Доклад «Преемственность и роль родителей в повышении уровня общего образования учащихся»
Преемственность и роль родителей в повышении уровня общего образования учащихся.
Единый государственный экзамен является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ГИА обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Государство с помощью общероссийской системы оценивания знаний выпускников старается дать шанс поступить в институты и университеты именно тем детям, которые хорошо освоили программу обучения
Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с начальных классов. Исключительно важным становится преемственность начального и среднего этапов образования, планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если педагоги хорошо представляют себе "вчера-сегодня-завтра" знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.
Достичь цели и решить задачи в обучении традиционными методами бывает, порой, невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения. Хочу предложить вашему вниманию один из способов решения подобных задач.
Для получения положительного результата заинтересованы все стороны учебного процесса: педагоги, учащиеся, родители. И учителя, и родители уже с первых лет обучения пытаются «уловить» к каким наукам ребёнок проявляется явный интерес. Огромную роль в выборе будущей профессии, а значит ряда предметов, необходимых для поступления ребёнка, играет родитель. Это, безусловно, психологический фактор, «родители знают лучше», но практика показывает, что приходя в 9-11классы, большинство выпускников еще «мечутся» в своем выборе относительно будущей профессии, а значит и предметов по выбору. Помощь родителей на начальном этапе подготовки к аттестации и последующему поступлению очень важна.
В конце 4 класса учитель проводит опрос среди учащихся и родителей на тему: «Интересы и увлечения». Дети отвечают на вопросы: какие предметы интересны больше всего? что именно интересует? что хочется узнать? можешь представить, где и когда могут пригодиться эти знания? как ты думаешь, какую профессию можно получить, изучая любимые предметы?
Родители отвечают на вопросы касаемо своего ребёнка: к чему ребенок проявляет явный интерес? по средствам чего, со стороны, родителей «подогревается» интерес к наукам? в чем вы видите таланты вашего ребенка? какую профессию вам бы хотелось, чтобы получил ваш ребенок? какие предметы вы бы выбрали для дополнительной работы с педагогами? и т.д. Используя опыт собственных наблюдений, данных опроса детей и родителей учитель составляет сводную таблицу интересов.
В пятом классе, на родительском собрании, предлагается образовательный маршрут по нескольким направлениям: «естественно-научное» (география-биология-экология-химия), «гражданско-правовое» (история, общество), «математическое» (информатика, математика), «лингвистическое» (русский язык, английский) и пр. Учителя –предметники знакомят родителей с программами, даются рекомендации, в каком направлении их ребенок может раскрыть свой потенциал. Составляются группы по направления. Так, например, учитель биологии, помимо общеобразовательной программы, составляется перспективный план по подготовке группы учащихся к экзаменам. Администрацией выделяются часы на кружковую работу. Учащиеся на занятиях получают знания расширяющие их кругозор, учатся решать все виды заданий представленных на экзаменах, ставят простые научные эксперименты, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах разного уровня, уделяя время на дополнительное штудирование школьной программы, на летних каникулах выполняются задания научно-практического характера (составление гербария и определение растений, составление «Красной книги» района или области, оформление фотовыставок и пр). В конце каждого года проходит аттестация в виде итогового тестирования. На всем протяжении обучения родителям предлагается параллельная работа. Её смысл в контроле посещения дополнительных занятий, помощь в выполнении творческий заданий, поощрение успехов ребенка, при необходимости, помощь в приобретении дополнительной научно-учебной литературы, в организации выездных мероприятий.
Но, даже при наличии грамотно составленной программы, разнообразного занимательного материала, помощи родителей, работа будет неполноценной, если нет сотрудничества с другими учителями-предметниками. Так, при подготовке к ГИА, если учащийся выбрал, например, поступление в медицинский колледж на стоматологический факультет, необходимо включить ряд занятий по лепке с учителем-предметником по технологии или изо, чтобы подготовиться к творческому конкурсу. Учитель обж может провести курс лекции и практических занятий по оказанию первой медицинской помощи.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время. Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что начинать подготовку нужно с самых первых уроков уже в 5 классе, и заниматься постоянно, из урока в урок, ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.