Статья на тему «Психологический климат в классе. Трудные дети»

2
0
Материал опубликован 18 April 2020

«Психологический климат в классе. Трудные дети»

(на примере учащихся младших классов с СДВГ).

Под психологическим климатом внутри класса необходимо понимать определенное состояние группового сознания и поведения, при которых ученики выстраивают отношения друг с другом и учителем.

Благоприятный климат с психологической точки зрения складывается на основе оптимистичного настроения учеников, и присутствия в отношениях межличностных симпатий.

Психологический климат в классе нельзя назвать благоприятным, когда ученики испытывают страх наказания, их настроение пессимистично, часто возникает недопонимание. В зависимости от психологического климата, дети испытывают то или иное настроение, возникает гармония в межличностных отношениях или конфликты.

Проблему для педагогов и школьных психологов представляют «трудные дети», которые не вписываются в общий психологический климат класса. На сегодняшний день самой распространенной формой нарушений поведения в младшем школьном возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Гиперактивность у детей характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны. Такие ученики обычно создают центр помех в классе: они бывают невнимательны, отвлекаются и отвлекают других учеников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство, связанное с трудностями в поведенческой саморегуляции, такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми.

Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

 Ребенок не может спокойно усидеть на стуле. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные навязчивые движения.

Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому.

Не может спокойно ждать своей очереди во время игр, и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение экскурсии и т.д.).

Часто отвечает на вопросы не впопад, не дослушав сам вопрос до конца.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают внимание к себе, мешают другим ученикам. Очень часто, учитель, не справляясь с таким учеником, настаивает на его переводе в другой класс или школу.

Работа с такими детьми должна строиться по возможности индивидуально, при этом основное внимание уделяется их отвлекаемости и самоорганизации.

Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения учителя с «трудным» учеником и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.

Рекомендации для учителя:  «Эффективные способы взаимодействия с гиперактивным ребенком  на уроке».

В первую очередь следует запастись терпением.

1. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски и недалеко от стола учителя. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

2. ВАЖНО соблюдать режим смены деятельности. Например, через 20-минутные интервалы разрешить ребенку встать и походить в конце класса, можно попросить протереть доску, убрать мел и т.д.

3. Использовать как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.

4.Цветовая маркировка – как способ формирования навыков самоорганизации. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые – по письму, красные – по математике и т.д.), то в дальнейшем их будет легче отыскивать, т.к. дети с СДВГ склоны постоянно терять свои школьные принадлежности.

5. Больше поощряйте ребенка. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Такие ученики больше других нуждаются в похвале, а негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

6. Дисциплине в классе помогают краткие и ясные правила.  Правила должны быть написаны крупным шрифтом и висеть на видном месте. Учитель должен пройтись по этим правилам вместе с гиперактивным ребенком   и удостовериться, что ребенок их понял и принял.

 7. Замечания и похвала должны сразу же следовать за действием гиперактивного    ученика в классе. Например, если нарушено правило, ребенок выкрикнул с места, то учитель должен отреагировать сразу.

8. ЖЕВАНИЕ! Гиперактивные дети постоянно что-то жуют: ручку, ластик на карандаше. На самом деле жевание помогает им сосредоточиться. Поэтому, иногда можно позволять им что-то жевать во время урока.

9. Для достижения оптимальных результатов в обучении ученика с СДВГ необходимо поддерживать тесные контакты как с самим ребенком, так и с его родителями. Психолог и учитель могут заполнять ежедневные карточки поведения или дневник наблюдения. Таким образом, ребенок получает негативное или позитивное подтверждения ежедневно, и видит в чем он успевает, а в чем нет. Кроме этого, такой способ позволяет держать родителей в курсе происходящего.

10. По возможности строить работу с такими детьми индивидуально, а индивидуальный подход может заключаться в следующем: чаще спрашивать на уроке, просить что-то принести или подать учителю, помочь собрать работы, рисунки, раздать материалы для занятий, т.е. занять ребенка полезной общественной работой, и тогда он будет ощущать, что полезен, будет стремиться к идеалу. Это поможет ребенку «высидеть» весь урок, не нарушая дисциплины.

Очень важна и профилактическая работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, профилактических бесед. Важно научить родителей избегать двух крайностей во взаимоотношении с ребенком: с одной стороны, проявление чрезмерной жалости и вседозволенности, а с другой – предъявление к ребенку завышенных требований, которые ребенок выполнить не в состоянии.

Рекомендации родителям ребенка с СДВГ:

1. Строить взаимоотношения с ребенком в позитивном формате: говорить с ребенком спокойно, без лишних эмоций.

2. Очень важен общий психологический климат в семье. Родителям нужно постараться уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми, и даже если назревает какая – то ссора, ребенок не должен ее видеть.

3. Поддерживать дома четкий распорядок дня (время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий должно соответствовать этому распорядку каждый день).

4. За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с конструктором, раскрашивание и т.д.) должно обязательно следовать поощрение. В качестве поощрения, например, можно разрешить ребенку посмотреть телевизор на полчаса больше, чем обычно.

5. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе. Это дает ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Таких детей нужно беречь от переутомления, так как переутомление может привести к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Методы психологической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников направлены на преодоление недостаточности внимания, оказание помощи влиться в коллектив (развитие навыков общения и социального взаимодействия), а также помочь учителю нормализовать взаимоотношения с «трудным» учеником. Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и приемы аутогенной тренировки, которые дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях.

Медикаментозная терапия также занимает важное место в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Рекомендовать ребенку с СДВГ тот или иной лекарственный препарат имеет право только врач.

Все практические рекомендации, о которых я сегодня рассказала, уже воплощены на практике.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей