Доклад на тему «Профилактика Интернет безопасности и буллинга в МБОУ Чановской СШ №2»
Доклад на тему «Профилактика Интернет безопасности и буллинга
в МБОУ Чановской СШ №2»
Педагог-психолог МБОУ Чановская СШ №2 Горбачева А.А.
В нашей ОО разработан определенный алгоритм по данному вопросу.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Алгоритм включает четыре основных направления деятельности:
информирование/просвещение
профилактика
оказание помощи в ситуации буллинга
мониторинг эффективности антибуллиговых мероприятий
Первым и важнейшим направлением деятельности алгоритма является просвещение.
Просвещение - системная деятельность специалистов, нацеленная на информирование, мотивирование, привлечение участников образовательного процесса к активному противодействию буллингу.
Целью просвещения является формирование у детей и взрослых таких личностных установок, которые не позволяют принимать, терпеть или игнорировать любую форму травли или буллинга.
Таким образом можно выделить два уровня просвещения. Оно может быть общим и специфическим. Общее просвещение – про ценности, личность, самоидентичность и самоконтроль.
Специфическое – непосредственно про буллинг: что это за явление? Как его отличить от других проявлений детского поведения? Как распознавать? На какие мифы не поддаваться? Что делать в ситуации обнаружения буллинга? и т.д.
Для младшей возрастной группы всегда хорошо работают такие методы просвещения как - разбор книг, фильмов, мультфильмов, даже популярных роликов. Здесь важно правильно расставить акценты на разборе поведения героев, их ценностей и убеждений.
Для среднего и старшего звена возможна деятельность по самостоятельному поиску
информации о вреде травли и недопустимости буллинга. Для старших подростков возможны брейн - ринги по вопросам защиты прав детей и конкретных людей, дискуссии, где развенчиваются популярные, но вредоносные молодежные мифы о «пользе и выгоде травли», конкурсы рассказов, эссе, репортажей и других творческих работ.
ПРОФИЛАКТИКА
Если просвещение - это уровень формирования знаний, накопления сведений, развитие мотивации на активное противодействие буллингу, то профилактика – это уровень действий, формирование навыков, освоение деятельных, практических приемов, позволяющих создать условия образовательного процесса, при которых риск возникновения буллинга сведен к нулю. На этом этапе происходит специализированное обучение педагогов, обмен опытом между ними, и внедрение практических навыков в учебную и внеучебную деятельность учителя и учеников.
Основными направлениями профилактики в рамках Модели являются:
обучение педагогов, специалистов и персонал школы антибуллинговым навыкам;
профессиональная поддержка педагогов
сотрудничество педагогов (школы) и родителей в целях противодействия буллингу;
непосредственно профилактические мероприятия для школьников.
Так, недопустимость травли младшие школьники лучше поймут через игры. Объясняя правила, учитель подчеркивает важность вежливого и корректного поведения во время игры. В игре можно отработать и закрепить уважительное отношения друг к другу, адекватное проявление интереса к особенностям и привычкам каждого. В таких играх полагается штраф за каждое грубое слово или жест, условиями игры не допускается небрежность к другим, нельзя смеяться над неудачей, или мешать другим участникам, а победа достается тому, кто сможет договориться и поддержать товарища.
Для среднего и старшего звена – также подойдут игры и квесты, только они будут сложнее. Здесь для победы понадобится не только командное взаимодействие и поддержка своих, но и коммуникативная гибкость, например, необходимость привлечь «чужаков», помочь уладить конфликт или защитить слабого. Варианты зависят от потребностей детской группы и творчества педагогов-организаторов мероприятий.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА
Выявленный случай травли требует немедленного вмешательства и комплексной работы со случаем. Случай может быть выявлен учителем, через сообщение от детей, родителей или от персонала школы. Когда учитель становится очевидцем каких-либо действий, характерных для травли, необходимо незамедлительно отреагировать.
Вмешаться;
Прервать;
Защитить;
Показать позицию, напомнить правила;
Разделить;
Поддержать и восстановить эмоциональное состояние пострадавшего (насколько это возможно в ситуации);
Снять накал агрессии, снизить уровень стресса, предупредить о последствиях
зачинщиков и их последователей (насколько это возможно в ситуации);
Обеспечить безопасность всем участникам;
Передать сигнал участникам антибуллинговой команды/классному руководителю/завучу.
Любое происшествие - обращение от детей или родителей по вопросу травли - требует детального разбора ситуации школьной командой.
Возможный алгоритм действий по реагированию на случай травли (направлен на оказание помощи детям, пострадавшим от травли, помощь в решении проблем детей-зачинщиков, изменение поведения конкретных детей в группе):
Приём сигнала о предполагаемом факте травли. Сбор информации и прояснение ситуации в классе с целью дифференциации происходящего: конфликт, травля или нечто другое.
