Статья на тему «Психологический климат в классе. Трудные дети»

5
0
Материал опубликован 19 April 2020 в группе

Е.В.Козлова, учитель русского языка и литературы.

МОУ Средняя общеобразовательная школа №4

г. Балабаново Калужской обл.

Педагогическая статья

Психологический климат в классе. Трудные дети


 

В данной статье рассматривается проблема, связанная с изучением социально – психологического климата в 5 -8 классах средней школы. Дается характеристика и методы формирования благоприятного психологического климата в коллективе класса.

Особое место в данной статье отводится особенностям формирования личности «трудных» детей, а также способы реализации воспитательной деятельности классного руководителя с помощью различных упражнений и игр.

Актуальность проблемы формирования благоприятного психологического климата в классе заключается в том, что как родители, так и педагоги должны осознавать и четко понимать, что создание благоприятной обстановки в классе является важным компонентом всей педагогической и воспитательной работы. Ведь психологически здоровые, творческие, целеустремленные, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для страны. А вырастить таких людей – цель любого педагога.

Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие благоприятного психологического климата в классе и в школе в целом. Это очень важный аспект, так как обучение в школе занимает занимает добрую долю жизни человека. В это время происходит активное развитие личности.

Психологический климат – это настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера. От атмосферы, царящей в классе, зависит успех не только учебной деятельности, но и благополучного общего развития каждого школьника.

Способы преодоления неблагоприятного психологического климата в классе.

Как уже было сказано выше, успех педагогической деятельности напрямую зависит от благоприятного климата в классе. Но как же его добиться? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть само понятие социально – психологического климата. По мнению В.М. Шепеля, в это понятие входят:

Социальный климат. Он определяется тем, насколько в данном классе осознанны цели и задачи любой деятельности. При этом очень важным становится соблюдение прав и обязанностей каждого члена коллектива ( класса).

Моральный климат. Определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе ( классе) являются приоритетными.

Психологический климат. Неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящихся в контакте друг с другом.

Характеристики благоприятного климата в классе:

- в классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между учениками, наблюдается оптимизм в настроении, отношения между детьми строятся на принципах взаимовыручки. Детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

- в классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам коллектива, здесь поддерживают слабых, помогают новичкам.

- в классе ценят ответственность по отношению друг к другу, честность, бескорыстие, трудолюбие.

Характеристики неблагоприятного климата в классе:

- в классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, антипатия друг к другу, агрессивность, присутствует соперничество.

- ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

- в классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях; здесь нередко высмеивают слабых, новички чувствуют себя «лишними», чужими.

- нередко в классе возникают конфликтующие между собой группировки; некоторые стараются обособиться от остальных, класс невозможно заинтересовать общим делом.

В неблагоприятном психологическом климате ученик испытывает незащищенность, леность, зажатость, пассивность. Естественно, что в такой неблагоприятной среде ни о каком всестороннем развитии личности говорить не приходится. Эффективными способами поддержания социально-психологического климата в классе являются следующие:

Ставить цели, создавать условия для организации совместной деятельности детей. Здесь важен результат совместной деятельности учащихся, их межличностное взаимодействие.

Поощрять активность, инициативу, креативность.

Находить общие интересы класса и на их основе организовывать общие дела.

Привлекать ребят проводить свободное время вместе. Например, можно сходить в поход, на выставку, в музей и т.д.

Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых для класса событий. Здесь важна активная позиция педагога по отношению к классу.

Стараться показывать значимость общечеловеческих ценностей. Это можно делать на примерах различных героев из популярных художественных произведений.

Учить прислушиваться к мнению других, а потом приходить к общему компромиссному решению.

Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.

Итак, благоприятный психологический климат в коллективе (классе) – это совокупность психологических характеристик , настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, который благоприятно воздействует на членов этого коллектива, способствуют позитивному решению возникающих в коллективе (классе) проблем.

Роль классного руководителя в формировании благоприятного психологического климата в классе.

Классные руководители, «получая» свой класс, неизбежно сталкиваются с различными проблемами, которые влияют на психологический климат в классе. И вот здесь педагогу нужно будет реализовывать на практике принципы коллективного воспитания и индивидуального подхода в этом коллективном воспитании.

Личностный подход предполагает наличие у педагога осознанной цели – последовательно и целостно формировать и развивать систему отношений каждого ученика к миру, к себе, к окружающим. Для достижения этой цели педагог может использовать возможности, заложенные в жизнедеятельности коллектива. Личностный подход требует организации в коллективе целостного процесса воспитания личности. Целостным он становится в том случае, если формы и методы организации «жизнедеятельности» класса

А) создают условия для решения учащимися возрастных задач;

Б) способствуют развитию навыков саморегуляции;

В) позволяют ученикам проявлять и развивать интеллектуальные, социальные, художественные задатки и способности;

Г) формируют социально-ценностную систему отношений к миру, к себе, к окружающим.

Для реализации четырех задач, изложенных выше, все члены коллектива (класса) должны хотеть решать поставленные задачи, пытаться разобраться в конфликтных ситуациях, ставить и достигать определенные цели. Конечно же, всего вышеперечисленного добиться непросто. Это целенаправленная, последовательная работа каждого классного руководителя и коллектива в целом. Ведь положительный психологический климат в классе не может быть достигнут сам собой. Для формирования благоприятного психологического климата в ученических коллективах необходимо:

- разработать систему морального поощрения учеников;

- использовать различные методы мотивации: познавательные, эмоциональные и др.

- знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся: интеллектуальные, соматические и др.

- не перегружать избыточной информацией, не применять завышенные требования.

- предоставлять ученикам право на ошибку, стараться гасить развитие конфликтов

- проводить профилактику правонарушений, нарушений устава школы.

Девиз общей деятельности может звучать так:

Ученики -------- педагог (классный руководитель) ---------- родители.

Это единая команда, в которой царит дружеская, доверительная атмосфера.

Пути решения этих задач в нашем классе.

Классным руководителем я работаю сравнительно недавно. И могу сказать, что это очень трудно, но интересно.

Работая как учитель – предметник в разных классах, я поняла, что каждый класс развивается уникально. Взаимоотношения учащихся порой непредсказуемы. Но большинство ребят настроены на плодотворное позитивное взаимодействие.

Седьмой класс, где я работаю классным руководителем, состоит из нескольких подгрупп. Принцип деления на подгруппы происходит по половому признаку. У мальчиков свои интересы, у девочек – свои. Но дальше, я думаю, будет преобладать коммуникативный успех. На данный момент в классе наблюдается некоторое равнодушие друг к другу, присутствует некое принижение отдельных учеников. Но в целом класс активен, большинство ребят быстро и с охотой откликаются на просьбу о помощи учителю. Дети хотят нести ответственноть за доверенное им поручение.

Общаясь с детьми, работая с ними, я сделала вывод, что педагог может руководить развитием коллектива, опираясь на особенности класса, что именно классный руководитель должен формировать благоприятный психологический климат в своем классе для успешного обучения и личностного развития каждого школьника. Учитель – предметник выступает помощником классного руководителя, ведь он занимается тем же, но только каждый на своем уроке.

Трудные дети. Особенности формирования личности трудных детей.

«Трудные дети»… Как часто можно услышать это выражение. В чем же заключается их «трудность»?

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от общепринятых в обществе стандартов и норм. Вести социально – педагогическую работу с категорией детей, которых называют трудными, достаточно сложно. Поведение таких детей имеет свои особенности:

Отклоняющееся поведение ребенка наносит вред самому ребенку или окружающим людям ( девиантное поведение). Например, наркомания, преступность, неконтролируемая агрессия. Такое поведение обычно имеет продолжительный и стойкий характер.

Трудное поведение сопровождается социальной дезадаптацией, то есть ребенок не может реализовать процессы самореализации и адаптации.

Чаще всего девиантное поведение – это вынужденные реакции детей на неблагоприятные обстоятельства жизни. Но трудный – не значит потерянный. Эти дети требуют особого подхода со стороны педагогов и родителей. Бывает, что трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Любой классный руководитель так или иначе сталкивается с проблемой трудных детей. Состав трудных детей неоднороден. Трудность школьников обуславливается тремя факторами:

Педагогической запущенностью. Это дети, которые стали жертвами психолого – педагогической безграмотности родителей и педагогов.

Социальной запущенностью. Это школьники, которые имею криминальный опыт.

Отклонениями в состоянии здоровья.

Классный руководитель, работая с такими детьми, так или иначе уделяет им больше внимания. А как иначе? Ведь индивидуальный поход никто не отменял. Классный руководитель, привлекая психолога, проводит диагностическую, а затем коррекционную работу. Проводит групповые и индивидуальные консультации с ребятами « группы риска». Очень важна на этом этапе работа с семьей. Основная работа педагога – привлечь внимание родителей к занятиям с такими учащимися.

Важно проводить просветительскую работу. Это, конечно, классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми. То есть , основная работа проводится над профилактикой правонарушений.

Не менее важна работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление прчин, ведущих к проблемам ребенка – это и есть предупреждение различных конфликтных ситуаций.

Игры, упражнения, направленные на сплочение детского коллектива.

Развитию благоприятной психологической обстановки в школьном коллективе способствуют различные игры и упражнения. Такими упражнениями можно заниматься на классных часах и даже на физкультминутках. Системное использование игровых форм и методов в работе педагога приведет к тому, что в классе будет создан благоприятный психологический климат. Игра дает возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение. Это искра, зажигающая огонек любознательности детей в любом возрасте. Приведу пример некоторых упражнений и игр, используемых мной в работе со своим классом.

Игра «Делимся по признаку»

Суть игры: Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться, и расходится на две группы. Например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет. Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на две части.. Игра учит правилам взаимоотношений человека с коллективом, замечать эмоциональное состояние других людей. Следовательно, строить общение, контролировать свои эмоции, чувства, поступки.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Цель упражнения – учить находить в себе главные индивидуальные особенности.

Ход упражнения: Каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа, в круге написано: «Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем записи зачитываются.

Таким образом, возможность применения различных упражнений и игр способствует гармоничному развитию школьного коллектива.

Список использованной литературы.

Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – Москва, 2005 г.

И.П.Трушина. «Трудный» ребенок в семье и школе. – Калуга, 1974г.


 


 

 

 


 


 

 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.