Доклад «Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования»

5
2
Материал опубликован 21 March 2019 в группе

ВВЕДЕНИЕ

Понятие парадигмы может быть интерпретировано разными способами. Т. Кун в классическом труде «Структура научных революций» утверждает, что парадигма — это принятая модель, эталон, образец, предопределяющий научное мировосприятие и служащий основанием для возникновения научной картины мира. «Парадигмы — признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [10]. Нормальная наука (по Т. Куну) не создает новые теории, а «прорабатывает теории и явления, заведомо предопределенные парадигмой» [10].

В отличие от Т. Куна, утверждавшего, что «в основных областях науки всегда господствует и должна господствовать одна-единственная высшая парадигма» [10].    К. Поппер и И. Лакатос, позиция которых реально отражает действительность, считали возможным одновременное развитие нескольких конкурирующих парадигм и исследовательских программ. Любая парадигма мозаична Она учитывает многообразие мировоззрений различных индивидов, слоев, культур. Но в этой мозаике имеется та степень взаимного соответствия и связей, которые обеспечивают внутреннее единство парадигмы.

В отличие от естественных наук, в педагогике парадигмы:

·        существуют параллельно, не исключая друг друга;

·        четко различаются только в теоретическом плане и только на уровне тенденций;

·        разнообразные. Нет и не может быть исключительной парадигмы, своего рода педагогической «панацеи», решающей социально-педагогические задачи разных эпох [13].

Единого педагогического подхода к систематизации образовательных парадигм, универсальной классификации образовательных моделей пока не выработано. Наиболее перспективными для дальнейшей научной разработки представляются интегративные подходы, основывающиеся на принципе комплексного анализа сложных социальных систем (к которым относят и образование), включающие философские, культурологические, технологические и другие аспекты.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

1. СУЩНОСТЬ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 Личностно-ориентированное образование – это то, которое способно ориентироваться на уникальность и своеобразие личности обучающегося и создавать условия для обретения личностного и профессионального смысла вместе с индивидуальными ценностями и установками [5].

2. ФОРМУЛА ПАРАДИГМЫ

 

 Гуманизация образования + свобода выбора образовательной стратегии и пути ее реализации + профессиональная мобильность + конкурентоспособность + социальная защищенность = личностно-ориентированная парадигма профессионального образования.

 3.СЛОГАН ПАРАДИГМЫ

 

Создай себя сам.

Опираясь на современные потребности материального производства и социальные запросы общества формируется человек. Преподаватель, используя педагогические технологии, способствует развитию личности с собственным мировоззрением, профессиональными ориентирами и способами взаимодействия с окружающими людьми.

Познавательная деятельность студентов актуализирует значимость интерактивных технологий для создания условий совместной учебной деятельности учащихся и педагога в разных учебных ситуациях. Интеграция этих технологий и традиционной системы обучения (понятийный и фундаментальный характер знаний, системность видения и отражения реальной действительности, поэтапность усвоения знаний, понятий, признаков) позволит моделировать процесс подготовки специалиста как последовательную и постепенную трансформацию учебно-познавательной деятельности в профессиональную [7].

 4. МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Миссия образования в русле заявленной парадигмы — это подготовка молодого поколения, способного защищать, укреплять, развивать государство и получать при этом возможность самореализоваться и удовлетворять свои интересы.

Возможность полноценного освоения профессии, обеспечивает условия формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, позволяет определить стратегию и тактику самораскрытия творческого потенциала человека в контексте профессионально ориентированного образования, что направляет многоаспектные изменения, деятельностно-практическое самообогащение и самоосуществление личности.

Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования включает все параметры педагогического процесса, а ее практическое внедрение осуществляется на принципах системного подхода. Она выражается в доминировании целей личностного развития специалиста; ориентации на мотивацию достижения и жизненного успеха личности; формирование духовных ценностей и высокой нравственности; свободе выбора и личной ответственности за него всех участников педагогического процесса; моделировании поведения и деятельности как организационной основы проектирования образовательного процесса

5. ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В традиционной схеме образования предмет учащегося задается внешними целями, не затрагивающими его мотивации, а данная модель образования сначала связывает учащегося с его призванием, а затем мотивированно под призвание вводится предмет, специально адресованный учащемуся в качестве различных типов занятий (лекция, семинар, практическое занятие и др.) [8].

Принципы образования в русле заявленной парадигмы:

a)              Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и к самому

 себе, активность обучаемого выступает в своем творческом проявлении;

b)              Принцип природосообразности, позволяющий учитывать природные особенности человека (физиологические, психологические, анатомические и др.) и его возрастные особенности. Этот принцип предусматривает при организации учебного процесса опору на природные свойства учащегося. Например, на его любознательность, активность, способности. Этот подход нацеливает на развитие его эмоциональной сферы, в частности, интереса, мотивации к изучению материала, на стимулирование чувства удовлетворения, ощущение успеха от удачно осуществляемой деятельности;

c)              Принцип продуктивности, нацеливающий на продуктивную творческую деятельность, на создание реальных продуктов обучения. Это обеспечивает внутренние приращения не только в виде знаний, навыков и умений, но и в плане духовного развития личности, а также формирования опыта как учебно-познавательного, так и социально-культурного, способствующего социализации духовных свойств личности;

d)              Принцип автономичности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности студентов наличие элементов само и взаимообучения [14].

 6.ТЕРМИНОЛОГИЯ ПАРАДИГМЫ

 

Диалогичность - интегральное и объемное свойство личности, характеризующее ее способность (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую) к диалогическому образованию. Феномен диалогичности имеет трехкомпонентную структуру, в состав которой входят отношение, отражение и обращение, которые объединяются в «коммуникативном ядре» (А. А. Бодалев) личности, являясь его составной частью. Диалогичность представляет собой не только направленность субъекта образования. на познание другого человека, но и показатель конкретной реализации диалогической программы данного субъекта и его эмоционального состояния в образовании [15].

Зона оптимума – понятие, предполагающее наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них [15].

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [15].

Личностно-ориентированное образование - целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества [15].

Мотивация - качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта мотивация (принятие и обоснование деятельности) [4, 15].

Самореализациястремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного [4, 15].

Смыслотворчество – определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни) [4, 15].

Творческая преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности) [4].

 7.  ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Развитие познавательных потребностей, поиск новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса [14].

 8. ОЖИДАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

 

- саморазвитие (способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния и этапов его достижения, корректировке процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.) [12, 15];

- адаптация – результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях [2];

- саморегуляция деятельности – это регуляция, осуществляемая человеком, как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности [12, 15];

- самовоспитание определяется как качество личности, возникающее не только как продолжение воспитания, а как качественная особенность, закономерно возникающая в ходе диалектического развития личности в современных условиях [15];

- самоэффективность определяется как восприятие человеком способности мобилизировать собственную мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченной цели [12, 15].

 9. ОЖИДАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРЕПОДАВАНИЮ

 

- любовь к детям (важнейший компонент принципа гуманизма, ее отсутствие Сухомлинский В.А. рассматривал как профнепригодность) [2];

- увлеченность профессией (увлеченность работой поддерживается за счет оценки педагогом уровня своей профессиональной компетентности, и является мотивацией к большей увлеченности работой; педагог с высоким уровнем жизненной энергии выдерживает стрессовые ситуации, сохраняя внутренний баланс, успешность деятельности) [2];

способность к:

- самосовершенствованию (сознательная работа по личностному росту и развитию) [4, 15];

- принятию разных способов бытия (как объекта потребностей и действий разных личностей) [4, 15];

- творческому характеру своего труда (Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач) [4, 15];

- креативности профессионального поведения (творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность («творчество») означает, прежде всего, особый склад ума, особое качество умственных процессов. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей [15];

- самоорганизации педагогического творчества посредством обращения к содержанию культурных ценностей образования, как к главной ценности человеческой личности [15].

 

1. Абдрафикова А.Р. Гуманистическая парадигма современного педагогического образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. – С. 13-17

2. Андриади И.П. Педагогический словарь: словарь / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 224 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

4. Другие авторы [электронный ресурс] // Личностно-ориентированное образование. Авторская концепция А.А. Плигина // сайт Андрея Хлынина. URL: http://pligin.ru/avtors.html (Дата обращения: 25.11.2017).                                                                                              5. Железкина И.И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода // Вестник БГУ, 2012. № 1 (2). – С. 65-68.

6. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности //70-летию Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования посвящается //Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. - СПб., 2009. – С. 52-54

7. Капин А.В. Ведущие парадигмы образования [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/20/sovremennye-pedagogicheskie-paradigmy-professionalnogo    (Дата обращения: 2.12.2017). 

8. Косарев В. Н., Рыков М. Ю. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. – С. 89-94.

9. Краузе А.А. Деятельностный подход в образовании в контексте современных методологических оснований // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2. – С. 30-35.

10. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

11. Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики.  // Р.И. Кусарбаев Актуальные проблемы науки. - М.: МПГУ, 2000. – С. 17-28.

12. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. - 2017. - № 15. – С. 530-536.

13. Морева О.В. Педагогические парадигмы: опыт систематизации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2004. № 2. – С. 154-165.

14. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.

15. Педагогический словарь [электронный ресурс] // Журнал: дошкольная педагогика, социальная психология и педагогика, воспитание, образование, школа и институт педагогики, специальная педагогика. URL: http://www.pedpro.ru/termins/ (Дата обращения: 23.11.2017). 

Комментарии

Светлана Викторовна! Я не большой специалист в философии, я технарь, но слово "парадигма" у меня воспринимается синонимами понятий: "картина существующего мира", "направление развития науки", "единство живой и не живой природы". Даже, очень уважаемые мной, Пригожин и Гленсдорф не изменили парадигму, их теория флуктуаций лишь подтвердила единство законов природы.

23 March 2019

Уважаемый Иван Константинович. Это не философия, а основы педагогики. Из педагогического словаря: парадигма - это совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Положения, принятые сообществом меняются с течением времени. На современном этапе значительно быстрее, несмотря на консерватизм системы образования.

19 October 2019