Для формирования желаемых духовно-нравственных, коммуникативных, общеучебных, эстетических и физических навыков воспитанников организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает в себя элементы:
- технологии (методики воспитания): приемы и методы моделирования воспитательной системы класса (группы в школе-интернате), методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые, воспитательные программы;
- формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, экскурсия, выставка, устный журнал, выпуск стенгазеты, беседа и др.;
- ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (институт дежурства, система индивидуальных и групповых поручений), а также участие в работе ученического комитета школы.
Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ружицкая Вероника Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Бурых Елена Владимировна
Анна Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна