Статья «Реализация школьного краеведения в обучении географии на базе современной классической школы»
Ведищева Ирина Евгеньевна
учитель географии МБОУ СОШ №3г. Новоалтайска
«Реализация школьного краеведения в обучении географии на базе
современной классической школы»
Значение регионального компонента в системе географического образования учащихся общеобразовательных учреждений неоспоримо.
ФГОС четко ориентирует нас на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов каждого выпускника. При этом уделяется большое внимание развитию личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину».
Проблема:
Реализация регионального компонента в обучении на базе классической школы, сформировавшейся у нас в стране, затруднительно из-за отсутствия в достаточном количестве учебного времени и материальной базы.
Пути решения проблемы:
Решить проблему помогает возможность преподавания краеведческого материала через внеурочную деятельность.
Цель: выявить условия для реализации краеведческого подхода во внеурочное время.
Возможные условия, которые в настоящее время созданы преподавателями географии в нашем городе, для реализации краеведческого подхода во внеурочное время:
- на внеурочных занятиях в 8-9 классах с использованием учебной программы по географии Алтая, авторами которой являются О. Н. Горбатых и Т.Г. Блинова;
- через возможность участия одаренных детей в ежегодной акции – диктанта по географии Алтайского края;
- регулярное участие в реализации проектов, которые организует краевой отдел РГО (Русское Географическое Общество) на площадках г. Барнаула.
В 2017 уч. году я получила заказ от МО учителей города Новоалтайска на составление пособия с рекомендациями по проведению муниципального диктанта по географии Алтайского края среди учащихся школ города.
Начиная с 2017 года, диктант по географии Алтайского края стал традиционным для учащихся школ города Новоалтайска.
Методическая разработка представляет собой руководство к проведению просветительской акции по географии Алтайского края во внеурочной деятельности в форме диктанта.
Одной из целью создания разработки, является пополнение обеспечения образовательного процесса методическими и учебными материалами краеведческой направленности.
Новизна данной методической разработки заключается в новом формате проведения демонстрации знаний по географии Алтайского края среди учащихся школ города.
Разработка рассчитана на проведении диктанта для учащихся 9-10 классов.
В ходе апробации разработки были получены положительные результаты:
- ученики наилучшим образом включаются в изучение материала по географии Алтайского края;
- знания, полученные на уроках, во внеурочной деятельности и при подготовке к диктанту, эффективно используются во время подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, а также в повседневной жизни;
- повышается удовлетворенность полученными результатами, как у учащихся, так и у учителя
В приложении подробно представлен анализ сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов у учащихся.
Вывод:
Все вышеперечисленные условия, которые созданы преподавателями географии в нашем городе, помогают реализовать концепцию регионального компонента в различных формах внеурочной деятельности.
Преподавания краеведческого материала через внеурочную деятельность, несомненно, позволяет создать дополнительные условия для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению своей местности.
С описанием методической разработки «Рекомендации по проведению муниципального диктанта по географии Алтайского края во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» можно ознакомиться здесь