12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнеева Ирина Владимировна17
Россия
0

Доклад на тему «Взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета ОРКСЭ»

Взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье ребенок обучался социальным ролям. За последние годы статус семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришла алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет число детских домов. Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.

(слайд 2)

Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы и семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

(слайд 3)

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Родители выбирают тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

(слайд 4)

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» носит воспитательный, нравственно-развивающий характер. Учебный модуль «ОРКСЭ» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

(слайд 5)

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа – создание установки на сотрудничество, заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Педагоги и психологи школы предлагают родителям советы

(слайд 6)

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

 

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Учащиеся представляют результаты групповых мини-проектов «Из истории русского национального костюма»,( слайд 10) «Милости просим к столу» - кулинарный калейдоскоп. Некоторые учащиеся совместно с родителями выполнят проекты на запланированные темы.
Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

Назначение предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем. Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все недостатки родителей. Не имея возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней, которые разрушают не только общество и семью, но и личность. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Этот предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей. Только так можно обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие ребенка.

Я преподаю этот предмет первый год и работаю над проблемой воспитания духовности через возрождение православных традиций.

 Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас,  я пошла по пути создания разработок уроков, презентаций изучаемых тем, детская православная библиотечка , изготовление поделок к православным праздникам.

Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.

На некоторых методах я хочу остановиться.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

    Метод проекта наиболее востребован. Мною запланированы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко» , «Моя семья – моё начало» и др.

В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:  

 - Напиши мини-сочинение

- Составь вопросы по изучаемой теме

- Подготовь сообщение, доклад, презентацию

       Для того чтобы повысить интерес к изучению урока, сделать его ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями.

Я рассказываю своим ученикам о православных праздниках, о том, что нельзя делать людям плохое не только или не столько из-за боязни, что и они ответят тебе тем же.

ОПК в школе  - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая.

Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим учит этот предмет.

Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса.. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

К новому предмету в Российской школе – ОПК, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Много проблем в преподавании этого предмета. Спорить можно много, но результат налицо. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так  и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

(слайд 11…).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.