Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
(из опыта работы учителя русского языка и литературы
Гончаровой Ирины Ивановны)
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой.
I. Введение. Задачи современного образования.На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения, связанные, прежде всего, с ускорением темпов жизни, с ростом информации, с увеличением объёма знаний человека. Сегодня обществу нужны люди, мобильные и конструктивные, способные к сотрудничеству, умеющие самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия. Таким образом, появилась необходимость преобразования существующей системы образования.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таким образом, в основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.
II. Основная часть. Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации». Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, так как упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся под его руководством взрослого на более высоком уровне решать поставленные задачи. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В чем отличие урока в режиме деятельностного подхода от традиционного уроком можно увидеть по таблице:
Элементы сравнения | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
| Этапы урока | Организующая роль учителя |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода являются такие технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология деятельностного метода
Актуальность использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературыРусский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Из опыта работы по системно-деятельностному подходу
на уроках русского языка и литературы.
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы направлен на:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения предметам на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Все эти задачи по формированию базовых компетенций, УУД при организации деятельного подхода на уроках русского языка и литературы решаются мною на различных этапах урока с помощью активных форм работы. Многими из них я пользуюсь достаточно давно, они всем известны, но в разрезе деятельностного метода они становятся инновационными.
Технология создания проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем, при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Так, вводя новое понятие «категория состояния», школьникам предлагается определить части речи в заранее подготовленном тексте. Учащиеся, как правило, ошибочно относят категорию состояния к наречию или краткому прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на известные, но не является им.
2. Технология развития критического мышления.
Для формирования деятельностных способностей на уроках русского языка учителю необходимо постоянно направлять обучающегося на выполнение различных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Основной единицей обучения русскому языку является текст. Поэтому на этапе работы с текстом целесообразно использовать технологию развития критического мышления. Разнообразные виды деятельности с текстом, система умственных операций позволяет развить метапредметные умения детей:
осуществлять пересказ, редактирование текста;
проведение анализа текстов разных стилей и жанров;
объяснение структуры и содержания текста;
проведение наблюдения над языковыми особенностями;
самостоятельное создание собственных речевых высказываний (по картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений).
Эта система операций переносится на все тексты, предлагаемые обучающимся в школьной программе. На любом уровне изучения языка и его единиц, в теории и при выполнении практических упражнений ученик наблюдает прочные связи, усваивает действия для освоения значения, формы и функционирования языковых единиц всех уровней и учится грамотно употреблять их в своей речи.
Практическая направленность работы над текстом актуальна в свете подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку, особенно часть С. Для целенаправленной работы мы создаем базу алгоритмов по работе с текстом для выявления проблем текста, авторской позиции.
Большая часть работы с лингвистическим материалом на уроке связана с осмыслением теоретических сведений. Подборка заданий должна нести развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, сделать выводы, а также смоделировать, преобразовать систему объекта – создать план, таблицу, схему. Создание на уроке таблиц, схем, образов является опорой для учебных действий обучающихся по изучаемой теме в достижении предметных и метапредметных результатов.
Учитель направляет ученика на нужное действие, помогает структурировать теоретический материал, найти правильные ответы на поставленные вопросы. Работа с деформированными схемами, таблицами рождает коммуникативную среду, целую палитру общеучебных умений - учит способам деятельности: читать, выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать таблицу, иллюстрировать правило примерами, составлять лингвистическое высказывание.
На этапе самопроверки обучающиеся приобретают умение на основе таблицы строить устное высказывание на лингвистическую тему. Все методические приёмы окажутся эффективными, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.
Опорные конспекты и алгоритмы способствуют логическому осмыслению теоретического материала, формируют аналитические способности обучающихся. Усваивая то или иное правило, ребята продумывают пошаговые действия и составляют самостоятельно инструкцию по работе с ним, что позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.
Например, при работе над правилом «Слитное-раздельное написание НЕ с существительным» выделяют следующие шаги:
Слово употребляется без НЕ
↓ ↓
Да ↓ Нет ↓
2. Есть противопоставление Пишу слитно
Да ↓ Нет ↓
Пишу раздельно 3. Можно заменить синонимом
Да ↓ Нет ↓
Пишу слитно Пишу раздельно
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы эффективно использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Синквейн – 5-строчное стихотворение, построенное определенным способом:
1-ая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
2-ая строка – описание темы в двумя прилагательными;
3-ья строка – описание действия темы тремя глаголами;
4-ая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
5-ая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта;
Синквейн позволяет решить сразу несколько задач:
изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой
этот прием позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы;
синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста.
Так, на уроке по теме: «Имя числительное» детям было предложено выразить тему урока уже известным им жанром – синквейн.
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Порядковое, количественное.
Пишется, читается, изменяется.
С интересом нами изучается.
Нравится.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных этапах урока: для стимулирования мыслительной деятельности, для структурирования учебного материала, при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Так, работая над образом Левши по сказу Лескова, ребята составляют характеристику героя с помощью кластера:
Коллективная деятельность учащихся организуется в форме «дебатов», «мозгового штурма», с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием использую тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
3. Информационно – коммуникативные технологии
Согласно требованиям стандарта речемыслительная деятельность обучающихся должна быть приближена к реальным жизненным условиям. Это возможно благодаря использованию на уроке информационно-коммуникационных технологий, разнообразного широкого фона наглядности в мультимедийных презентациях (рисунка, фотографии, репродукции картины, фотоколлажа). Использование наглядных образов позволяет развивать коммуникативные умения, грамотно высказывать свои мысли, сопоставлять явления действительности, используя различные языковые единицы, обогащать словарный запас, зрительно представлять тот или иной предмет, соотносить его с тематической группой слов. Работа со зрительными рядами реализует не только предметные и метапредметные, но и личностные цели: воспитывает вкус, обучающиеся учатся видеть прекрасное в окружающей жизни, а также побуждает к творчеству: обучающиеся сами или совместно с учителем создают банк цифровых фотографий, презентаций, текстов, которые используются на уроках и в домашних заданиях.
Использование ИКТ эффективно для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих ученику гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов. Именно ИКТ позволяют организовать такие формы работы как дистанционное обучение. Учащиеся имеют возможность дополнительного обучения по предмету, появляется возможность изучения материала с учетом индивидуальных способностей, ученик сам делает выбор заданий, соответствующий его уровню, задания практической и творческой направленности, формы работы как в режиме тестирования, так и письменные, ведется подготовка к ГИА. Для обучающихся есть возможность прохождения тестирования ВПР, ОГЭ, ЕГЭ в режиме реального времени: приобретают навык заполнения бланка, имеют возможность проработать несколько вариантов заданий. Они выбирают модуль занятия, прорабатывают теоретический материал, выполняют практические и контрольные работы.
4. Технология проектной и исследовательской деятельности
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Работая над проектом, учащиеся приобретают и развивают практические навыки работы с информационным, художественным и литературоведческим текстом, видеоматериалами, иллюстрированным материалом, навыки создания собственных текстов, что побуждает к устной речи, поскольку технология проектной методики на последнем этапе предполагает презентацию проекта, защиту и представление своей исследовательской работы. Работая над своим произведением, учащийся выступает в роли собеседника, вступает в диалог. Во-первых, с предполагаемым читателем, во-вторых, в диалог внутренний, с самим собой.
Проекты моих учащихся представлены в виде:
рефератов, докладов («Творчество поэтов Серебряного века» - 11 класс; «Д.Н.Семеновский – поэт нашего края» - 6 класс)
тематических презентаций, публикаций («Ученый-лингвист нашего края Н.Грамматин» - 6 класс);
исследовательских работ («Наш дар бессмертный – речь: деятельность ученого-лингвиста С.И.Коткова» 6-7 класс)
буклетов («Деятельность ученого-лингвиста С.И.Коткова» - 7 класс)
В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Урок не может вместить все, что интересует учащихся, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для личностного роста учащихся и для привития речевых умений и навыков создает внеклассная работа. Ребята выходят за рамки учебников, приобретают жизненно необходимые навыки: самостоятельно подбирают и анализируют материал, пользуются справочной литературой. Результатами такой работы становятся проекты, участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, сотрудничество со СМИ.
Заключение. Результативность использования СДП в обучении
Обновление содержания школьного образования, связанное с введением ФГОС, требуют интенсивного поиска новых путей и технологий, способных обеспечить не только результативность обучения, но и желание школьников учиться, развитие потребности в освоении нового. Достичь определённых результатов в изучении русского языка возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что использование технологий СДП позволило мне решить задачи:
образовательной мотивации (повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала),
развития культуры письменной речи (формирование навыков написания текстов различных жанров);
информационной грамотности (развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности);
социальной компетентности (формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания).
Успеваемость по моим предметам – 100%.
Выпускники успешно проходят ГИА по русскому языку и литературе. Наблюдается творческая активность учащихся.
Своим опытом работы я делюсь с коллегами на педагогических советах, заседаниях МО учителей-предметников, есть публикация в предметном журнале издательства «Основа» и на мини-сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Наша сеть», где созданы электронное портфолио, с моими учебными материалами и наработками. Я занимаюсь самообразованием, сейчас работаю над развитием навыков дистанционных технологий обучения.
Есть в моей практике и трудности:
для успешной реализации урока необходимо постоянное обновление знаний: курсы, семинары, уроки коллег;
подготовка к уроку требует много времени и работы с большим объемом информации.
И все же данный метод позволяет работать более профессионально, делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.
Литература:
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград:
Учитель, 2008 .
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Сравнительная таблица Стандартов http://sch109.trg.ru/DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx
Образовательные стандарты ФГОС http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19
14