Доклад на тему «Современные направления развития школьной программы по географии. Элементы содержания школьной географии»

0
0
Материал опубликован 20 November 2019

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

1. Сквозные направления школьной географии

В основу действующей примерной программы по географии положена

идея интеграции физико-географических, экономико-географических и социально-географических знаний. Это выразилось в изучении вопросов политической карты и географии, населения в начальном курсе физической

географии и курса географии материков и океанов. В последнем были также введены характеристики природы, населения и хозяйства ряда стран,

благодаря чему курс приобрел страноведческий характер. Изменение в содержании школьной географии отражает тенденцию развития географической науки, для которой в наши дни характерна интеграция разных научных

дисциплин, в целях решения фундаментальных научных и практических

проблем. Об этом свидетельствуют материалы VIII и IX съездов Географического Общества (Киев, 1985 г., Казань, 1990 г.): отечественные географы участвуют в реализации крупных народнохозяйственных и экологических программ, разработке географических прогнозов на международной основе.

Не менее веским обоснованием физико-географических, экономико-географических и социально-географических знаний в школьном обучении

служат интересы и потребности учащихся.

Другая идея школьной географии – ее гуманитаризация, т. е. концентрация внимания на человеке, социальных аспектах развития общества и

хозяйства. Поэтому в сферу изучения включили сферы услуг, научной деятельности, рекреации и туризма, усилено внимание к основным направлениям мирового политического развития, в программу включены имена ученых, которые внесли вклад в развитие географической науки, и т. д.

В число ведущих идей, положенных в основу содержания школьной

географии, входит идея экономизации. География призвана показать учащимся роль рациональной территориальной структуры народного хозяйства

в повышении эффективности производства, выработать умение видеть пространственные аспекты развития хозяйства.

Специфика школьной географии состоит в том, что ее содержание

представляет собой «открытую» систему, связанную с событиями современной жизни в нашей стране и за рубежом.

2. Основные элементы содержания школьной программы

Дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин создали теорию содержания

общего среднего образования, которая получила широкое распространение.

К элементам содержания школьной географии можно отнести: 1) знания; 2) умения и навыки; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Знания – это отражение внешнего мира как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Согласно группировке учебных предметов известных дидактов Л.Я. Зориной и И.К. Журавлева, география входит в число предметов (вместе с физикой, химией, биологией, историей), где главным элементом содержания образования служат

научные предметные знания. Составляя костяк учебного предмета, знания

наиболее полно представлены в школьной программе по географии, занимая большую часть ее текста. Географические знания неоднородны по своим функциям, особенностям усвоения и способам изложения в учебнике.

Умения и навыки – это способы деятельности, посредством которых

учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их при решении

учебных задач и приобретают новые знания. Применение умения требует

обдумывания, для него не характерен автоматизм. В отличие от этого навык

трактуется в педагогической и методической литературе как способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем внимания. В содержании школьной географии преобладают умения, на уровне навыка выполняется сравнительно небольшая часть действий, например определение

географических координат, высота местности по отметкам на карте и т. д.

Признаком приема учебной работы можно считать наличие перечня

действий, которые учащиеся должны осознать и усвоить.

Вооружение учащихся умениями и навыками – это также один из путей нормализации нагрузки в школе.

Этот элемент содержания образования представлен в программе в виде перечня того, что должен уметь учащийся, а также посредством практических работ, главная функция которых состоит в формировании способов

деятельности. Они включают инструктивные тексты, раскрывающие состав

и последовательность действий, которые надо осуществить.

В современных условиях возрастает роль третьего элемента содержания образования – опыта творческой деятельности. Овладение им способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает

умение видеть проблемы и принимать решения. В учебнике данный элемент находит свое выражение прежде всего в форме проблемных текстов

как разновидности объяснительных текстов.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности

определяет избирательное отношение к действительности, оптимизирует

социальную активность, способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования.

В этот элемент входят все составные части мировоззрения – взгляды,

убеждения, идеалы. Сюда можно отнести, с одной стороны, нравственные

проблемы, которые определяются географическим учебным материалом

(нравственный аспект экологических проблем, проблемы межрасовых и

межнациональных отношений), с другой – проблемы учебной деятельности

(например, в случае, если надо выбрать между личными и коллективными

интересами в ходе групповой работы, оказание помощи слабому ученику и

пр.). В этот элемент содержания образования следует включить и мотивы,

которые психологи рассматривают как психологическую причину поведения или деятельности. У школьников мотивом поведения нередко выступает познавательный интерес.

3. Изучение школьных курсов географии в зарубежных странах

В большинстве стран Запада нет централизованных и разработанных

программ. Так, в США создание учебного плана и программ по учебным

предметам входит в компетенцию отдельных штатов, в Германии право

представлено органами народного образования земель. В Великобритании

каждая школа самостоятельно определяет содержание образования. Но

единство требований учитывается. За учителем сохраняется свобода действий при планировании учебных курсов. Наибольшей централизацией отличается система народного образования во Франции, где созданы программы

по отдельным учебным предметам, которые курируются Министерством

образования.

Существуют следующая система преподавания географии за рубежом.

1. Интегрированные курсы («Естественные науки», «Общественные

науки», «Науки о Земле») – США, Германия, Япония и др.

2. Сочетание интегрированных программ с систематическими курсами географии в различных школах и классах – Великобритания, Австралия,

Новая Зеландия.

Систематические курсы географии – Франция, страны Восточной Европы.

Оценить однозначно положение географии в странах Запада сложно.

В США доля школ, в которых география является самостоятельным учебным предметом, невелика. Элементы географии входят в состав интегрированных курсов, которые составляют содержание других учебных предметов

(экологии, экономики, геологии). В Великобритании правительство несколько лет назад ввело в действие новый национальный план, закрепивший единый перечень обязательных учебных предметов для всей страны.

В этот перечень вошли 9 обязательных дисциплин, в том числе и география.

В старшем звене школы существует элективная система, до половины уча-

щихся избирают географию для углубленного изучения и сдачи выпускных

экзаменов. Английские методисты-географы выделяют две причины:

1. Практическая направленность обучения, большая роль исследовательской деятельности по изучению географии.

2. Гуманитаризация содержания школьной географии.

Эти два направления имеют исследовательский уклон на краеведческой основе, а гуманитаризация образования соответствует потребностям

детей и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие, нравственность и другие стороны личности.

Школьной программе в школах Запада соответствует документ, где

сформулированы цели и задачи учебного предмета, дан перечень требований к итоговому уровню знаний, творческих видов деятельности и ценностных ориентиров, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения географии, а также созданы измерительные материалы.

Школа западных стран пережила также период выборочного подхода

к построению курсов географии.

Для современного периода все более характерным становится построение школьных программ на основе ведущих идей, теорий, проблем

взаимодействия общества и природы, процессов урбанизации, географического прогноза и т. д.

Программы такого рода открывают широкий простор для развития самостоятельности и инициативы учащихся, для межпредметных связей с другими дисциплинами, овладения школьниками методами географической науки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1. Классификация методов обучения географии

Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение

всех компонентов содержания географического образования, способствовать развитию и воспитанию учеников.

Классификация имеет большое научное и практическое значение, она

служит ориентиром для конструирования, отбора и оценки эффективности

методов обучения. В 30-е гг. была принята классификация методов обучения по источникам знаний: слово учителя, работа с учебником и книгой,

работа с глобусом и географической картой, наглядно-иллюстрационный

метод, работа с цифровым материалом и т. д. Эта классификация сыграла

положительную роль в практике школы, т. к. ориентировала учителей на

усиление работы с картой, на широкое использование разнообразных

средств наглядности. Но данная классификация имеет и свои недостатки:

методы обучения выделены по внешнему признаку, нет принципа развивающего обучения.

Исходя из идей развивающего обучения классификацию методов обучения целесообразно строить в зависимости от характера познавательной

деятельности учащихся. Это классификация И.Я. Лернера и Н.М. Скаткина,

которая включает пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный

(информационно-рецентивный), репродуктивный, проблемное изложение,

частично-поисковый и исследовательский. В обучении географии эти методы приобретают определенную специфику под влиянием целей, содержания

и средств обучения учебному предмету.

2. Объяснительно-иллюстративный метод

Основное назначение – помочь усвоению знаний школьниками. Учитель ведет обучение, обеспечивает освоение готовой информации, сообщает

фактический материал, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия, закономерности, демонстрирует при этом карту, стенные

картины, другие средства наглядности. Учащиеся воспринимают, осознают,

запоминают информацию.

Чем старше ученики, тем выше требования к изложению материала

учителем (научность, доказательность).

От учителя требуется умение отобрать необходимый материал из

учебника и дополнительной научно-популярной и педагогической печати,

избегать перегрузки на уроках. Роль живого слова особенно велика.

Слушание – сложный процесс, который опирается на произвольное

внимание. Удержать внимание помогает составление логического конспекта, отдельные вопросы ученикам, занимательность. Большую роль отводят

темпам речи учителя. К этому же методу относят использование заданий

для самостоятельной работы учащихся, которые ограничиваются извлечениями и запоминаниями сведений, непосредственно выраженных в том или

ином источнике знаний.

3. Репродуктивный метод

Его назначение – научить школьников применять знания и умения в

знакомой учебной ситуации или по образцу. Использование репродуктивного метода чаще всего состоит в том, что учитель предлагает типовые планы для самостоятельной работы. Распространенный случай использования

репродуктивного метода в процессе обучения географии – постановка учащимся заданий, при выполнении которых они руководствуются типовыми

планами.

В обучении географии распространены типовые задания, требующие

объяснений причин явлений или сравнения объектов и явлений в повторяющейся учебной ситуации. К репродуктивному методу относятся и такие

задания, при выполнении которых школьники руководствуются инструкцией о порядке действий. Деятельность учеников при использовании репродуктивного метода состоит в применении знаний и умений по образцу. Однако при выполнении каждого задания присутствует и элемент творчества,

что обусловлено своеобразием изучаемых географических объектов и явлений. Но в целом деятельность учеников является репродуктивной, поскольку логика их рассуждения определена типовым планом, инструкцией о порядке учебных действий или ранее выполненным образом.

4. Проблемное изложение

Его назначение – показать учащимся образец доказательного решения

проблемы, раскрыть перед ним сложный путь движения к истине. При использовании этого метода учитель формулирует проблему и сам решает, но

при этом показывает школьникам путь решения в его подлинных, но доступных ученикам противоречиях, вскрывает ход мысли при движении на

пути познания. Учитель демонстрирует образец научного познания, научного рассуждения. Деятельность учащихся состоит в том, что они контролируют убедительность движения мысли, следят за логикой доказательства,

усваивая этапы решения целостных проблем. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. Ввиду сложности изучаемых географических природных, хозяйственных и социальных объектов

и процессов рассмотрения каждого из них можно провести наблюдение.

Наблюдения на уроках и педагогические эксперименты показывают, что

усвоение проблемного изложения нелегко дается учащимся.

Проблемное обучение характеризуется тем, что учащиеся систематически включаются учителем в решение проблемы. В психологии доказано,

что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность человека.

К главным понятиям относятся: 1) проблемная ситуация; 2) учебная

проблема; 3) проблемный вопрос.

Под проблемной ситуацией понимается психологическое состояние

интеллектуального затруднения, явно или сложно осознаваемого человеком, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.

Учебная проблема – это проблемная ситуация, которая перерастает в

проблему, если человек осознает элементы, вызвавшие затруднение, и принимает его к решению. Итак, проблема – это проблемная ситуация, принятая человеком к решению.

Проблемный вопрос – это проблемная задача или проблемное задание

как форма выражения проблемы. Для него характерно противоречие между

имеющимися знаниями и известными способами действия, с одной стороны, и требованиями заданий – с другой. Поэтому его решение связано с поиском новых способов деятельности.

Существуют этапы решения проблем. Это осознание проблемной ситуации формирования проблемы, применение известных способов действия, формирование гипотезы, проверка гипотезы, общие выводы.

5. Частично-поисковый метод

Репродуктивный метод учит прежде всего действовать по образцу, а

частично-поисковый постепенно приобщает школьников к творческой деятельности. Это возможно с использованием проблемных и творческих заданий, способ выполнения которых ученикам заранее неизвестен. В этом отличие творческих заданий от типовых, посредством которых осуществляется репродуктивный метод. Учителем в данном методе воспроизводятся и

осмысливаются задания и последовательно решаются вопросы и задачи.

При анализе методов обучения важно не спутать эвристическую беседу с

катехизической, вопросы которой не связаны логикой решения творческой

задачи и требуют только воспроизведения знаний или их извлечения их

карт и других источников географических сведений.

6. Исследовательский метод

Назначение этого метода – приобщение школьников к творческой

деятельности. Ученикам предлагают самостоятельно решать проблему

в целом. В практике обучения долговременные творческие задания применяют в краеведческой работе. На уроках преобладают кратковременные задания, требующие переосмысливания ранее усвоенных знаний и работы

с различными источниками. Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из

методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии,

осмыслении и решении проблем в целом.

СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

В школьной географии средства обучения – это учебные программы,

учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки, картины, таблицы,

схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы (слайды) и диафильмы,

кинофильмы, телепередачи, компьютерные программы и т. д. В учебных

средствах стали появляться загородные базы, географические площадки,

специально выделенные на местности полигоны (ландшафты), на которых

можно пронаблюдать определенные формы рельефа, водные объекты, растительные и животные сообщества, увидеть и проанализировать антропогенные воздействия на них человека. Средства обучения – это производственные объекты, объекты природы.

К средствам обучения следует отнести не только то, что направленно

на формирование знаний, но и определенные умения, без которых невозможна практическая деятельность учащихся как на местности, так и в условиях изучения географии в классе. К этим умениям относят умение наблюдать, измерять, зарисовывать объекты, явления и процессы, работать с различными географическими картами, статистическим материалом и т. п., а

для этого требуются специальные приборы, инструменты, приспособления,

современные технические средства.

Существует классическая система средств обучения, разработанная

С.Г. Шановаленко (этапом для всех школьных предметов). Все средства

обучения можно представить в виде 4 подсистем.

1. Концепции и идеи обучения, учебный план школы

Ведущими являются средства обучения, представленные в плане школы. Учебный план по географии, используемый как универсальный, включает в себя четыре обязательных географических курса, начиная с начального курса физической географии и кончая курсом России, а элективный –

экономическую и социальную географию мира. Но он не обязателен для

всех школ. Школа сама вправе разработать свой учебный план и включить в

него те курсы географии, которые больше отвечают специфике ее профиля.

В соответствии с учебным планом школы разрабатываются программы отборных предметов и курсов, включенных в них. Для этого определяется содержание и название каждого конкретного курса, ведущая идея и логика его

построения, количество часов, необходимых для изучения, и в конечном результате набор знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся к

концу изучения курса. Программа – это ведущий директивный документ,

который определяет содержание и качество обучения. Следующим ведущим компонентом является учебник по географии. Он должен отражать содержание и требования программы и отвечать возрастным особенностям

учеников. Но при использовании авторских программ возможно использовать многовариантность учебных пособий. Обязательным специфическим

для географии является наличие карты, поэтому в схеме средств обучения

она занимает центральное место.

2. Вербально-информационные средства обучения

К ним можно отнести учебно-методические пособия для учителей и

учебные пособия для учащихся. В данном случае это научная литература,

словари, справочники, методические пособия, инструктивные материалы,

периодическая печать. А пособия для учителей – это учебники, книги для

учителя, тетради на печатной основе, словари, сборники заданий для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал. Надо отметить,

что происходит постоянное обновление рынка данных наглядных пособий.

3. Наглядные средства обучения

К ним относятся натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции,

чучела животных и птиц, образцы горных пород. К средствам, воспроизводящим объекты и явления, можно отнести картины, гербарии, фотографии,

кинофильмы, транспаранты для графопроекторов, видео- и звукозаписи и др.

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения.

Н.Н. Баранский отмечал, что ни один из других предметов в такой

системе не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в

то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного

поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания,

как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география – это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению.

Проблема наглядности является одной из старейших в классической

дидактике школьных предметов, остается и до сегодняшнего времени не

решенной до конца. Понимание принципа наглядности меняется по мере

развития школы и решения ее новых учебных задач. Первоначально применение средств наглядности рассматривается как необходимое условие развития у ребенка наблюдательности, формирования в его сознании образов,

умения словами выражать эти образы и делать логические выводы из наблюдаемого. Таким образом, в понимании наглядности следует различать

две ступени – конкретную и абстрактную и две формы – созерцательную и

практическую. Таким образом, принцип наглядности можно рассматривать

как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся

при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную среду обучения. Познавательная сфера проходит путем: а) осознания или познавательной задачи, б) чувственного познания в сочетании с абстрактным

мышлением, в) практического применения усвоенного.

4. Технические средства обучения

В данном случае это работа с телевизором, видеомагнитофоном, диа и графопроектором, киноаппаратом, компьютером, калькулятором, приборами и другими техническими средствами.

Близкими по дидактическим целям и в то же время имеющими свои

достоинства являются фотографии, экранные пособия – диапозитивы (слайды), диафильмы, кинофильмы, видеофильмы. Наибольшее распространение

в практике школы получило использование диапозитивов. Они компактны

и удобны для хранения, изготавливаются в черно-белом и цветовом вариантах, просты в использовании, учитель может сам отбирать нужные кадры и

конструировать порядок их использования на уроке. В практике школы

диафильмами называются серии статических кадров, соединенных между

собой не только единой пленкой, но и строгой последовательностью логического хода сюжета, определенного составителем диафильма. В процессе

усвоения знаний и умений особенно важно:

учитывать степень обобщенности изображения и выделять ориентиры для начала просмотра кадров;

помогать учащимся выделять изучаемые объекты из фона для восприятия и понимания истинных размеров изображаемого;

увеличивать время на рассмотрение, давая возможность учащимся

составлять воспринимаемый объект с имеющимся в памяти образом;

знакомить учащихся с условностями фотографии, зависящими от

технических особенностей съемок;

учитывать возраст учащихся, объем опорных знаний, помня, что

восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека.

В работе могут быть использованы транспаранты графопроектора.

По своим методическим особенностям они ближе всего стоят к работе с

классной доской и самодельными пособиями, выполненными учителем на

бумаге. Следующая группа экранных пособий отличается динамичностью в

подаче материала и звуковым оформлением. К ней относятся в первую очередь учебное кино и телевизионное изображение – телепередачи и видеозаписи. Учебное кино – наиболее значимое наглядное средство обучения. Отснятое специально по определенной тематике школьной географии, оно позволяет учащимся ближе всего подойти к непосредственному восприятию

действительности не выходя из класса. В кинофильме можно увидеть целые

материки, страны, природно-территориальные комплексы разной величины

и ранга, примеры многообразных связей природной среды и человека.

Главное достоинство кино в том, что все изображенное в нем воспроизводится в динамике, а изображение можно давать то в общем плане, то с выделением отдельных деталей.

5. Работа с учебником географии

Учебник – главное звено методического комплекса. Наряду с программой он занимает центральное место в целостной системе средств обучения, где все составляющие тесно взаимодействуют и дополняют друг

друга. Следуя программе, учебник должен не только обеспечить усвоение

основ наук, но и стать организатором самостоятельной учебной работы.

С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя»,

приобретает умения и навыки самообразования. Учебник все больше превращается в сценарий процесса, служит основой планирования деятельности учащихся. Для начинающего учителя он выступает ориентиром в подготовке к уроку, в поисках и обработке необходимого дополнительного материала. Материал учебника подразделяется на текстовой и внетекстовые

компоненты. Учебный текст будет подразделяться на основной (объяснение

и изложение основ науки, куда входят понятия, закономерности, теории),

пояснительный (описание географических фактов, процессов, явлений, словарь терминов и т. д.), дополнительный. Внетекстовые компоненты – это

аппарат организации усвоения знаний и умений, система вопросов и заданий, иллюстративный аппарат (карты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы, приложения и т. д.), аппарат ориентирования (оглавление, сигналы,

символы, указатели, рубрикации, шрифты).

В методический аппарат учебника входит типология вопросов и заданий по компонентам содержания. Они ориентированы на усвоение знаний

(теоретические, методологические, эмпирические вопросы), умения и навыки (общеучебные, специфические, географические вопросы на развитие,

опыт творческой деятельности, решение проблем, познавательные задачи),

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; вопросы, обращенные

к личности, и др.

6. Работа с географической картой

Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимает

карта. «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не

может быть географии» (А.А. Половинкин). В практике школы используется значительное количество карт. Согласно аннотированному каталогу

школьного оборудования по географии на 1985 г., только стенных карт насчитывается около сотни. И все же значительный картографический фонд

требует систематизации и классификации.

Географические карты бывают стенные, настольные, общегеографические, тематические.


 

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. – М. : Просвещение, 1991.

2. Берляит А.М. Карты – 2 язык географии / А.М. Берляит. – М. :

Просвещение, 1985.

3. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия школьной географии /

Г.Ю. Грюнберг. – М. : Просвещение, 1979.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.