12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иргизбаева Марина Николаевна119
Я, Иргизбаева Марина Николаевна, учитель музыки в МБОУ "Тимашевская ООШ"
Россия, Оренбургская обл., с. Тимашево

Дистанционные образовательные технологии


1.Понятие «Дистанционные образовательные технологии.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.


2. История развития дистанционных образовательных технологий.

Трудно поверить, но формат «учёбы на расстоянии» зародился ещё несколько веков назад.

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся по почте получали письма с заданиями от педагогов, отправляли на проверку свои работы и получали комментарии.

В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education).

С появлением радио и телевидения начался новый этап удалённого обучения. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи. А в Австралии по радио существовала целая школа для жителей отдалённых районов. В определённые часы и дни на определённой частоте передавались уроки по программе начальной и средней школы.

Однако у радио и телевидения как источников знаний был значительный недостаток — отсутствие обратной связи.

В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании, вслед за которым подобные учебные заведения стали появляться по всему миру.

Настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета. Сначала email ускорил и упростил коммуникацию между преподавателями и студентами, а затем появились целые платформы для дистанционного обучения.

Следующим этапом в развитии дистанционного образования стало открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов.

Сегодня дистанционное обучение — это способ взаимодействия преподавателя и ученика на расстоянии. Учитель общается с детьми по видеосвязи, ребята делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

В России дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Официально это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В обычных массовых школах дистанционное обучение пока что является редкостью. Уроки по Сети иногда проводят для детей с инвалидностью и ребят, проживающих в отдалённых населённых пунктах.

Сейчас в нашей стране дистанционно можно учиться в нескольких ВУЗах: в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Институте информационных технологий, Интернет-университете информационных технологий и некоторых других.

Гораздо чаще ДОТ используют дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Кто-то просто скачивает обучающие материалы в интернете, а кто-то полноценно занимается в виртуальной школе.

Технологии стирают границы и делают образование доступным. По прогнозам экспертов, в будущем дистанционное обучение станет ещё более интерактивным и можно будет учиться быстрее и эффективнее.

3. Виды и формы дистанционных образовательных технологий.

Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения.

1. Кейс-технология. Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.


Формы дистанционного обучения

Чат-занятия – образовательные занятия, которые осуществляются с использованием чат-технологий. Чат представляет собой систему общения, когда 2 и более участников, имеющие подключение к сети Интернет, в режиме реального времени могут обмениваться текстовыми сообщениями, отправленными со своих компьютеров.


Обучение организовано таким образом, что текст сообщения видят все участники группы вне зависимости от их местонахождения. Чат-занятие проводится синхронно, с одновременным доступом всех участников к чату, что и делает его преимущественным.


Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция это видеоконференция с применением ПК с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. При применении компьютерных телеконференций в дистанционном обучении используется двухканальное или многоканальное видео и аудио. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Видеолекция - в последнее время заменила традиционные лекции и стала неотъемлемым видом дистанционного обучения. Инновационные виды обучения предполагают использование видеолекций, хранящихся на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере.

Основная цель видеолекции заключается в оказании на учащегося наибольшего эмоционального воздействия, плодотворном вовлечении его в учебный процесс.

Преимущество видеолекций перед учебными пособиями и традиционным видом лекций состоит в том, что студент может регулировать ее ход самостоятельно, а также возвращаться на предыдущие разделы либо сложные моменты объяснения материала.


Аудиоконференция — это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для общения посредством голоса. Аудиоконференция может проводиться один на один с учеником, а также успешно применяться при работе с группой студентов. Аудиоконференция является достаточно доступным видом обучения, благодаря ее легкому регулированию и отсутствию сложностей в технической модификации. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Видеоконференции- представляет собой встречу или общение между людьми, которые находятся в различных местах и используют видеотехнологии в качестве основного канала связи. Видеоконференции специально разработаны с целью поддержания двусторонней аудио- и видеосвязи между преподавателем и студентами и интегрируются в программы по дистанционному обучению с их минимальной адаптацией.

В качестве технологии в видеоконференциях используется сжатое видео в цифровом формате. Главным преимуществом такой формы обучения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя друг друга, ученик и учитель могут убедиться в степени понимания предмета, а также удостовериться в заинтересованности путем вопросов и наблюдений за языком жестов.



4. Популярные платформы и сервисы для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в школе.

«Российская электронная школа» предоставляет интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны. Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.

Образовательная он-лайн-платформа Учи.ру предоставляет ряд бесплатных решений, которые позволяют обеспечить полноценное удаленное обучение: - «Виртуальный класс» –– инфраструктура для проведения онлайн-уроков на платформе Учи.ру Онлайн-уроки в начальной школе с учителями Учи.ру Интерактивные курсы по школьным предметам для самостоятельного изучения учениками, сервисы домашних заданий и проведения самостоятельных/контрольных работ Вебинары для учителей и директоров школ об организации дистанционного обучения и необходимых для этого инструментов Экспресс-подготовка к ОГЭ по математике

Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет цифровой образовательный ресурс «ЯКласс». Сервис довольно прост в использовании: учитель задаёт школьнику проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание педагога; если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями.

Сервис «Яндекс Учебник». Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. Ресурсом уже воспользовались более 1,5 миллионов школьников. В числе возможностей «ЯндексУчебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей Фоксфорд. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Образовательная платформа Lekta предоставляет доступ к электронным учебникам, разработанным корпорацией Российский учебник, а также к тренажерам, в том числе к тренажерам по подготовке к ВПР, конструктору рабочих программ и инструментам управления работой учащихся. На сайте представлены интерактивные атласы по истории и географии

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство «Просвещение». Доступ будет распространяться как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.

«Московская электронная школа»- это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков в электронной библиотеке. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений.

Skysmart- интерактивная рабочая тетрадь с автоматической проверкой заданий, разработанная компанией Skyeng на основе рабочих тетрадей АО «Издательство «Просвещение». Подходят ко всем учебникам из федерального перечня, соответствует ФГОС.

Домашняя школа InternetUrok.ru - полное среднее образование дистанционно. Для семейного обучения, для тех, кто часто пропускает школу, для проживающих вне России. Возможность официального зачисления в любое время года. Бесплатный доступ открыт.

1С:Школа Онлайн - онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ онлайн на 90 дней.

Мессенджеры: Skype, Zoom, Viber, WhatsApp и пр. – это специальная бесплатная программа для общения, звонков и быстрого обмена сообщениями, видео, голосовыми записями, фото и пр. Большинство сервисов поддерживают отправку файлов любого формата. Для работы мессенджеру требуется доступ в интернет.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.