12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мохова Наталья Сергеевна24 |
Доклад "Преемственность в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР"
Доклад.
«Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Автор : учитель истории и обществознания Мохова Н.С.
МБОУ Казаковская СОШ
2020 год
«Духовность - это во имя чего или кого мы живем,
нравственность, по каким правилам живем»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Вопроса необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, остаётся сегодня актуальным для общества особенно остро. В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России.
Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.;
Распоряжением Правительства Российской Федерации «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Минобрнауки России «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Образование - это процесс и результат приобщения
История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение - это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.
Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.
ОДНКНР - это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.
Содержание предметов - культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов - диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.
Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:
Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.
Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении.
Психологическая – совершенствование форм организации учебно‑воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.
Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
Методическая - взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.
Административная – хорошо отработанная нормативно‑правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.
ОПК - исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:
- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;
- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;
- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.
Если говорить о расширении в рамках модуля межпредметных связей, то они уже существуют. Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы. Не раз знания полученные, при преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в пятом классе в истории Древнего мира есть тема «Древнее Израильское царство». Как тут можно обойти вниманием и не рассказать о десяти заповедях, израильских пророках, определявших жизнь того общества. В предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В школе сейчас всячески поощряется проектная деятельность учеников. Представьте - возможны индивидуальные или коллективные проекты, затрагивающие и ОПК, и другие предметы. Например, возьмем тему «Осень». Со стороны ОПК тут, например, может быть рассказ о православных праздниках, приходящихся на осень, о каких-то осенних датах церковной истории. А сколько про осень можно найти материала по географии, истории, биологии… не говоря уже о литературе и ИЗО.
Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов.
Тема «Культура и религия», объединяет все модули курса. На таком занятии активно можно использовать различные виды заданий: «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. На уроке по теме «Милосердие», который является межмодульным, обучающиеся инсценируют «Притчу о добром самарянине». Работа учащихся на занятии организуется в группах. В рамках урока интегрируются игровая технология, технология развития критического мышления, интерактивные технологии, проблемный, метод образного видения.
Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.
Действительно ли курс «Основы религиозных культур», и в частности «Основы православной культуры» способен положительно воспитывать детей, прививать им высокую нравственность? Предполагается, что курс «Основы православной культуры» дает правильные ответы и взрослому, и ребенку на эти вопросы. Дети действительно в течение курса меняются к лучшему, это хорошо видно по взаимоотношениям ребят в классе: они становятся добрее, охотнее идут на компромиссы и стараются избегать конфликтов. Об этом свидетельствуют и учителя-коллеги. Добро и зло, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, уважительное отношении к ее истории и культуре - вот эти и другие темы, затрагиваемые предметом. Это хорошо, что мы имеем возможность говорить об этом! Это очень нужно для формирования здоровой личности. И многие ли родители способны рассказывать об этом со своими детьми на высоком уровне? В курсе «Основы православной культуре» все это подается интересно и содержательно.
Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.
Список литературы
Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс / Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.
Методические материалы по Основам православной культуры.
Документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;