Доклад «Преемственность в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»
Доклад.
«Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Автор : учитель истории и обществознания Мохова Н.С.
МБОУ Казаковская СОШ
2020 год
«Духовность - это во имя чего или кого мы живем,
нравственность, по каким правилам живем»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Вопроса необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, остаётся сегодня актуальным для общества особенно остро. В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России.
Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.;
Распоряжением Правительства Российской Федерации «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Минобрнауки России «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции.
История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение - это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.
Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.
ОДНКНР - это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.
Содержание предметов - культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов - диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.
Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:
Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.
Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении.
Психологическая – совершенствование форм организации учебно‑воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.
Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
Методическая - взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.
Административная – хорошо отработанная нормативно‑правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.
ОПК - исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:
- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;
- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;
- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.
Если говорить о расширении в рамках модуля межпредметных связей, то они уже существуют. Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы. Не раз знания полученные, при преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в пятом классе в истории Древнего мира есть тема «Древнее Израильское царство». Как тут можно обойти вниманием и не рассказать о десяти заповедях, израильских пророках, определявших жизнь того общества. В предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В школе сейчас всячески поощряется проектная деятельность учеников. Представьте - возможны индивидуальные или коллективные проекты, затрагивающие и ОПК, и другие предметы. Например, возьмем тему «Осень». Со стороны ОПК тут, например, может быть рассказ о православных праздниках, приходящихся на осень, о каких-то осенних датах церковной истории. А сколько про осень можно найти материала по географии, истории, биологии… не говоря уже о литературе и ИЗО.
Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов.
Тема «Культура и религия», объединяет все модули курса. На таком занятии активно можно использовать различные виды заданий: «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. На уроке по теме «Милосердие», который является межмодульным, обучающиеся инсценируют «Притчу о добром самарянине». Работа учащихся на занятии организуется в группах. В рамках урока интегрируются игровая технология, технология развития критического мышления, интерактивные технологии, проблемный, метод образного видения.
Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.
Действительно ли курс «Основы религиозных культур», и в частности «Основы православной культуры» способен положительно воспитывать детей, прививать им высокую нравственность? Предполагается, что курс «Основы православной культуры» дает правильные ответы и взрослому, и ребенку на эти вопросы. Дети действительно в течение курса меняются к лучшему, это хорошо видно по взаимоотношениям ребят в классе: они становятся добрее, охотнее идут на компромиссы и стараются избегать конфликтов. Об этом свидетельствуют и учителя-коллеги. Добро и зло, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, уважительное отношении к ее истории и культуре - вот эти и другие темы, затрагиваемые предметом. Это хорошо, что мы имеем возможность говорить об этом! Это очень нужно для формирования здоровой личности. И многие ли родители способны рассказывать об этом со своими детьми на высоком уровне? В курсе «Основы православной культуре» все это подается интересно и содержательно.
Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.
Список литературы
Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс / Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.
Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры
Документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;