При подтверждении факта травли - проведение консилиума педагогов для выработки общей стратегии работы с классом.
Разговор с детьми, пострадавшими от травли, оказание помощи и поддержки, восстановление социальных навыков.
Встречи с родителями пострадавшего ребёнка.
Собеседования с детьми-зачинщиками, оказание помощи. Демонстрация недопустимости травли.
Встречи с родителями детей-зачинщиков.
Общая встреча родителей детей-пострадавших и детей-агрессоров (в случае необходимости).
Организация помощи силами учеников-свидетелей травли. Групповая работа с детьми класса для изменения установки, «травля - это норма» на установку - «травлю терпеть нельзя». Активизация у детей-наблюдателей поведения, направленного на противодействие травле.
Оказание помощи и поддержки родителям. Обсуждение ситуации буллинга в классе с родителями на родительском собрании. Формирование общего понимания проблемы и целей работы: нормализация атмосферы в классе и создание безопасных условий для каждого ребёнка.
Перевод в другой класс или школу (в исключительных случаях).
Цель алгоритма - минимизировать или полностью устранить практику травли в среде сверстников в школе и предотвратить новые попытки травли. Для этого необходимо способствовать улучшению отношений в группе детей, между школьниками и создать условия, позволяющие детям-пострадавшим от буллинга и детям-зачинщикам общаться без применения насилия.
Задачи педагогов в процессе реализации алгоритма:Незамедлительно реагировать и пресекать любые проявления травли в адрес ребёнка.
Поощрять ребёнка, пострадавшего от буллинга, в рамках работы в классе, способствовать повышению самооценки.
Поддерживать ребёнка в установлении контактов и общении со сверстниками/одноклассниками.
Заручиться поддержкой значимых детей в классе, которые готовы защищать ребенка в случае травли и помогать учителю, включать ребенка в групповые занятия, игры и т.п.
Для детей, пострадавших от буллинга, это означает:наличие чувства безопасности в школе;
повышение самооценки, уверенности в себе;
понимание того, как можно себя защитить;
дружеские отношения не менее чем с одним или двумя детьми.
Для детей-зачинщиков это означает:снижение агрессивного поведения;
самоутверждение в группе социально-приемлемыми, безопасными для окружающих способами. То есть смягчение, уменьшение негативных и враждебных реакций и укрепление положительного поведения.
Помощь участникам, затронутым ситуацией буллинга, проводится на классном и индивидуальном уровнях. Эти меры могут касаться как реагирования на текущую ситуацию «здесь и сейчас», так и долгосрочный план вмешательства и коррекции происходящего в классе/школе.
МЕРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ направлены на оказание персональной поддержки участникам травли, прояснение их состояния, выяснение индивидуальных дефицитов и выстраивание дальнейшей коррекционной работы.
МЕРЫ НА УРОВНЕ КЛАССА направлены на создание безопасной среды, улучшение взаимодействия в классе, улучшение отношений между детьми:
Регулярное наблюдение педагогами за изменением взаимоотношений в классе.
Четкие, понятные по возрасту правила против буллинга: определение недопустимого поведения, поощрения, наказания.
Схема действий детей при столкновении с травлей.
Обсуждение обеспечения личной безопасности, в том числе в сети интернет.
Поощрение совместного обучения, поддержки друг друга.
Общие позитивные занятия в классе (на сплочение и взаимный интерес).
Обсуждение с детьми конфликтных ситуаций, способов решения проблем.
Формирование зоны успешности для детей, в том числе для находящихся в зоне риска.
Включение родителей в профилактику травли.
Важно информировать детей с учетом возраста о проблемах буллинга, вырабатывая негативное отношение к нему. Использование различных форм работы помогает детям почувствовать переживания жертв буллинга. Важно выявлять и обсуждать условия, которые способствуют травле. Необходимо совместно с детьми вырабатывать правила в отношении буллинга, способы поведения при столкновении (напрямую или косвенно) с ним. Нужно обучать детей конструктивным способам (например, с помощью медиатора) разрешения конфликтов между собой. В случаях длительного или травматического буллинга пострадавший ребёнок нуждается в психологической помощи. Могут затрагиваться различные аспекты: самооценка, отношения со сверстниками, семейные отношения, навыки безопасного поведения и др. проблемы, способствующие тому, что ребёнок чувствует себя неуспешным в школе и в отношениях со сверстниками.
Школой осуществляется наблюдение за классами и учащимися, с которыми ранее проводилась работа, с целью контроля повторного возникновения буллинга. Проводится оценка эффективности профилактических антибуллинговых мероприятий, регулярная диагностика безопасности школьной среды и оценка риска возникновения буллинга в школе. При негативной динамике специалисты школы проводят анализ причин, корректируют производимые действия и планируют дополнительные мероприятия.
Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни предполагает комплексную работу по преодолению и профилактике буллинга в школе.