Доклад «Самообразование как необходимое условие моей профессиональной деятельности»
Доклад
«Самообразование как необходимое условие
моей профессиональной деятельности»
...Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. И. Чуковский
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий
без помощи преподавателя.
Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности. Общество во все времена предъявляло, и всегда будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
«Учитель учится всю жизнь»- это известная истина.
Постоянная работа педагога над своим развитием очень важна в силу специфики его педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание детей.
Учителю не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.
Только путём самообразования мы придём к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого учителя.
Начала я свою работу по самообразованию с выбора темы и разработки плана работы. Так как я работаю с детьми с интеллектуальными нарушениями, тема развития мелкой моторики у учащихся является актуальной. Поэтому я и выбрала ее как тему самообразования.
Мой личный план самообразования.
Выбор темы
Постановка цели.
Теоретический этап
Практический этап
Этап анализа и представления опыта по теме.
Форма отчетности
1.тема самообразования:
Развитие мелкой моторики у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках, путем выполнения специальных упражнений и действий с предметами.
2.Цель самообразования:
Повышение своего профессионального мастерства, теоретических знаний. Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики у учащихся.
Этапы работы по самообразованию.
3. Теоретический. (На этом этапе изучаю методическую литературу, информацию с интернет ресурсов)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. ; Астрель, 2009.
Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб. ; Детство-Пресс, 2013
Сетевые педагогические сообщества (в которых я зарегистрирована:
Педсовет.оrg (pedsovet.org)
Открытый класс (www.openclass.ru)
Продлёнка(http://www.prodlenka.org)
Про школу.ру(http://www.proshkolu.ru)
Социальная сеть работников образования (nsportal.ru)
Инфоурок (https://infourok.ru/) Мой сайт (https://infourok.ru/user/konova-marina-vyacheslavovna)
Урок. РФ (https://урок.рф/login)
Международный образовательный портал МААМ.RU
Курсы, вебинары, онлайн-конференции.
Практический этап.
В своей работе на этом этапе я применяю накопленный опыт современных педагогов. И в своей работе использую основные принципы:
• Систематичность. Необходимо придерживаться системы в проведении игр и упражнений. Не следует ожидать быстрых результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
• Последовательность. Работа осуществляется (от простого к сложному).
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав могут меняться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Работа по развитию мелкой моторики у учащихся осуществляется в процессе всей учебной деятельности. Для этого веду работу над пополнением методического материала.
Пополняю картотеку пальчиковых гимнастик, игр.
Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети развивают мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Изготовила дидактические игры.
«Веселые прищепки», «Шнуровки», « Подбери серединку для цветка» (с крышечками), «Пуговички» ( по цвету, по форме), «Разноцветные резиночки», «Собери картинку», «Разноцветные пуговицы», «Игры – застежки» ( на пуговицах, на молниях, на липучках и т.д); «Собери бусы», «Картинка из палочек», «Собери по образцу» и др.
На уроках, занятиях внеурочной деятельности и коррекционных занятиях, так же провожу работу по развитию мелкой моторики. Обучающихся знакомлю с различными материалами (бумага, вата, тесто, пластилин, нитки, крупа и т.д.). Дети узнают свойства этих материалов, действуют с ними (разминают, размазывают, отщипывают пластилин (соленое тесто), пересыпают крупу, сортируют крупу, мнут, разрывают бумагу, наматывают нитки на клубок, работают с ножницами и т.д.)
Выполняем творческие работы из крупы, цветной соли, работы из пластилина, мозаики и аппликации из бумаги, работы из ватных дисков. Большой интерес у обучающихся вызывает рисование нетрадиционными способами (отпечатками ладоней, пальчиков, различных предметов, так же рисование ватными палочками, губкой, свечой, набрызгом и т.д.
5 Этап (анализ, представление опыта работы по теме).
Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Большое удовольствие учащиеся испытывают от творческого процесса.
Испытывают гордость от того, что он смог что-то сделать сам. И конечно обязательно нужно учить детей доводить начатое дело до конца.
Работать над этой темой буду продолжать. Буду искать новые методические приемы, которые буду применять в работе по развитию мелкой моторики рук, общей моторики и конечно развивать у детей самостоятельность и интерес к различным видам деятельности.
6.Форма отчетности:
консультации для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности», «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка»;
картотека пальчиковых игр и гимнастик;
выставка игр, способствующих развитию мелкой моторики;
выставка творческих работ обучающихся;
открытый урок по ручному труду.
Список использованной литературы:
Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 36-40
Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: Академия, 2002. - 324 с.
Маллер, А.Р. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: АСТ, 2001. - 218 с.
Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр. - С.-Пб., 2000
Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. - М.: АСТ, 2009. - 24-32с
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. - М. АСТ, 2010. - 32-43с.
В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.-С.пб.,-2008
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.