Доклад «Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования»
ВВЕДЕНИЕ
Понятие парадигмы может быть интерпретировано разными способами. Т. Кун в классическом труде «Структура научных революций» утверждает, что парадигма — это принятая модель, эталон, образец, предопределяющий научное мировосприятие и служащий основанием для возникновения научной картины мира. «Парадигмы — признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [10]. Нормальная наука (по Т. Куну) не создает новые теории, а «прорабатывает теории и явления, заведомо предопределенные парадигмой» [10].
В отличие от Т. Куна, утверждавшего, что «в основных областях науки всегда господствует и должна господствовать одна-единственная высшая парадигма» [10]. К. Поппер и И. Лакатос, позиция которых реально отражает действительность, считали возможным одновременное развитие нескольких конкурирующих парадигм и исследовательских программ. Любая парадигма мозаична Она учитывает многообразие мировоззрений различных индивидов, слоев, культур. Но в этой мозаике имеется та степень взаимного соответствия и связей, которые обеспечивают внутреннее единство парадигмы.
В отличие от естественных наук, в педагогике парадигмы:
· существуют параллельно, не исключая друг друга;
· четко различаются только в теоретическом плане и только на уровне тенденций;
· разнообразные. Нет и не может быть исключительной парадигмы, своего рода педагогической «панацеи», решающей социально-педагогические задачи разных эпох [13].
Единого педагогического подхода к систематизации образовательных парадигм, универсальной классификации образовательных моделей пока не выработано. Наиболее перспективными для дальнейшей научной разработки представляются интегративные подходы, основывающиеся на принципе комплексного анализа сложных социальных систем (к которым относят и образование), включающие философские, культурологические, технологические и другие аспекты.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. СУЩНОСТЬ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Личностно-ориентированное образование – это то, которое способно ориентироваться на уникальность и своеобразие личности обучающегося и создавать условия для обретения личностного и профессионального смысла вместе с индивидуальными ценностями и установками [5].
2. ФОРМУЛА ПАРАДИГМЫ
Гуманизация образования + свобода выбора образовательной стратегии и пути ее реализации + профессиональная мобильность + конкурентоспособность + социальная защищенность = личностно-ориентированная парадигма профессионального образования.
3.СЛОГАН ПАРАДИГМЫ
Создай себя сам.
Опираясь на современные потребности материального производства и социальные запросы общества формируется человек. Преподаватель, используя педагогические технологии, способствует развитию личности с собственным мировоззрением, профессиональными ориентирами и способами взаимодействия с окружающими людьми.
Познавательная деятельность студентов актуализирует значимость интерактивных технологий для создания условий совместной учебной деятельности учащихся и педагога в разных учебных ситуациях. Интеграция этих технологий и традиционной системы обучения (понятийный и фундаментальный характер знаний, системность видения и отражения реальной действительности, поэтапность усвоения знаний, понятий, признаков) позволит моделировать процесс подготовки специалиста как последовательную и постепенную трансформацию учебно-познавательной деятельности в профессиональную [7].
4. МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Миссия образования в русле заявленной парадигмы — это подготовка молодого поколения, способного защищать, укреплять, развивать государство и получать при этом возможность самореализоваться и удовлетворять свои интересы.
Возможность полноценного освоения профессии, обеспечивает условия формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, позволяет определить стратегию и тактику самораскрытия творческого потенциала человека в контексте профессионально ориентированного образования, что направляет многоаспектные изменения, деятельностно-практическое самообогащение и самоосуществление личности.
Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования включает все параметры педагогического процесса, а ее практическое внедрение осуществляется на принципах системного подхода. Она выражается в доминировании целей личностного развития специалиста; ориентации на мотивацию достижения и жизненного успеха личности; формирование духовных ценностей и высокой нравственности; свободе выбора и личной ответственности за него всех участников педагогического процесса; моделировании поведения и деятельности как организационной основы проектирования образовательного процесса
5. ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В традиционной схеме образования предмет учащегося задается внешними целями, не затрагивающими его мотивации, а данная модель образования сначала связывает учащегося с его призванием, а затем мотивированно под призвание вводится предмет, специально адресованный учащемуся в качестве различных типов занятий (лекция, семинар, практическое занятие и др.) [8].
Принципы образования в русле заявленной парадигмы:
a) Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и к самому
себе, активность обучаемого выступает в своем творческом проявлении;
b) Принцип природосообразности, позволяющий учитывать природные особенности человека (физиологические, психологические, анатомические и др.) и его возрастные особенности. Этот принцип предусматривает при организации учебного процесса опору на природные свойства учащегося. Например, на его любознательность, активность, способности. Этот подход нацеливает на развитие его эмоциональной сферы, в частности, интереса, мотивации к изучению материала, на стимулирование чувства удовлетворения, ощущение успеха от удачно осуществляемой деятельности;
c) Принцип продуктивности, нацеливающий на продуктивную творческую деятельность, на создание реальных продуктов обучения. Это обеспечивает внутренние приращения не только в виде знаний, навыков и умений, но и в плане духовного развития личности, а также формирования опыта как учебно-познавательного, так и социально-культурного, способствующего социализации духовных свойств личности;
d) Принцип автономичности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности студентов наличие элементов само и взаимообучения [14].
6.ТЕРМИНОЛОГИЯ ПАРАДИГМЫ
Диалогичность - интегральное и объемное свойство личности, характеризующее ее способность (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую) к диалогическому образованию. Феномен диалогичности имеет трехкомпонентную структуру, в состав которой входят отношение, отражение и обращение, которые объединяются в «коммуникативном ядре» (А. А. Бодалев) личности, являясь его составной частью. Диалогичность представляет собой не только направленность субъекта образования. на познание другого человека, но и показатель конкретной реализации диалогической программы данного субъекта и его эмоционального состояния в образовании [15].
Зона оптимума – понятие, предполагающее наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них [15].
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [15].
Личностно-ориентированное образование - целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества [15].
Мотивация - качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта мотивация (принятие и обоснование деятельности) [4, 15].
Самореализация – стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного [4, 15].
Смыслотворчество – определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни) [4, 15].
Творческая преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности) [4].
7. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие познавательных потребностей, поиск новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса [14].
8. ОЖИДАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
- саморазвитие (способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния и этапов его достижения, корректировке процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.) [12, 15];
- адаптация – результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях [2];
- саморегуляция деятельности – это регуляция, осуществляемая человеком, как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности [12, 15];
- самовоспитание определяется как качество личности, возникающее не только как продолжение воспитания, а как качественная особенность, закономерно возникающая в ходе диалектического развития личности в современных условиях [15];
- самоэффективность определяется как восприятие человеком способности мобилизировать собственную мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченной цели [12, 15].
9. ОЖИДАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРЕПОДАВАНИЮ
- любовь к детям (важнейший компонент принципа гуманизма, ее отсутствие Сухомлинский В.А. рассматривал как профнепригодность) [2];
- увлеченность профессией (увлеченность работой поддерживается за счет оценки педагогом уровня своей профессиональной компетентности, и является мотивацией к большей увлеченности работой; педагог с высоким уровнем жизненной энергии выдерживает стрессовые ситуации, сохраняя внутренний баланс, успешность деятельности) [2];
способность к:
- самосовершенствованию (сознательная работа по личностному росту и развитию) [4, 15];
- принятию разных способов бытия (как объекта потребностей и действий разных личностей) [4, 15];
- творческому характеру своего труда (Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач) [4, 15];
- креативности профессионального поведения (творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность («творчество») означает, прежде всего, особый склад ума, особое качество умственных процессов. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей [15];
- самоорганизации педагогического творчества посредством обращения к содержанию культурных ценностей образования, как к главной ценности человеческой личности [15].
1. Абдрафикова А.Р. Гуманистическая парадигма современного педагогического образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. – С. 13-17
2. Андриади И.П. Педагогический словарь: словарь / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 224 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
4. Другие авторы [электронный ресурс] // Личностно-ориентированное образование. Авторская концепция А.А. Плигина // сайт Андрея Хлынина. URL: http://pligin.ru/avtors.html (Дата обращения: 25.11.2017). 5. Железкина И.И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода // Вестник БГУ, 2012. № 1 (2). – С. 65-68.
6. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности //70-летию Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования посвящается //Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. - СПб., 2009. – С. 52-54
7. Капин А.В. Ведущие парадигмы образования [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/20/sovremennye-pedagogicheskie-paradigmy-professionalnogo (Дата обращения: 2.12.2017).
8. Косарев В. Н., Рыков М. Ю. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. – С. 89-94.
9. Краузе А.А. Деятельностный подход в образовании в контексте современных методологических оснований // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2. – С. 30-35.
10. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
11. Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики. // Р.И. Кусарбаев Актуальные проблемы науки. - М.: МПГУ, 2000. – С. 17-28.
12. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. - 2017. - № 15. – С. 530-536.
13. Морева О.В. Педагогические парадигмы: опыт систематизации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2004. № 2. – С. 154-165.
14. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.
15. Педагогический словарь [электронный ресурс] // Журнал: дошкольная педагогика, социальная психология и педагогика, воспитание, образование, школа и институт педагогики, специальная педагогика. URL: http://www.pedpro.ru/termins/ (Дата обращения: 23.11.2017).
Иван Константинович Астанин
Худякова Светлана Викторовна