Педагогическая статья «Системно–деятельностный подход на практике» из опыта работы учителя начальных классов Мингазовой Т.В.
Педагогическая статья “Системно – деятельностный подход на практике» из опыта работы учителя начальных классов Мингазовой Т.В.
Автор статьи: Мингазова Татьяна Викторовна
Сегодня в теории педагогики мы наблюдаем возрождение интереса к системно-деятельностному подходу, который по своей сути представляет собой интеграцию соответствующих концепций. Идея объединения системного и деятельностного подходов вполне закономерна: деятельностный подход сам по себе предполагает системность. Среди педагогов и психологов, внесших свой вклад в развитие деятельностного подхода, выделяются труды Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.Г. Петерсона, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, основывается на системно-деятельностном подходе. Ученик должен самоопределиться в процессе обучения, для этого он должен быть активным участником образовательной деятельности: не только фиксировать готовую информацию, а «открывать» знания самостоятельно.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов: деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта, творчества. Системность предполагает, что у учащихся формируется целостный образ мира, поэтому учитель должен на своих уроках акцентировать внимание на межпредметные связи.
Главная цель Стандарта – это вызвать у учащихся интерес к самому процессу получения новых знаний и сформировать навыки самообразования (вызвать потребность в развитии). На выходе общество должно получить гражданина с активной жизненной позицией.
Начальная школа имеет организационно-педагогическую специфику в силу психовозрастных особенностей учащихся, Учитель должен исходить из того, что на данном этапе жизни:
- учащиеся легче воспринимают материал в игровой форме;
- у учащихся, как правило, слабо развиты коммуникативные навыки;
- у учащихся отсутствуют навыки самообразования.
Учитель же должен (согласно Стандарту) заложить основы умения учиться, сформировать универсальные учебные действия у учащихся начального звена общего образования. В перспективе выпускник начальной школы должен быстро адаптироваться к новым условиям среднего звена в образовательном учреждении, а это обеспечивается не только (не столько) преемственностью между учебными программами, сколько через формирование любви к самому познавательному процессу. Мы придерживаемся позиции психологов: качество образования напрямую зависит от психологического комфорта на уроке.
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ – лицей №2 (РТ, г. Альметьевск) Мингазовой Татьяны Викторовны. Реализуя требования ФГОС, учитель включает в свою работу специальные упражнения, которые содействуют осознанию школьником своих позиций, способствуют формированию дружеских отношений в классе. Данные упражнения развивают в детях уверенность в себе, в своих учебных и личностных возможностях.
Свои уроки учитель начинает с установления контакта с учащимися и формирования эмоционального комфорта в аудитории. Для этого урок начинается с орг. момента.
(фрагмент урока учителя Мингазовой Т.В.)
Орг. момент.
- Ребята, сегодняшний урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
После этого, учитель демонстрирует с помощью информационно-коммуникационных технологий видеоролик, картинку, мотивирующую презентацию для того, что бы перевести детей в психологически комфортное состояние: снять напряженность, устранить закрытость, латентную агрессивность или подавленность. Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга и пожелать хорошего дня.
На втором этапе урока учитель проводит упражнение на эмоционально – волевую регуляцию.
Например упражнение: «Обмен приветствиями».
«Соседи по парте» встают лицом друг к другу. Им нужно поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.
Данные упражнения в начале занятия дают эмоциональный настрой на успешную работу на уроке. Так как при работе с детьми младшего школьного возраста очень важно переводить переживания детей в положительное эмоциональное состояние.
Кроме того, начиная с первых уроков, учитель приучила учащихся использовать приёмы само – и взаимооценки, которые осуществляются с помощью смайликов.
Зелёный смайлик – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.
Жёлтый смайлик – на уроке возникали сложности, не все задания было легко выполнять.
Красный смайлик – было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя.
Работа со смайликами предполагает за минимальное время сто процентный охват учителем каждого учащегося и проведения (по необходимости) индивидуальной коррекционной работы. После проведения упражнений на эмоционально – волевую регуляцию учитель просит учащихся показать смайликом настроением перед уроком. Зеленый цвет предполагает готовность ребенка к началу работы, красный – нежелание работать в данный момент.
Цветные смайлики позволяют учителю оперативно контролировать весь ход процесса обучения. Например, после подачи нового материала, учитель просит учащихся поднять смайлик соответствующего цвета: зеленый – материал усвоен, желтый – материал усвоен частично, нужно дополнительное пояснение учителя, красный - материал не усвоен. Такой подход гарантирует сто процентный охват аудитории с применением личностно-ориентированного подхода.
На последнем этапе урока учителю важно увидеть эмоциональное состояние всех детей класса, в этом помогают смайлики.
(фрагмент урока учителя Мингазовой Т.В.)
Рефлексия.
-Поднимите зелёный смайлик, если вам урок понравился. - Поднимите жёлтый смайлик, если остался равнодушным к уроку. - Поднимите красный смайлик, если урок не понравился.
С целью реализации требований нового Федерального стандарта по применению системно-деятельностного подхода, Татьяна Викторовна на своих уроках использует методы активного обучения, в частности, применяя работу в парах, в малых группа, игровые приемы.
Наибольшей популярностью у учащихся пользуется прием выполнения проектной работы. Учащиеся делятся на группы (здесь важно правильно подобрать состав группы), получают задание, которое предполагает общение между собой, принятие коллективных решений. По окончанию выполнения работы, группы защищают свои проекты, что позволяет развить навык публичного выступления, умение формулировать свою мысль, отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения.
Выполнение детьми проектной работы «Коллаж».
Современный учитель должен быть творческой личностью, легко генерировать идеи, разрабатывать учебно-методическую документацию. Как сказал Иммануил Кант: «Учить не мыслям, а мыслить».
Эмоционально благоприятная образовательная среда, активные образовательные технологии выступают условиями качественного образования. Так учащийся Татьяны Викторовны по итогам очной олимпиады «Лестница. Математика» среди участников образовательных учреждений РТ стал призером. И это - начало, ведь воспитанники Татьяны Викторовны только перешли во второй класс.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Пахомова Александра
Мингазова Татьяна